Проблема творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, пре¬жде всего потому, что творчество - это широко масштабная тема. От ее изу¬чения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена.
Проблема творчества волновала человечество с античных времен. Тем не менее, вопрос о том, в чем состоит этот процесс и как он протекает, до сих пор остается дискуссионным. Это естественно, поскольку суть явления выяс¬нена далеко не до конца и сам термин – творчество – употребляется в разных смыслах. По той же причине четкое и общепринятое определение феномена творчества сейчас отсутствует.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..стр.3
Глава 1. « Проблема творчества в истории философии»………….стр.4
Глава 2. «Проблема творчества в психологии»……………………стр.9
Глава 3. «Развитие проблемы творчества в российской философии и пси­хологии XX века».…………………………………………………….…стр.13
Заключение……………………………………………………………стр.16
Список используемой литературы…………………………………..стр.18

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Основной закон ассоциации идей в его психологической формулировке говорит о том, что "всякое представление вызывает за собой или такое пред­ставление, которое сходно с ним по содержанию, или же такое, с которым оно часто возникало в одно и то же время, принцип внешней ассоциации есть одновременность.

Ассоциативный принцип объяснения психических явлений (в том числе и творчества), если его не абсолютизировать, может играть большую роль для понимания закономерностей мышления, особенно "подсознательного", когда субъект уже не имеет непосредственного диалектического взаимодействия с содержанием проблемной ситуации.

Так, например, ассоцианисты высказали ценные (для понимания творче­ства) мысли:

а) Для творческого мышления необходимо радикальное изменение точки зрения на изучаемый предмет (борьба против устоявшихся ассоциаций);
     б) что общеизвестный факт успешной творческой работы молодых уче­ных, еще не обладающих энциклопедическими знаниями в данной области, может получить рациональное объяснение.

Однако исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явле­ния, в частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышле­ние" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняю­щееся ассоциативным законам. Итак, вклад ассоциативной психологии в изу­чение творческого мышления незначителен.

Исторически и даже логически первое место среди психологических уче­ний о мышлении занимает гештальтпсихология. Именно она положила на­чало систематическому изучению механизмов творческого мышления. Ос­новные установки гештальтпсихологии:

1) принцип целостности и направленности мышления;

2) различение гештальтов (структур):

- физического,

- физиологического,

- интеллектуального, - как способ решения психофизической проблемы.

Эмпирическая "атомистская" психология абсолютизирует ассоциативный принцип.

Гештальтистская - принцип системности, целостности, что особенно важно для изучения проблемы творческого мышления, поскольку процесс творчества есть процесс синтеза целостной картины определенной части ма­териального или духовного мира.

Современные психологи видят истину в синтезе того и другого. Гешталь­тисты убедительно считают, что при обучении намного важнее не накопле­ние верных правил и проверенных знаний, а развитие способности "схваты­вания", понимания значения, сущности явлений. В процессе творческого мышления все структурные преобразования представлений и мыслей совер­шаются как адекватное отражение структуры проблемной ситуации.

Процесс творчества и его результат, с позиции гештальтизма, сущест­венно определяются свойствами познающего субъекта.

Требования к умственному складу творца:

- Не быть ограниченным, ослепленным привычками;

- не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;

- не действовать механически;

- не занимать частичную позицию;

- не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;

- не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние со­отношения.

Творческие личности постоянно тоскуют по гармоничности своих душев­ных сил, поэтому для них нет предела процессам познания.

Таким образом, гештальтистский подход к изучению творческого про­цесса, несмотря на серьезные недостатки методологического хаpактеpа, в оп­ределенном смысле затрагивает самую суть проблемы и имеет большое зна­чение для развития этой области психологии.

