Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:59, контрольная работа
Вопрос о происхождении жизни, о возникновении на Земле первых живых существ принадлежит к числу величайших, я бы даже сказала основных проблем естествознания. Каждый человек, на каком бы уровне развития он ни стоял, сознательно или бессознательно, задает себе этот вопрос и плохо ли, хорошо ли на него отвечает, так как без этого ответа не может быть создано никакое, даже самое примитивное мировоззрение.
Введение
Основные гипотезы происхождения жизни
Креационистская концепция
Теория саморождения
Эволюционистская концепция
Концепция панспермии
Заключение
Список используемой литературы
Вопрос о происхождении жизни, о возникновении
на Земле первых живых существ принадлежит
к числу величайших, я бы даже сказала
основных проблем естествознания. Каждый
человек, на каком бы уровне развития он
ни стоял, сознательно или бессознательно,
задает себе этот вопрос и плохо ли, хорошо
ли на него отвечает, так как без этого
ответа не может быть создано никакое,
даже самое примитивное мировоззрение.
История учит нас, что проблема происхождения
жизни привлекала к себе человеческий
ум уже с незапамятных времен. Нет такой
религиозной или философской системы,
нет такого крупного мыслителя, которые
не уделяли бы этой проблеме самого пристального
внимания. В разные эпохи и на разных ступенях
культуры вопрос о происхождении жизни
решался по- разному, но всегда вокруг
него развертывалась острая борьба двух
непримиримых философских лагерей - идеализма
и материализма.
Вопрос зарождения жизни, т. е. превращения
неживой природы в живую, является одним
из кардинальных в биологической науке.
Решение его еще далеко от завершения.
По вопросу происхождения жизни на Земле
между учеными постоянно ведутся дискуссии.
Одни считают, что жизнь на нашей планете
имеет сугубо земное происхождение, другие
высказываются в пользу ее космического
происхождения. В межзвездном пространстве
открыто большое число органических молекул,
которые, попав в благоприятные условия,
могут дать начало зарождению жизни и
на планете Земля, и на других. Но поскольку
мы имеем дело только с жизнью на Земле,
и нам ничего не известно о каких-либо
других, внеземных формах живой природы,
то когда говорят о происхождении жизни
во Вселенной, подразумевают, конечно
же, ее происхождение на Земле, или, иначе
говоря, вопрос о происхождении жизни
рассматривается относительно земных
форм живой материи. В данной контрольной
работе я хотела бы остановиться на основных
гипотезах возникновения жизни и рассмотреть
вклад в развитие биологии как науки каждой
из них.
1.1.
Креационистская
концепция.
Одну из них трудно назвать гипотезой, поскольку она представляет собой религиозную точку зрения на происхождение живого, т.е. для религии является не гипотезой (вероятностным предположением), а несомненным, достоверным, истинным знанием (конечно же, богооткровенным и иррациональным). Однако для науки религиозная точка зрения на происхождение жизни представляет собой именно гипотезу (причем ненаучную). Религиозная версия происхождения живой природы, равно как и неживой, обычно называется креационизмом (от лат. creatio — созидание). Согласно этой идее жизнь есть результат божественного творения мира за шесть дней. Как уже говорилось, креационизм не имеет прямого отношения к науке, но, будучи одной из точек зрения на происхождение жизни, не может быть оставлен без внимания при обсуждении данной проблемы.
1.2. Теория саморождения.
Другая гипотеза происхождения живого, которая характерна, прежде всего, для древней науки, чаще всего называется абиогенезом (от греч. a — не, bios — жизнь, genos, genesis — происхождение). По этой гипотезе живое спонтанно и самопроизвольно может возникать из неживого в течение незначительного времени. Издавна люди видели, как на гниющем мясе или пищевых отходах через какое-то время появляются маленькие белые червячки, а на мусорных свалках — мыши и крысы. Такого рода наблюдения вполне могли навести на мысль о том, что объекты неживой природы могут порождать различные формы жизни.
Гипотезы абиогенеза придерживался Аристотель , который полагал, что определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Так он считал, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, а также присутствует в солнечном свете, тине и гниющем мясе. «Таковы факты, — писал Аристотель, — живое может возникать не только путем спаривания животных, но и разложением почвы. Так же обстоит дело и у растений: некоторые развиваются из семян, а другие как бы самозарождаются под действием всей природы, возникая из разлагающейся земли или определенных частей растений» . По Аристотелю какой-либо существенной границы между живой и неживой природой не существует: «...природа совершает переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом животными, что между соседними группами, благодаря их тесной близости, едва можно заметить различия» .
