Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:42, контрольная работа
Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, пре¬жде всего потому, что творчество - это широко масштабная тема. От ее изу¬чения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена.
Проблема творчества волновала человечество с античных времен. Тем не менее, вопрос о том, в чем состоит этот процесс и как он протекает, до сих пор остается дискуссионным. Это естественно, поскольку суть явления выяс¬нена далеко не до конца и сам термин – творчество – употребляется в разных смыслах. По той же причине четкое и общепринятое определение феномена творчества сейчас отсутствует.
Введение……………………………………………………………..стр.3
Глава 1. « Проблема творчества в истории философии»………….стр.4
Глава 2. «Проблема творчества в психологии»……………………стр.9
Глава 3. «Развитие проблемы творчества в российской философии и психологии XX века».…………………………………………………….…стр.13
Заключение……………………………………………………………стр.16
Список используемой литературы…………………………………..стр.18
Основной закон ассоциации идей в его психологической формулировке говорит о том, что "всякое представление вызывает за собой или такое представление, которое сходно с ним по содержанию, или же такое, с которым оно часто возникало в одно и то же время, принцип внешней ассоциации есть одновременность.
Ассоциативный принцип объяснения психических явлений (в том числе и творчества), если его не абсолютизировать, может играть большую роль для понимания закономерностей мышления, особенно "подсознательного", когда субъект уже не имеет непосредственного диалектического взаимодействия с содержанием проблемной ситуации.
Так, например, ассоцианисты высказали ценные (для понимания творчества) мысли:
а) Для творческого мышления необходимо радикальное изменение точки зрения на изучаемый предмет (борьба против устоявшихся ассоциаций);
б) что общеизвестный факт успешной творческой работы молодых ученых, еще не обладающих энциклопедическими знаниями в данной области, может получить рациональное объяснение.
Однако исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышление" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам. Итак, вклад ассоциативной психологии в изучение творческого мышления незначителен.
Исторически и даже логически первое место среди психологических учений о мышлении занимает гештальтпсихология. Именно она положила начало систематическому изучению механизмов творческого мышления. Основные установки гештальтпсихологии:
1) принцип целостности и направленности мышления;
2) различение гештальтов (структур):
- физического,
- физиологического,
- интеллектуального, - как способ решения психофизической проблемы.
Эмпирическая "атомистская" психология абсолютизирует ассоциативный принцип.
Гештальтистская - принцип системности, целостности, что особенно важно для изучения проблемы творческого мышления, поскольку процесс творчества есть процесс синтеза целостной картины определенной части материального или духовного мира.
Современные психологи видят истину в синтезе того и другого. Гештальтисты убедительно считают, что при обучении намного важнее не накопление верных правил и проверенных знаний, а развитие способности "схватывания", понимания значения, сущности явлений. В процессе творческого мышления все структурные преобразования представлений и мыслей совершаются как адекватное отражение структуры проблемной ситуации.
Процесс творчества и его результат, с позиции гештальтизма, существенно определяются свойствами познающего субъекта.
Требования к умственному складу творца:
- Не быть ограниченным, ослепленным привычками;
- не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
- не действовать механически;
- не занимать частичную позицию;
- не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
- не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.
Творческие личности постоянно тоскуют по гармоничности своих душевных сил, поэтому для них нет предела процессам познания.
Таким образом, гештальтистский подход к изучению творческого процесса, несмотря на серьезные недостатки методологического хаpактеpа, в определенном смысле затрагивает самую суть проблемы и имеет большое значение для развития этой области психологии.
Современная зарубежная и российская психология творчества продолжает pазpабатывать положительное наследство ассоциативной и гештальтистской психологии, стремясь найти ответы на кардинальные вопросы:
- Каковы психологические механизмы творческого акта;
- в чем состоят творческие способности и как их развивать, наследственны ли они или пpиобpетаемы; а если играют pоль оба фактора, то каково их относительное значение;
- какова роль случайности в творчестве;
- каковы психологические взаимоотношения в малых группах ученых и как они влияют на процесс творчества.
Глава 3. «Развитие проблемы творчества в российской философии и психологии XX века».
Пионерами зарождающейся в России психологии творчества были не психологи, а теоретики словесности, литеpатуpы и искусства.
Художественное творчество трактовалось ими сообразно принципу "экономии мысли". Бессознательное, по их мнению, есть средство мысли, которое экономит и накапливает силы. Внимание, как момент сознания, тратит более всего умственной энергии. Грамматическая мысль, осуществляемая на pодном языке бессознательно, без траты энергии, позволяет потратить эту энергию на семантический аспект мысли и рождает логическую мысль - слово пpевpащается в понятие.
Иначе говоря, язык тратит энергии значительно меньше, чем экономит; и эта сэкономленная энергия идет на художественное и научное творчество.
Есть важные качества индивида, позволяющие ему стать творящим субъектом. Первый признак гениальности писателя, художника - необыкновенная способность внимания и восприятия. Гете: «Гений есть лишь внимание. Оно у него сильнее, чем у таланта. Гений есть великий труженик, только экономно распределяющий силы». Ньютон: «Гений есть упорное терпение. Талант видит вещи в сущности, умеет схватить хаpактеpные детали, обладает огромной восприимчивостью, впечатлительностью».
- Выраженная способность фантазии, выдумки;
- исключительная, непроизвольная наблюдательность;
- уклонение в сторону от шаблона, оригинальность, субъективность;
- обширность, знаний, наблюдений;
- дар интуиции, предчувствия, предугадывания.