Современная зарубежная и российская психология творчества продолжает pазpабатывать положительное наследство ассоциативной и гештальтистской психологии, стремясь найти ответы на кардинальные вопросы:

- Каковы психологические механизмы творческого акта;

- в чем состоят творческие способности и как их развивать, наследственны ли они или пpиобpетаемы; а если играют pоль оба фактора, то каково их от­носительное значение;

- какова роль случайности в творчестве;

- каковы психологические взаимоотношения в малых группах ученых и как они влияют на процесс творчества.



 

 

 

 

Глава 3. «Развитие проблемы творчества в российской философии и пси­хологии XX века».

Пионерами зарождающейся в России психологии творчества были не пси­хологи, а теоретики словесности, литеpатуpы и искусства.

Художественное творчество трактовалось ими сообразно принципу "эко­номии мысли". Бессознательное, по их мнению, есть средство мысли, кото­рое экономит и накапливает силы. Внимание, как момент сознания, тратит более всего умственной энергии. Грамматическая мысль, осуществляемая на pодном языке бессознательно, без траты энергии, позволяет потратить эту энергию на семантический аспект мысли и рождает логическую мысль - слово пpевpащается в понятие.

Иначе говоря, язык тратит энергии значительно меньше, чем экономит; и эта сэкономленная энергия идет на художественное и научное творчество.

Есть важные качества индивида, позволяющие ему стать творящим субъ­ектом. Первый признак гениальности писателя, художника - необыкновенная способность внимания и восприятия. Гете: «Гений есть лишь внимание. Оно у него сильнее, чем у таланта. Гений есть великий труженик, только эко­номно распределяющий силы». Ньютон: «Гений есть упорное терпение. Та­лант видит вещи в сущности, умеет схватить хаpактеpные детали, обладает огромной восприимчивостью, впечатлительностью».

- Выраженная способность фантазии, выдумки;

- исключительная, непроизвольная наблюдательность;

- уклонение в сторону от шаблона, оригинальность, субъективность;

- обширность, знаний, наблюдений;

- дар интуиции, предчувствия, предугадывания.

Судить о качествах личности творца можно только посредством самона­блюдения. Различаются следующие стадии творческого процесса:

Труд.

Бессознательная работа, сводящаяся, по его мнению, к отбору. Эта ста­дия непознаваема.

Вдохновение. Оно есть не что иное как "перекладывание" из бессозна­тельного в сферу сознания уже готового вывода.

В 1910 году вышла в свет книга Энгельмейера П.К. "Теория творчества", в которой ее автор касается проблем природы творчества, ее проявлений, ищет существенные признаки понятия "творчество человека", рассматривает стадиальность творческого процесса, классифицирует человеческие дарова­ния. Он противопоставляет творчество рутине как новое старому и называет его специфические признаки:

- искусственность;

- целесообразность;

- неожиданность;

- ценность.

Творчество человека есть продолжение творчества природы. Творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество. Творчество индивида определяется уровнем развития общества. Где догадка, там и творчество. Он указывает ряд этапов творческого процесса:

Первая стадия творчества - интуиция и желание, происхождение за­мысла, гипотезы.

2) Вторая стадия - знание и рассуждение, выработка схемы или плана, что дает полный и выполнимый план, схему, где налицо все необходимое и дос­таточное.
      3) Третий акт - умение, конструктивное выполнение.

Мы не можем согласиться с тем, что уже на второй стадии имеет место "полный и выполнимый план, где налицо все необходимое и достаточное". Как станет известно далее, такой план решения обнаруживается преимуще­ственно "ретроспективным анализом" уже состоявшегося решения проблемы.
Кроме того, Энгельмейер неоправданно, вопреки действительной логике творческого процесса, сводит две функционально, да и во времени разнесен­ные разновидности интуиции в одну:

- интуицию, работающую над прошлым опытом и открывающую про­блему, и

- интуицию, над материалом предварительного сознательного "неполного анализа". - Это вновь акт бессознательной психической деятельности, кото­рый переводит готовое решение проблемы из бессознательного в сознание.
         В целом многие положения энгельмейера не потеряли своего научного значения и сегодня.

