Проблема творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, пре¬жде всего потому, что творчество - это широко масштабная тема. От ее изу¬чения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена.
Проблема творчества волновала человечество с античных времен. Тем не менее, вопрос о том, в чем состоит этот процесс и как он протекает, до сих пор остается дискуссионным. Это естественно, поскольку суть явления выяс¬нена далеко не до конца и сам термин – творчество – употребляется в разных смыслах. По той же причине четкое и общепринятое определение феномена творчества сейчас отсутствует.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..стр.3
Глава 1. « Проблема творчества в истории философии»………….стр.4
Глава 2. «Проблема творчества в психологии»……………………стр.9
Глава 3. «Развитие проблемы творчества в российской философии и пси­хологии XX века».…………………………………………………….…стр.13
Заключение……………………………………………………………стр.16
Список используемой литературы…………………………………..стр.18

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 86.50 Кб (Скачать)


Содержание.

Введение……………………………………………………………..стр.3

Глава 1. « Проблема творчества в истории философии»………….стр.4

Глава 2. «Проблема творчества в психологии»……………………стр.9

Глава 3. «Развитие проблемы творчества в российской философии и пси­хологии XX века».…………………………………………………….…стр.13

Заключение……………………………………………………………стр.16

Список используемой литературы…………………………………..стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Введение.

        Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам, пре­жде всего потому, что творчество - это широко масштабная тема. От ее изу­чения зависит понимание механизмов развития как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена.

Проблема творчества волновала человечество с античных времен. Тем не менее, вопрос о том, в чем состоит этот процесс и как он протекает, до сих пор остается дискуссионным. Это естественно, поскольку суть явления выяс­нена далеко не до конца и сам термин – творчество – употребляется в разных смыслах. По той же причине четкое и общепринятое определение феномена творчества сейчас отсутствует.

Традиционно проблема творчества относится к гуманитарным наукам: философии и психологии. В этих науках было предложено несколько разных определений творчества. Было показано, что творчество – результат интуи­тивного мышления и при чисто логическом подходе творчество отсутствует.

Проблема творчества чрезвычайно широка и многогранна. Она имеет раз­нообразные аспекты, часть из которых является традиционной, а другие воз­никли сравнительно недавно. К традиционным следует причислить:
     1. Философский

2. Логический

3. Физиологический

4. Психологический

5. Кибернетический

6.Историко-статистический
     7. Социальный аспект

Итак, обратимся к последовательному рассмотрению основных из указан­ных аспектов творчества и их взаимосвязи.

Глава 1. «Проблема творчества в истории философии».

Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на вопросы:
     а) как вообще возможно творчество, как порождение нового;

б) каков онтологический смысл акта творчества?

   В разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на эти вопросы.
       1. Античность.

Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в це­лом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия, а не бытия вечного, бесконечного и рав­ного себе. Творчество при этом выступает в двух формах:

     а) как божественное - акт рождения (творения) космоса    и

б) как человеческое (искусство, ремесло).

     Творчество как создание нового и уникального не причастно к сфере божественного. Античная философия не отводит творчеству главенствую­щего значения. Истинное знание, то есть созерцание вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению ниже созерцания, созида­ние ниже познания, ибо созидает человек конечное, преходящее, а созерцает бесконечное, вечное.   Однако в отличие от других видов созидательной дея­тельности творчество художника совершается под влиянием божественного наития. Божественное творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания, а человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку "умного" созер­цания.

       2. Христианство.

       Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции:

– теистическая, идущая от древнееврейской религии, и

– пантеистическая - от античной философии.

Первая связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной личности.

И в человеческой личности подчеркивает значение момента воли, функ­ции которой отличаются от функций разума:

- для воли характерны мотивы решения, выбора, согласия или несогласия, не зависящие от разумного усмотрения. Если разум имеет дело с тем, что есть, то воля скорее имеет дело с тем, чего нет, но что впервые вызывается к жизни волевым актом.

Вторая тенденция, к которой тяготеет едва ли не большая часть предста­вителей средневековой схоластики, в вопросе творчества подходит ближе к античной традиции. Бог - это добро в его завершенности, это вечный, созер­цающий самое себя разум, это "...совершеннейшая природа, нежели воля, сама себя делающая совершенной". Поэтому понимание божественного творчества близко к пониманию античному.

Однако независимо от преобладания у христианских философов той или иной тенденции человеческое творчество оценивается ими совершенно иначе, чем оно оценивалось античной философией. Оно выступает в христи­анстве, прежде всего как "творчество истории". Не случайно философия ис­тории впервые выступает на христианской почве: история, согласно средне­вековому представлению, есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении замысла божьего в мире. По­скольку, далее, не столько разум, сколько воля и волевой акт веры, прежде всего, связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, личное, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира бо­гом. Это оказывается предпосылкой понимания творчества как создания чего-то небывалого, уникального и неповторимого. При этом сферой творче­ства оказывается преимущественно область исторического деяния, деяния нравственного и религиозного.

Художественное и научное творчество, напротив, выступают как нечто второстепенное. В своем творчестве человек как бы постоянно обращен к богу и ограничен им; и поэтому средние века никогда не знали того пафоса творчества, каким проникнуто Возрождение, новое время и современность.

3. Возрождение.

Это своеобразное "ограничение" человеческого творчества снимается в эпоху Возрождения, когда человек постепенно освобождается от бога и на­чинает рассматривать самого себя как творца.

