Плодотворная жизнь, многогранное творчество – основа успеха достижений в жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:32, доклад

Краткое описание

Воспитанный, порядочный человек не может жить, заботясь только о себе. Тысячи тончайших нетей во глубине его сердца тесно связаны с родителями, близкими, родной землей, народом, малой и большой Родиной. Если оборвется хотя бы одна из них, нарушится симфония жизни, жить станет тяжелее. Ты и сам можешь управлять этими струнами. Если настраивать их с умом, то мелодия жизни будет пропета синхронно и торжественно.
Будущее нации в руках молодежи. На них возложены величественные задачи. В скором времени будущее будет зависеть от сегодняшнего поколения восемнадцати - двадцатилетних. Они будут управлять страной в течение 30-40 лет. Затем дела препоручат более молодому поколению. Преемственность поколений такая тесная, что, если оборвется только одно кольцо в единой цепи, то, возможно произойдет трагедия в судьбе всей страны.

Файлы: 1 файл

Статья о личностях!!!!!!!.docx

— 234.78 Кб (Скачать)

      Воспитанный, порядочный человек не может жить, заботясь только о себе. Тысячи тончайших нетей во глубине его сердца тесно связаны с родителями, близкими, родной землей, народом, малой и большой  Родиной. Если оборвется хотя бы одна из них, нарушится симфония жизни, жить станет тяжелее.  Ты и сам можешь управлять этими струнами. Если настраивать их с умом, то мелодия жизни будет пропета синхронно и торжественно.

  Будущее нации в руках молодежи. На них возложены величественные задачи. В скором времени будущее будет зависеть от сегодняшнего поколения восемнадцати - двадцатилетних. Они будут управлять  страной в течение 30-40 лет. Затем дела препоручат более молодому поколению. Преемственность поколений такая тесная, что, если оборвется только одно кольцо в единой цепи, то, возможно произойдет трагедия в судьбе всей страны.

    Да, 2011 Год  в РФ - год Российской космонавтики, Год  укрепления межнационального согласия в РБ, Республика Башкортостан, как и в целом Россия, уникальна своей многонациональностью и разнообразием самобытных культур,  языков и традиций. Созданы благоприятные условия для их сохранения и развития.  Появление новых великих личностей связано и со здоровьем нынешнего поколения, с его духовной крепостью, верой.

            И еще  2011 год - год  300 летия со дня рождения великого русского просветителя, мирового учёного, гениального сына Российского  Отечества, Михаила Васильевича Ломоносова, 90- летия, именитого писателя- драматурга, кавалера ордена Салавата Юлаева, Николая Васильевича (Нажиба)  Асанбаева. Почему же я говорю сегодня об этих великих личностях?  Причина вот в чем: судьбы их похожи.            

         Наука, творчество, прогресс – эти слова так прочно вошли в нашу жизнь, что мы часто даже не задумываемся, какой огромный смысл и какая гигантская человеческая деятельность стоят за ними. А если мысленно  вернуться на несколько столетий назад?    Тогда наше внимание привлекут творцы новой мысли, энтузиасты и труженики знаний, которым приходилось в одиночку прокладывать новые дороги в науке.

 

К числу таких людей относится Михаил Васильевич Ломоносов. Все силы свои он отдал служению науке, однако уровень знаний того времени не соответствовал уровню большинства научных идей М.В. Ломоносова. В результате этого у него не было достойных последователей.   Родина М.В. Ломоносова – Беломорский север. Этот край  поддерживал Петра I в его стремлениях к развитию мореплавания, торговли  и промышленности.   Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора-Василия Дорофеевича, первым ребенком .

Мать – Елена Ивановна, дочь дьякона, мягкая и добрая женщина, умерла, когда было сыну 9 лет. Отец Василий Дорофеевич был свободным крестьянином, занимался морским промыслом, владел парусным судном "новоманерным" гукором с запоминающимся названием "Святой Михаил”. Он был незаурядным человеком, коренным жителем Русского Севера. Многие черты его, истинно трудолюбивого помора, унаследовал сын. Личный пример в делах, наставления старшего Ломоносова воспитали крепкий мужской характер Михайло. Отец по характеру был типичным помором, имел: настойчивость, предприимчивость, справедливость, отвагу, широкую натуру.