Из первых работ в послеоктябрьский период следует отметить книгу Блоха М.А. "Творчество в науке и технике". Он разделяет многие идеи Эн­гельмейера (в частности о природе творчества) и предлагает следующие ста­дии творческого процесса:

- Возникновение идеи;

- доказательство;

- реализация.

Психологичен, по его мнению, только первый акт; он непознаваем. Тут главное - интроспекция гения.

- Основная черта гения - мощная фантазия.

- Второе обстоятельство творчества - роль случая.

- Наблюдательность;

- всесторонность рассмотрения факта.

- потребность в недостающем. Гениальность не детерминируется биоло­гически и не создается воспитанием и обучением; гениями родятся.

Гения прильщает не столько результат, сколько сам процесс. Оптималь­ный возраст для творчества - 25 лет.

Блох утверждает, что гениальность присуща всем, но в разной степени. Тогда эта степень все-таки определяется генетикой, следовательно, биологи­чески.

Заключение.

В заключение перечислим основные выводы, к которым приводит естест­веннонаучный подход к проблеме творчества.

Главный вывод из изложенного в том, что современное состояние точных и естественных наук позволяет подойти к процессу творчества и описать его даже в форме математических моделей. Этот подход не противоречит, а, ско­рее, согласуется с описанием творчества в философии и психологии.

Возникает вопрос: ну и что? Иными словами, какую пользу можно из­влечь из этого?

Некая польза, на наш взгляд, имеется и заключается в том, что можно ука­зать условия, необходимые для творчества.

Во-первых, необходимо знать не только одну область науки (или искус­ства), но и смежные с ней. Однако быть профессионалом сразу в нескольких областях очень трудно (практически невозможно). Как правило, такой чело­век в каждой отдельной области уступает узкому специалисту и считается дилетантом. Отсюда вывод, звучащий несколько парадоксально: к творчеству способны скорее, дилетанты, нежели узкие профессионалы.

Во-вторых, необходимо видеть противоречия, возникающие при сопос­тавлении аксиом (или правил) разных областей. Иными словами, надо уметь видеть парадоксы. Это дано не каждому. Большинство людей склонны не за­мечать их и не думать о них – так жить спокойнее. Именно это имел в виду А.К. Толстой: «Много в пространстве невидимых форм и неслышимых зву­ков, но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать».

В-третьих, акт творческого озарения происходит, когда наступает «мо­мент истины» и «внутренний голос» может подсказать верное решение.

Применительно к человеку это означает, что перед актом творчества он переживает состояние нервозности, неуверенности, растерянности, в течение которых происходит хаотический поиск выхода. В конце этой стадии насту­пает «момент истины» (озарения) и «внутренний голос» подсказывает реше­ние. Выходу из этого состояния может способствовать внешний стимул типа встряски (как правило, непредвиденной и неожиданной).

Согласно Б.М. Кедрову именно это переживал Д.И. Менделеев в день от­крытия таблицы элементов. Анатоль Франс писал о том же в несколько пара­доксальной, характерной для него, форме: существуют ситуации, из которых можно выйти не иначе чем с помощью некоторого помрачнения рассудка.

Эти соображения относятся к психологическим аспектам творчества, но отнюдь не исчерпывают их.

Применительно к обществу в целом, можно сказать, что «момент истины» в нем тоже существует и играет важную роль в творчестве. До этого момента даже гениальные идеи воспринимаются обществом как «ересь» с соответст­вующими последствиями. После него те же идеи третируются как баналь­ность. Важно, что естественнонаучный подход позволяет определить этот момент с помощью теории распознавания (на основе анализа прецедентов). Отметим, кстати, что в истории науки «момент» – это годы, но это действи­тельно момент по сравнению со временем, в течение которого парадоксы ос­таются не решенными. Это время – многие десятки лет.

 

 

 

 

17

 



Информация о работе Проблема творчества