Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:32, доклад
Воспитанный, порядочный человек не может жить, заботясь только о себе. Тысячи тончайших нетей во глубине его сердца тесно связаны с родителями, близкими, родной землей, народом, малой и большой Родиной. Если оборвется хотя бы одна из них, нарушится симфония жизни, жить станет тяжелее. Ты и сам можешь управлять этими струнами. Если настраивать их с умом, то мелодия жизни будет пропета синхронно и торжественно.
Будущее нации в руках молодежи. На них возложены величественные задачи. В скором времени будущее будет зависеть от сегодняшнего поколения восемнадцати - двадцатилетних. Они будут управлять страной в течение 30-40 лет. Затем дела препоручат более молодому поколению. Преемственность поколений такая тесная, что, если оборвется только одно кольцо в единой цепи, то, возможно произойдет трагедия в судьбе всей страны.
Нажиб-агай вспоминает, каким искусным рассказчиком был его отец. Его отца звали Василий Данилович. Отец участник Гражданской войны .Вернулся раненый, больной. В 29-м году отец бросил торговлю, стал заниматься сельским хозяйством. Отец умер в 1931 году. Мать-Анна Васильевна осталась с тремя детьми без крыши над головой. Сестры уехали в Уфу. Николай к этому времени окончил четыре класса.
А я слушаю своего собеседника и думаю: ох и гены в этой семье! Потому что сам он великий мастер этого жанра. Ведет рассказ — словно кружево плетет, да с такими затейливыми узорами, то есть образами, деталями, эпизодами… И кажется, что тут же у меня на глазах сочиняет пьесу, главный герой в которой он сам.
Откуда у деревенского мальчишки могла появиться писательская жилка? Отец был великий юморист. Во время болезни иногда выходил на улицу и рассказывал байки. По сути, это были почти готовые новеллы. Дед, отец матери, служил мировым судьей — яркой внешности, с хорошим голосом, очень справедливый. Всю зиму, пока внук не учился, читал ему Библию, специально переведенную для крещеных татар. В сельсовете был сторож-чуваш, хорошо рассказывал сказки. Все это откладывалось в голове любознательного подростка, рождало удивительные мысли, образы, о которых хотелось поведать другим.
Он понимал: чтобы стать писателем, надо учиться. Мать к тому времени приняли в колхоз, и в сельсовете ему выдали справку. Поехал в Мустафино, потом в Ново-Балыклинскую семилетнюю школу.
И тут произошло знаменательное для тринадцатилетнего Николая Асанбаева событие. Из Уфы приехал человек и организовал колхозный театр в Бакалах. Николай хорошо декламировал стихи в клубе татарских поэтов, и его взяли суфлером. Стали ставить спектакль. Через месяц руководитель театра внезапно исчез. Оказалось, его арестовали…
Что делать? Будучи суфлером, Николай видел, как работает режиссер, строит мизансцены, какие задачи ставит перед актерами. Почувствовал, что может продолжить работу как режиссер. Ему поверили, и спектакль состоялся. Всем так понравилось, что захотели новый поставить. Еще нужна пьеса, но где ее достать? Николай взял и сам написал. Получилась вариация пьесы Файзи «Галиябану». Только со счастливым финалом.
Следующий драматургический опыт был вполне самостоятельным. Одноактную пьесу «Гость» («Кунак») написал легко: много читал о пограничниках, и кое-что ему пригодилось.
Душа и ум требовали простора и знаний. В 1938 году Николай Асанбаев отправился в Уфу. Пешком. Шел шесть дней. В мешке у путешественника был кусок каравая, пять картофелин, коробка спичек, немного соли и рукописи пьес. Все продукты за сутки съел. А до Уфы далеко. Пришлось по пути подрабатывать. В селе Чекмагуш упавшее в колодец ведро достал, в Кушнаренково — старушке дров наколол… За это получал еду и ночлег.