  Без грамоты невозможно было вести дело, поэтому Василий Дорофеевич поручил дьячку местной церкви обучить Михайло грамоте. А мальчишка пристрастился вначале к церковным книгам, а затем и к учебным, светским книгам, взятым для чтения у соседа Христофора Дудина. "Вратами его учености" стали: "Славянская Грамматика", напечатанная для навигатских учеников, и "Арифметика" Леонтия Магницкого, оригинальный учебник, на котором воспитывались многие поколения образованных российских людей.

Во время чтения этих учебных книг у 19-летнего молодого человека возникает страстное желание учиться. От своего учителя, дьячка местной церкви, слышал, что "для приобретения большего знания и учёности требуется знать язык латинский, а сему… можно научиться в Москве, Киеве и Петербурге, что в сих только городах довольно книг на том языке". Достав себе временный паспорт, без дозволения отца, в конце 1730 года Ломоносов задумал уйти тайно из дома с караваном мёрзлой рыбы в Москву. Ночью, надев две рубашки под нагольный кафтан, взяв две любимых учебных книги, он ушёл из дома. На третий день Михайло нагнал через 70 вёрст этот обоз. Караванный приказчик не хотел взять его с собой, но был убеждён просьбой и слезами, чтобы дать посмотреть Москву, и, наконец, согласился.

    В Москве, скрыв своё крестьянское происхождение, Михайло поступает 15 января 1731 года в Славяно-греко-латинскую академию (Спасскую школу). Начало учёбы было тяжёлым, в классе учились малые ребята. Стипендия была маленькой: 3 копейки в день. На них надо было одеться, питаться, приобретать бумагу и перья. Но за первый год Ломоносов сумел закончить 3 класса сразу. Он освоил латинский язык, на котором велись все сложные научные предметы, издавалась вся серьёзная научная литература.     Любознательный юноша стремился узнать науки для познания окружающего мира. Его стремление к получению знаний было замечено, и в числе 12 лучших учеников Михайло был отправлен для продолжения учёбы в Санкт-Петербург в университет при Петербургской Академии наук. А через полгода трое студентов, среди них и Михайло Ломоносов (ему уже было 25 лет), были отправлены в Германию, в город Марбург, учиться горному делу. Морем, из Кронштадта, они отправились в путь для пополнения знаний для пользы и славы Отечества.

      С ноября 1736 года русские студенты сначала изучали немецкий язык,  одновременно занимались и арифметикой, и геометрией. Освоив немецкий (язык обучения) студенты смогли слушать лекции профессора Христиана  Вольфа, прекрасного преподавателя, доброго человека, снисходительного к своим ученикам. Христиан Вольф был человеком энциклопедических знаний: преподавал  студентам механику, физику теоретическую и экспериментальную, философию и логику. Другие профессора и наёмные учителя читали им курс теоретической химии, учили их французскому языку, танцам, рисованию, фехтованию. Ломоносов самостоятельно читал по рекомендации Вольфа научную литературу. Студенты присылали в Петербург в качестве отчёта о полученных знаниях "диссертации".

    Ломоносов прислал первый свой научный труд в 1739 году: он назывался "Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул". Христофор Вольф особо отмечал среди множества своих студентов Михайло Ломоносова, говорил и писал о нём: "Я любил видеть в лектории этот высокий лоб, этот взгляд, сияющий разумом,… Михайло Ломоносов безмерно любил основательное учение…"

    Ломоносов продолжил обучение горному делу, металлургии, химии в Саксонии. Знакомился с постановкой горного дела в рудниках, часто сам спускался в шахты, следуя намеченной им самим программе, изучал строение "слоёв земных" и техническую постановку дела, характер руд, месторождения отдельных минералов. Саксонский профессор Геккель, хотя и недолюбливал дотошного и строптивого Ломоносова, не поскупился на похвалу в отзыве-характеристике на студента: "…довольно хорошо усвоил

теоретическую и практическую химию, преимущественно металлургическую, а в особенности пробирное дело, равно как и маркшейдерское искусство, распознавание руд, рудных жил, земель, камней, солей и вод, способен основательно преподавать механику, в которой он, по отзывам знатоков, очень сведущ".