Гипотеза абиогенеза,
появившаяся еще в эпоху
Однако в естествознании Нового времени гипотеза абиогенеза подверглась серьезной критике. В конце XVII в. итальянский биолог и врач Франческо Реди , усомнившись в возможности самопроизвольного возникновения жизни из неживого вещества, поставив ряд экспериментов, установил, что маленькие белые червячки, появляющиеся на гниющем мясе, — это личинки мух. «Убежденность была бы тщетной, — писал Реди, — если бы ее нельзя было подтвердить экспериментом. Поэтому в середине июля я взял четыре больших сосуда с широким горлом, поместил в один из них змею, в другой — немного рыбы, в третий — угрей... в четвертый — кусок молочной телятины, плотно закрыл их и запечатал. Затем я поместил то же самое в четыре других сосуда, оставив их открытыми... Вскоре мясо и рыба в незапечатанных сосудах зачервили; можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. Но в запечатанных сосудах я не видел ни одного червяка, хотя прошло много дней после того, как в них была положена дохлая рыба» .
Эксперименты
Франческо Реди позволили ему
сделать вывод о том, что жизнь
не может самопроизвольно
1.3. Эволюционистская концепция.
Наиболее распространенной и признаваемой в научной среде является гипотеза биохимической эволюции , один из представителей которой, известный отечественный ученый А.И. Опарин , выдвинул идею о том, что жизнь на Земле представляет собой естественный результат длительного прогрессивного, или восходящего развития материи от низших и простых форм к более высоким и сложным. Вспомним, одной их характерных особенностей современного естествознания является синергетика — теория самоорганизации различных материальных систем. В свете синергетики материя способна не только к самоупрощению, деградации и распаду, но и к самоусложнению, или саморазвитию. Следуя синергетическому видению природы, вполне возможно предположить, что в результате длительной эволюции (протяженностью в сотни миллионов лет) из неорганических веществ путем постепенного самоусложнения возникли более сложные — органические (углеродосодержащие) соединения, которые, в свою очередь, путем дальнейшего длительного самоусложнения привели к появлению первых простейших форм жизни, эволюционировавших далее к более развитым и сложным ее формам. Таким образом, согласно гипотезе биохимической эволюции, жизнь на Земле возникла из неживого вещества. Возникает вопрос: чем отличается это предположение от рассмотренной выше гипотезы абиогенеза, которая также утверждает, что живое естественным образом происходит от неживого? Вспомним, в гипотезе абиогенеза речь идет о том, что жизнь самопроизвольно возникает из неживых объектов: во-первых, многократно, а, во-вторых, в течение незначительного периода времени (например, за несколько дней). По гипотезе биохимической эволюции живое также появляется из неживого, но, во-первых, единожды, или однократно, а, во-вторых, это происходит медленно и постепенно, на протяжении сотен миллионов лет.
Несмотря на
широкое распространение
1.4. Концепция панспермии.
Еще одной гипотезой происхождения жизни является концепция панспермии (от греч. pan — весь, все и sperma — семя), по которой жизнь на Земле является частным случаем жизни во Вселенной. Представители гипотезы панспермии утверждают, что жизнь во Вселенной существует чуть ли не вечно: мельчайшие «семена» живого (споры, вирусы, бактерии) переносятся в ее бескрайних просторах на частицах космической пыли и, попадая на планеты с благоприятными для жизни условиями, «прорастают», давая начало дальнейшему развитию различных форм живых организмов.
Современные исследования в космосе позволяют утверждать, что вероятность обнаружения жизни в пределах Солнечной системы ничтожно мала, однако они не дают никаких сведений о возможности существования каких-либо живых организмов за ее пределами. При изучении материала метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на Землю. Кометы содержат воду и органическое вещество, являющееся превосходной питательной средой для некоторых видов микроорганизмов. Исследования комет показали, что в них неопределенно долго могут сохраняться почти все формы микроорганизмов, известных в настоящее время на Земле.
В пользу гипотезы панспермии косвенно свидетельствует способность некоторых живых организмов к анабиозу (от греч. anabiosis — оживление), т.е. временному прекращению всех видимых проявлений жизни при воздействии неблагоприятных условий окружающей среды. Живой организм в состоянии анабиоза подобен неживому объекту, однако при появлении благоприятных условий он вновь «становится» живым. Например, прекращение жизненных процессов при высушивании семян или глубоком замораживании мелких организмов не ведет к потере жизнеспособности. Если структура сохраняется неповрежденной, то она при возвращении к нормальным условиям обеспечивает восстановление жизненных процессов. Таким образом, вполне возможно, что рассеянные во Вселенной «семена» жизни, впадая в анабиоз, могут существовать сколь угодно длительное время, не подвергаясь при этом неблагоприятным, или губительным космическим условиям в виде высокой или низкой температуры, отсутствия влаги, радиоактивного излучения и т.п.