Наконец, показалась Уфа. Подошел к реке Белой со стороны Нижегородки. Никаких мостов не было. Быстро разделся. Из вещей только чугунок остался как память о матери. Завернул его в одежду, руку над головой поднял — и переплыл. Вышел к вокзалу, стал подниматься вверх по улице Карла Маркса. Первое учебное заведение на пути — Башкирский финансово-экономический техникум. Туда и поступил на удивление легко.
Однако мечты своей не оставлял, продолжал писать, его стали печатать. Появились новые друзья, которые учились в пединституте. Николай тоже хотел там учиться, потому что это приближало его к цели. Экстерном сдал экзамены за десять классов. И вот радость, победа: он студент института! Правда, пришлось перевестись на заочное отделение, чтобы помогать матери. В Ермекеевской средней школе преподавал татарский язык и литературу.
В 1940 году Николая Асанбаева призвали на службу в Красную Армию. Когда началась война — направили в Рязанское артиллерийское училище. С декабря 1941 года в звании лейтенанта командовал артиллерийской батареей. Воевал на Воронежском, Калининском, Брянском, Первом Балтийском фронтах, участвовал в тяжелых боях. Победу встретил в Латвии в звании капитана. Грудь фронтовика украсили два ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени, медаль «За отвагу» и другие награды, свидетельствующие о том, что человек не отсиживался в штабах и окопах…
После войны служил в Уфе, писал, общался с писателями. В 1946 году в конкурсе на лучший детский рассказ получил третью премию. Через три года в звании майора Николая Асанбаева демобилизовали по ходатайству башкирских писателей. Теперь можно полностью посвятить себя мирному труду. Его приняли на работу в газету «Кызыл тан».
У каждого литератора,
как бы много ни создал он
произведений за свою
В 1981 году один старый журналист принес в Союз писателей целую папку бумаг: «Это о дипломате Кариме Хакимове, он брат моей жены. Работал в Иране, Саудовской Аравии, Йемене. В 1937 году Карима расстреляли, его никто не знает сейчас. Это был великий человек».
Нажиб прочитал бумаги, загорелся. Написал письмо секретарю обкома Тагиру Ахунзянову, попросил командировать его в Северный Йемен. Обратились в ЦК КПСС, позвонили Маркову, Михалкову — руководителям советских писателей. Тогда все, что касалось выезда за границу, было очень-очень сложно. Но Асанбаеву повезло.
Сначала приехал в Южный Йемен, а для сбора материалов ему нужно было попасть в Северный — в другое государство. Здесь тоже посветила звезда удачи. Драматургу даже организовали встречу с президентом страны. В результате он познакомился с людьми, знавшими Карима Хакимова. ( Карим Хакимов, 1892г.р.- уроженец Бижбулякского района РБ, государственныйи партийный деятель, дипломат, участник гражданской войны. 1929-31гг.-полномочный представитель СССР в Йемене, 1936-37гг.- полномочный представитель СССР в Саудовской Аравии). На верблюдах Нажиб-агай преодолел часть пути, который прошел дипломат в 20-х годах. В мыслях пьеса уже созрела. Вернулся домой, закрылся в кабинете и за пять месяцев написал «Красного пашу».
Эта пьеса, поставленная в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури, принесла автору самый большой успех и всемирную известность. Центральное телевидение сделало фильм-спектакль, его закупили более 20 арабских стран. Когда театр гастролировал в Москве, спектакль смотрели все дипломаты арабских стран. В честь автора посол Северного Йемена Абдулла Усман устроил прием.
За спектакль «Красный паша» присудили премию имени Салавата Юлаева режиссеру Леку Валееву, великолепному исполнителю роли Карима Хакимова Ахтяму Абушахманову и драматургу…
В жизни и творчестве Нажиба Асанбаева все интересно, важно, необычно. Творчество Нажиба Асанбаева разнообразно. Его герои - обычные люди, живущие среди нас. Такие люди, как Нажиб Асанбаев, живут для людей, для воспитания человеческих душ в духе патриотизма, любви к Родине.
Информация о работе Плодотворная жизнь, многогранное творчество – основа успеха достижений в жизни