Плодотворная жизнь, многогранное творчество – основа успеха достижений в жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:32, доклад

Краткое описание

Воспитанный, порядочный человек не может жить, заботясь только о себе. Тысячи тончайших нетей во глубине его сердца тесно связаны с родителями, близкими, родной землей, народом, малой и большой Родиной. Если оборвется хотя бы одна из них, нарушится симфония жизни, жить станет тяжелее. Ты и сам можешь управлять этими струнами. Если настраивать их с умом, то мелодия жизни будет пропета синхронно и торжественно.
Будущее нации в руках молодежи. На них возложены величественные задачи. В скором времени будущее будет зависеть от сегодняшнего поколения восемнадцати - двадцатилетних. Они будут управлять страной в течение 30-40 лет. Затем дела препоручат более молодому поколению. Преемственность поколений такая тесная, что, если оборвется только одно кольцо в единой цепи, то, возможно произойдет трагедия в судьбе всей страны.

Файлы: 1 файл

Статья о личностях!!!!!!!.docx

— 234.78 Кб (Скачать)

          М.В. Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь. Имя М.В. Ломоносова живет в памяти народов нашей страны и за рубежом.

Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова присвоено открытому нашими учеными подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны. Именем ученого названа одна из малых планет и один из минералов. Его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, высшие учебные заведения и школы.


Паше  башкирской драматургии -Нажибу  Асанбаеву-90 лет.

  Почти 9 десятилетий пролетело с тех пор, как в Уфу из Бакалинского района пешком пришел семнадцатилетний паренек с наивным, на первый взгляд, но горячим желанием стать писателем. Родом из деревни Ахман, он был крещеным татарином, и его настоящее имя — Николай Васильевич. Позже, когда пьесы молодого драматурга уже ставились на сценах Уфы и других городов республики, автора переименовали на мусульманский лад, чтобы не приняли творения за переводные. В историю башкирской драматургии он вошел как Нажиб Асанбаев. Сейчас невозможно представить себе башкирский театр без его пьес. Вместе с одноактными их насчитывается более пятидесяти.. Пишет драматург на башкирском языке, считает его родным. Член Союза писателей республики, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Башкортостана, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева, кавалер ордена Дружбы народов и многих других наград, в том числе фронтовых, член Президентского совета… Не снится ли все это татарскому мальчишке, который прилег отдохнуть у края дороги, ведущей к его такому замечательному будущему? Нет, не снится, ведь дорога была некороткой и непростой…

Нажиб-агай вспоминает, каким искусным рассказчиком был его отец. Его отца звали Василий Данилович. Отец участник Гражданской войны .Вернулся раненый, больной.  В 29-м году отец бросил торговлю, стал заниматься сельским хозяйством. Отец умер в 1931 году. Мать-Анна Васильевна осталась с тремя детьми без крыши над головой. Сестры уехали в Уфу. Николай к этому времени окончил четыре класса.

А я слушаю своего собеседника и думаю: ох и гены в этой семье! Потому что сам он великий мастер этого жанра. Ведет рассказ — словно кружево плетет, да с такими затейливыми узорами, то есть образами, деталями, эпизодами… И кажется, что тут же у меня на глазах сочиняет пьесу, главный герой в которой он сам.

Откуда у деревенского мальчишки могла появиться писательская жилка? Отец был великий юморист. Во время болезни иногда выходил на улицу и рассказывал байки. По сути, это были почти готовые новеллы. Дед, отец матери, служил мировым судьей — яркой внешности, с хорошим голосом, очень справедливый. Всю зиму, пока внук не учился, читал ему Библию, специально переведенную для крещеных татар. В сельсовете был сторож-чуваш, хорошо рассказывал сказки. Все это откладывалось в голове любознательного подростка, рождало удивительные мысли, образы, о которых хотелось поведать другим.

 Он понимал: чтобы стать писателем, надо учиться. Мать к тому времени приняли в колхоз, и в сельсовете ему выдали справку. Поехал в Мустафино, потом в Ново-Балыклинскую семилетнюю школу.