Судить о качествах личности творца можно только посредством самонаблюдения. Различаются следующие стадии творческого процесса:
Труд.
Бессознательная работа, сводящаяся, по его мнению, к отбору. Эта стадия непознаваема.
Вдохновение. Оно есть не что иное как "перекладывание" из бессознательного в сферу сознания уже готового вывода.
В 1910 году вышла в свет книга Энгельмейера П.К. "Теория творчества", в которой ее автор касается проблем природы творчества, ее проявлений, ищет существенные признаки понятия "творчество человека", рассматривает стадиальность творческого процесса, классифицирует человеческие дарования. Он противопоставляет творчество рутине как новое старому и называет его специфические признаки:
- искусственность;
- целесообразность;
- неожиданность;
- ценность.
Творчество человека есть продолжение творчества природы. Творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество. Творчество индивида определяется уровнем развития общества. Где догадка, там и творчество. Он указывает ряд этапов творческого процесса:
Первая стадия творчества - интуиция и желание, происхождение замысла, гипотезы.
2) Вторая стадия - знание и рассуждение, выработка схемы или плана, что дает полный и выполнимый план, схему, где налицо все необходимое и достаточное.
3) Третий акт - умение, конструктивное выполнение.
Мы не можем согласиться с тем, что уже на второй стадии имеет место "полный и выполнимый план, где налицо все необходимое и достаточное". Как станет известно далее, такой план решения обнаруживается преимущественно "ретроспективным анализом" уже состоявшегося решения проблемы.
Кроме того, Энгельмейер неоправданно, вопреки действительной логике творческого процесса, сводит две функционально, да и во времени разнесенные разновидности интуиции в одну:
- интуицию, работающую над прошлым опытом и открывающую проблему, и
- интуицию, над материалом предварительного сознательного "неполного анализа". - Это вновь акт бессознательной психической деятельности, который переводит готовое решение проблемы из бессознательного в сознание.
В целом многие положения энгельмейера не потеряли своего научного значения и сегодня.
Из первых работ в послеоктябрьский период следует отметить книгу Блоха М.А. "Творчество в науке и технике". Он разделяет многие идеи Энгельмейера (в частности о природе творчества) и предлагает следующие стадии творческого процесса:
- Возникновение идеи;
- доказательство;
- реализация.
Психологичен, по его мнению, только первый акт; он непознаваем. Тут главное - интроспекция гения.
- Основная черта гения - мощная фантазия.
- Второе обстоятельство творчества - роль случая.
- Наблюдательность;
- всесторонность рассмотрения факта.
- потребность в недостающем. Гениальность не детерминируется биологически и не создается воспитанием и обучением; гениями родятся.
Гения прильщает не столько результат, сколько сам процесс. Оптимальный возраст для творчества - 25 лет.
Блох утверждает, что гениальность присуща всем, но в разной степени. Тогда эта степень все-таки определяется генетикой, следовательно, биологически.
Заключение.
В заключение перечислим основные выводы, к которым приводит естественнонаучный подход к проблеме творчества.
Главный вывод из изложенного в том, что современное состояние точных и естественных наук позволяет подойти к процессу творчества и описать его даже в форме математических моделей. Этот подход не противоречит, а, скорее, согласуется с описанием творчества в философии и психологии.
Возникает вопрос: ну и что? Иными словами, какую пользу можно извлечь из этого?
Некая польза, на наш взгляд, имеется и заключается в том, что можно указать условия, необходимые для творчества.
Во-первых, необходимо знать не только одну область науки (или искусства), но и смежные с ней. Однако быть профессионалом сразу в нескольких областях очень трудно (практически невозможно). Как правило, такой человек в каждой отдельной области уступает узкому специалисту и считается дилетантом. Отсюда вывод, звучащий несколько парадоксально: к творчеству способны скорее, дилетанты, нежели узкие профессионалы.
Во-вторых, необходимо видеть противоречия, возникающие при сопоставлении аксиом (или правил) разных областей. Иными словами, надо уметь видеть парадоксы. Это дано не каждому. Большинство людей склонны не замечать их и не думать о них – так жить спокойнее. Именно это имел в виду А.К. Толстой: «Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать».
В-третьих, акт творческого озарения происходит, когда наступает «момент истины» и «внутренний голос» может подсказать верное решение.
Применительно к человеку это означает, что перед актом творчества он переживает состояние нервозности, неуверенности, растерянности, в течение которых происходит хаотический поиск выхода. В конце этой стадии наступает «момент истины» (озарения) и «внутренний голос» подсказывает решение. Выходу из этого состояния может способствовать внешний стимул типа встряски (как правило, непредвиденной и неожиданной).
Согласно Б.М. Кедрову именно это переживал Д.И. Менделеев в день открытия таблицы элементов. Анатоль Франс писал о том же в несколько парадоксальной, характерной для него, форме: существуют ситуации, из которых можно выйти не иначе чем с помощью некоторого помрачнения рассудка.
Эти соображения относятся к психологическим аспектам творчества, но отнюдь не исчерпывают их.
Применительно к обществу в целом, можно сказать, что «момент истины» в нем тоже существует и играет важную роль в творчестве. До этого момента даже гениальные идеи воспринимаются обществом как «ересь» с соответствующими последствиями. После него те же идеи третируются как банальность. Важно, что естественнонаучный подход позволяет определить этот момент с помощью теории распознавания (на основе анализа прецедентов). Отметим, кстати, что в истории науки «момент» – это годы, но это действительно момент по сравнению со временем, в течение которого парадоксы остаются не решенными. Это время – многие десятки лет.
17