Возрождение понимает творчество, прежде всего как художественное творчество, как искусство в широком смысле слова, которое в своей глубин­ной сущности рассматривается как творческое созерцание. Отсюда характер­ный для Возрождения культ гения как носителя творческого начала по пре­имуществу. Именно в эпоху Возрождения возникает интерес к самому акту творчества, а вместе с тем и к личности художника, возникает та рефлексия по поводу творческого процесса, которая незнакома ни древности, ни сред­невековью, но столь характерна именно для нового времени.
      Этот интерес к процессу творчества как к субъективному процессу в душе художника порождает в эпоху Возрождения также и интерес к культуре как продукту творчества прежних эпох. Если для средневекового миросозер­цания история есть результат совместного творчества бога и человека, то, на­чиная с конца 15-16 вв. все явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт человеческого творчества и искать ее смысл и законы ее развития в ней самой.

4. Реформация.

В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как эстетическое (творческое) содержание, а как действие. Преуспевание ин­дивида в практических начинаниях на земле - свидетельство его богоизбран­ности. Изобретательность и сметливость в введении дел освящались рели­гией и тем самым перенимали на себя всю нагрузку нравственно-религиоз­ного деяния.

5. Немецкая классическая философия.

Завершенная концепция творчества в 18 веке создается Кантом, который специально анализирует творческую деятельность под названием продуктив­ной способности воображения. Кант наследует идею о творчестве, как пред­метно-преобразовательной деятельности, изменяющей облик мира, создаю­щей как бы новый, ранее не существовавший, "очеловеченный" мир и фило­софски осмысливает эту идею. Кант анализирует структуру творческого про­цесса как один из важнейших моментов структуры сознания. Творческая способность воображения, по Канту, оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рас­судка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатлений и синтезирующей, объединяющей силой понятия.

6. Философия марксизма.

Материалистически истолковывая понятие деятельности, Маркс рассмат­ривает ее как предметно-практическую деятельность, как "производство" в широком смысле слова, преобразующее природный мир в соответствии с це­лями и потребностями человека и человечества. Марксу был близок пафос Возрождения, поставившего человека и человечество на место бога, а потому и творчество для него выступает как деятельность человека, созидающего самого себя в ходе истории. История же предстает, прежде всего, как совер­шенствование предметно-практических способов человеческой деятельности, определяющих собой и различные виды творчества.

7. Зарубежная философия конца ХIХ - начала ХХ века.

В философии конца 19-20 веков творчество рассматривается, прежде всего, в его противоположности механически-технической деятельности. При этом если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое биоприродное начало, то экзистенциализм подчеркивает духовно-личностную сущность творчества. В философии жизни творчество, как не­прерывное рождение нового, составляет сущность жизни; творчество есть нечто объективно совершающееся в противоположность субъективной тех­нической деятельности конструирования. Деятельность интеллекта не спо­собна создавать новое, а лишь комбинирует старое.

Иначе понимается творчество в таких философских направлениях как прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты неопозитивизма. В качестве сферы творческой деятельности здесь выступает наука в той форме, как она реализуется в современном производстве. Творче­ство рассматривается, прежде всего, как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определенной ситуацией. Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке творчества, рассматривая его как удач­ную комбинацию идей, приводящую к решению задачи, инструментализм тем самым раскрывает те стороны научного мышления, которые стали пред­посылкой технического применения результатов науки. Творчество высту­пает при этом как интеллектуально выраженная форма социальной деятель­ности.

Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества пред­ставлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (Александер, Уайт­хед, Э. Гуссерль, Н. Гартман). Большинство мыслителей этого типа в своем понимании творчества ориентируются на науку, но не на естествознание, а на математику.

     Таким образом, для одних творчество выступает как самозабвенное уг­лубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для других- как экс­татическое выхождение за собственные пределы, высшее напряжение чело­веческого существа, для третьих - творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной за­дачи и выхода из опасной ситуации.

Глава 2. «Проблема творчества в психологии».

Ассоциативная психология была почти не в состоянии объяснить законо­мерности не только творческого мышления, но даже процесса сознательного мышления, так как она не учитывала того важного обстоятельства, что про­цесс этот на каждом шагу регулируется соответствующим образом отражен­ным содержанием той проблемы, для решения которой он протекает.

Процесс взаимодействия отраженного в сознании содержания проблемы и процесса мышления до момента наступления ее решения все более услож­няется. Обычно такие затруднения имеет место в тех случаях, когда решение сложной проблемы достигается внезапным, то есть интуитивным способом.

В более простых случаях к середине процесса решения проблемы это со­отношение осложняется, но затем оно начинает упрощаться, когда субъект сознательно доверяет ее решение (или участие в решении) подсознательному и бессознательному уровням психики.

Интуиция (от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его приобретения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения".

Интуиция трактуется и как специфическая способность "целостного схва­тывания" условий проблемной ситуации (чувственная и интеллектуальная интуиция), и как механизм творческой деятельности.

Представители ассоциативной психологии не могли воспринять диалек­тическую взаимосвязь отраженного содержания решаемой проблемы и про­цесса мышления, которая по существу является обратной связью. Однако не­обходимо отметить, что установленные ассоцианистами законы ассоциаций является крупнейшим достижением психологической науки ХIХ века. Про­блема состоит лишь в том, как эти законы интерпретируются.

Остановимся коротко на основных положениях ассоциативной психоло­гии.

Определяющей причиной ее неспособности правильно решать проблемы творчества является абсолютизация рациональной стороны мышления, или интеллектуализм.

Информация о работе Проблема творчества