 И тут произошло знаменательное для тринадцатилетнего Николая Асанбаева событие. Из Уфы приехал человек и организовал колхозный театр в Бакалах. Николай хорошо декламировал стихи в клубе татарских поэтов, и его взяли суфлером. Стали ставить спектакль. Через месяц руководитель театра внезапно исчез. Оказалось, его арестовали…

 Что делать? Будучи суфлером, Николай видел, как работает режиссер, строит мизансцены, какие задачи ставит перед актерами. Почувствовал, что может продолжить работу как режиссер. Ему поверили, и спектакль состоялся. Всем так понравилось, что захотели новый поставить. Еще нужна пьеса, но где ее достать? Николай взял и сам написал. Получилась вариация пьесы Файзи «Галиябану». Только со счастливым финалом.

Следующий драматургический опыт был вполне самостоятельным. Одноактную пьесу «Гость» («Кунак») написал легко: много читал о пограничниках, и кое-что ему пригодилось.

   Душа и ум требовали простора и знаний. В 1938 году Николай Асанбаев отправился в Уфу. Пешком. Шел шесть дней. В мешке у путешественника был кусок каравая, пять картофелин, коробка спичек, немного соли и рукописи пьес. Все продукты за сутки съел. А до Уфы далеко. Пришлось по пути подрабатывать. В селе Чекмагуш упавшее в колодец ведро достал, в Кушнаренково — старушке дров наколол… За это получал еду и ночлег.

  Наконец, показалась Уфа. Подошел к реке Белой со стороны Нижегородки. Никаких мостов не было. Быстро разделся. Из вещей только чугунок остался как память о матери. Завернул его в одежду, руку над головой поднял — и переплыл. Вышел к вокзалу, стал подниматься вверх по улице Карла Маркса. Первое учебное заведение на пути — Башкирский финансово-экономический техникум. Туда и поступил на удивление легко.

  Однако мечты своей не оставлял, продолжал писать, его стали печатать. Появились новые друзья, которые учились в пединституте. Николай тоже хотел там учиться, потому что это приближало его к цели. Экстерном сдал экзамены за десять классов. И вот радость, победа: он студент института! Правда, пришлось перевестись на заочное отделение, чтобы помогать матери. В Ермекеевской средней школе преподавал татарский язык и литературу.

     В 1940 году Николая  Асанбаева призвали на службу в Красную Армию. Когда началась война — направили в Рязанское артиллерийское училище. С декабря 1941 года в звании лейтенанта командовал артиллерийской батареей. Воевал на Воронежском, Калининском, Брянском, Первом Балтийском фронтах, участвовал в тяжелых боях. Победу встретил в Латвии в звании капитана. Грудь фронтовика украсили два ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени, медаль «За отвагу» и другие награды, свидетельствующие о том, что человек не отсиживался в штабах и окопах…

   После войны служил в Уфе, писал, общался с писателями. В 1946 году в конкурсе на лучший детский рассказ получил третью премию. Через три года в звании майора Николая Асанбаева демобилизовали по ходатайству башкирских писателей. Теперь можно полностью посвятить себя мирному труду. Его приняли на работу в газету «Кызыл тан».

Чтобы лучше узнать жизнь, людей, он переехал в Октябрьский. Работал собственным корреспондентом газеты. Под его журналистским крылом оказались еще Салават, Ишимбай. Изучил жизнь нефтяников, написал о них три пьесы: «Райса»(1957г.), «Файзи»(1962), «Белая сирень». Они оказались очень востребованы театрами. Так он стал драматургом.

     У каждого литератора, как бы много ни создал он  произведений за свою творческую  жизнь, есть особое, «самое-самое». У  драматурга  Нажиба Асанбаева это, конечно, пьеса «Красный паша».

   В 1981 году один старый журналист принес в Союз писателей целую папку бумаг: «Это о дипломате Кариме Хакимове, он брат моей жены. Работал в Иране, Саудовской Аравии, Йемене. В 1937 году Карима расстреляли, его никто не знает сейчас. Это был великий человек».