8 июня 1741 года  Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург. С этого времени началась его служба в Петербургской Академии наук, основанной в декабре 1725 года императором Петром Великим. Вёл научные занятия и занимался подготовкой русских студентов в учреждениях при Академии и университете. Развернул серьёзную научную работу в сфере своих личных интересов. А круг его научных интересов был не велик, а просто огромен:

- химия и математическая химия (организатор первой в России научной химической лаборатории),

 -геология и минералогия,

  -физика,

  -поэзия (создал основы стихосложения, стал автором "Краткого руководства к риторике" и учебника "Риторика"),

- история (приверженец славянского происхождения государства Древняя Русь),

- филология (Ломоносовым составлена "Российская грамматика"),

- география (был главой Географического департамента, исследование Арктики, им составлено "краткое  описание путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским Океаном в Восточную Индию"),

- этнография,

- оптика (изобрёл ночезрительную трубу, приборы для морского кораблевождения: самопишущий компас и механический лаг),

- астрономия и астрофизика (Ломоносов сделал открытие: "планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою"),

- живопись (был художником-мозаистом, разработал химическую технологию изготовления мозаичной смальты - непрозрачного цветного стекла),

-  почвоведение,

- биология,

- агрономия,

- экономика и статистика,

- юридические науки,

- металлургия,

- педагогика (был руководителем Академического университета и гимназии). 

    Ломоносов с  малых лет бился и изнемогал, чтобы отцу и всем старшим  доказать, что науки нужны и  полезны.  Ломоносов – член  Академии наук. Теперь не отцу, не мачехе, а всему русскому  народу он должен и может  показать надобность образования.

     Одним из славных деяний Ломоносова было основание и устройство университета в Москве: "Я сие великое училище задумал и обдумал, охлопотал, выносил его и породил; горячими слезами воспитал и жить пустил, и за гробом стану о нём бога молить…"  Ломоносов и план чертил, и кирпич сортовал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, излюбовал и избрал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии. При университете Ломоносов устроил физическую и химическую лаборатории. Не было приборов, не было посуды для опытов по химии, физике. И схлопотал и учредил стекольный завод. При заводе была особая мастерская, где Михайло Васильевич сам выдувал колбы и шлифовал оптическое стекло.   С помощью изобретённых им приборов для наблюдений за звёздным небом Ломоносов установил, что планета Венера окружена слоем воздуха, имеет атмосферу.

  При своём доме учёный устроил кабинет для электрических опытов. Эту силу природы тогда впервые стали начали серьёзно изучать. Михайла Васильевича однажды чуть не убило грозовым разрядом. Своему покровителю графу Шувалову он пишет: "За диво почтите, ваше сиятельство, моё письмо. Жив остался дивом, а товарищ мой Рихман тою же грозовою силою убит. У меня жена зашумела, что – де шти стынут, и я пошёл обедать.

Рихман умер прекрасною смертью за науку, на своём посту. Ходатайствую перед государыней о помощи семье Рихмана, чтобы и сын его вырос таким же наук любителем, каков был его отец".

    Ломоносов учреждает мозаичную мастерскую. Лучшая из его работ "Полтавская баталия" - картина из цветного стекла на медном листе во всю стену. Рисунок и колорит ломоносовских мозаик доказывают, что великий учёный был и художником с большим вкусом.

  По монастырским книгохранилищам разыскивал древнерусские летописи. По ним составили "Историю Российскую".

   В области литературы  Ломоносов знаменит не только  торжественными одами и стихами. Великий учёный не раз бросал свою лабораторию, прерывал лекции и шёл сочинять куплеты. Он шутил над собой:

 У физики с химией

Пот проливаю.

А за вирши, за басни

Хвалы пожинаю…

     К концу своей жизни Михайло Васильевич Ломоносов был произведён в достаточно высокий государственный чин Российской империи – статский советник. Но даже за месяц до своей кончины (28 февраля 1765 года) он подписывает свой последний академический документ и ставит свою чёткую подпись с поморским именем: "Статский советник Михайло Ломоносов".

     Жизнь Михайло Васильевича Ломоносова пресеклась 4 апреля 1765 года. Через 4 дня "при огромном стечении народа" состоялись похороны на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Во время своей болезни Ломоносов сказал другу Я.Я.Штелину: "Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть. Жалею только о том, что не мог я свершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии и теперь, при конце жизни моей, должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной…". Но он ошибся: имя Михайло Ломоносова, крестьянского паренька, силой удивительного поморского характера увидевшего мир "в его универсальном единстве", это славное имя вызывает только восхищение и является примером для подражания и для самого воспитания.

Информация о работе Плодотворная жизнь, многогранное творчество – основа успеха достижений в жизни