   Нажиб прочитал бумаги, загорелся. Написал письмо секретарю обкома Тагиру Ахунзянову, попросил командировать его в Северный Йемен. Обратились в ЦК КПСС, позвонили Маркову, Михалкову — руководителям советских писателей. Тогда все, что касалось выезда за границу, было очень-очень сложно. Но Асанбаеву повезло.

Сначала приехал в Южный Йемен, а для сбора материалов ему нужно было попасть в Северный — в другое государство. Здесь тоже посветила звезда удачи. Драматургу даже организовали встречу с президентом страны. В результате он познакомился с людьми, знавшими Карима Хакимова. ( Карим Хакимов, 1892г.р.- уроженец Бижбулякского района РБ, государственныйи партийный деятель, дипломат, участник гражданской войны. 1929-31гг.-полномочный представитель СССР в Йемене, 1936-37гг.- полномочный представитель СССР в Саудовской Аравии). На верблюдах Нажиб-агай преодолел часть пути, который прошел дипломат в 20-х годах. В мыслях пьеса уже созрела. Вернулся домой, закрылся в кабинете и за пять месяцев написал «Красного пашу».

Эта пьеса, поставленная в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури, принесла автору самый большой успех и всемирную известность. Центральное телевидение сделало фильм-спектакль, его закупили более 20 арабских стран. Когда театр гастролировал в Москве, спектакль смотрели все дипломаты арабских стран. В честь автора посол Северного Йемена Абдулла Усман устроил прием.

  За спектакль «Красный паша» присудили премию имени Салавата Юлаева режиссеру Леку Валееву, великолепному исполнителю роли Карима Хакимова Ахтяму Абушахманову и драматургу…

  В жизни и творчестве Нажиба Асанбаева все интересно, важно, необычно.  Творчество Нажиба  Асанбаева разнообразно. Его герои - обычные люди, живущие среди нас. Такие люди, как Нажиб Асанбаев, живут для людей, для воспитания человеческих душ в духе патриотизма, любви к Родине.

    Это удивительный человек! В свои 90 лет полон энергии, бодрости, интереса к людям, событиям, продолжает писать. Он страстный публицист, влюблен в Башкортостан, Уфу. Вообще — в жизнь. Дай Бог ему еще много лет такой же активной, насыщенной жизни! К 90-летию был награжден орденом «За заслуги перед Республикой Башкортостан».

  В 2011 году Нажиб Асанбаев отпраздновал свой 90 летний юбилей.

В честь 90-летия Президент Республики Хамитов Р.З. вручает  Нажиб Асанбаеву Орден «За заслуги перед Республикой Башкортостан»  
Драматург заметил,: « Раз орден вручили, значит надо еще поработать.

 

     Вся жизнь, труды и произведения М.В.Ломоносова и Н.В.Асанбаева пронизаны патриотическими, гражданскими чувствами к родному дому, к родной земле, к родному языку и  имеют большую воспитательную силу, учат любить Родину, бережно относиться к природе. Эти выдающиеся личности - творцы новой мысли, энтузиасты,  которым приходилось в одиночку прокладывать собственную творческую дорогу в жизни.

 Их имена являются символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за результативность в науке и литературе.

                                                        Литература.

      1. Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства (молодым – о М.В.Ломоносове) / Предисл. акад. РАЕН А.Н.Ежова. Архангельск: МИУ, 2001.

  1. Михайло Ломоносов.Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания

современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём/ Сост. Г.Е. Павлова, А.С. Орлов; Худож. Б.А. Лавров. – М.: Современник, 1989. –493 с., ил. – (Открытия и судьбы. Летопись научно-технической мысли России в лицах и документах).

     3.  Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства (молодым – о М.В.Ломоносове). – Архангельск, 2001.

      4. Риф Ахмадиев. Поэтика башкирской драматургии. Журнал  «Бельские просторы» №8, 2005.

      5.Газета «Башкортостан» от 24 марта 2006года.

     6.Н.В.Асанбаев. Сочинения в пяти томах. Издательство «Китап» имени Зайнап Биишевой. Уфа-2008.

      7.Газета  «Бакалинские зори» №63-64 от 2 июня 2011 года.

 

 


Информация о работе Плодотворная жизнь, многогранное творчество – основа успеха достижений в жизни