Основные этапы развития естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Концепция современного естествознания – новый предмет в системе высшего образования. Насколько же нужно знать современную науку человеку, который скорее всего, никогда сам не будет работать в ней? Ответом на этот вопрос могут служить строчки из введения к новому учебнику по «Концепции современного естествознания»: «В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам… Дело в том, что наука – это не только собрание фактов об электричестве и т.п. Это одно из наиболее важных духовных движений наших дней.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…….3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ………...…..4
1.1. Древнегреческий период…………………………………………...………….4
1.2. Эллинистический период………………………………………...……………7
1.3. Древнеримский период античной натурфилософии…………...……………8
1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания………...………………..9
1.5. Естествознание в средневековой Европе……………..……………….…….10
1.6. Этап, называемый «научной революцией»………………………….………11
Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………12
Глава 3. РЕВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ………………………………...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Файлы: 1 файл

13. основные этапы развития естествознания.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

 

1.5. Естествознание в средневековой Европе.

В то же самое время в Европе читали, главным образом, Библию, предавались рыцарским турнирам, войнам, походам. Была распространена куртуазная лите­ратура, посвященная прекрасным дамам и рыцарской любви. Толь­ко единицы имели склонность к философии и серьезной литературе времен античности. Однако естествознание развивалось и в средневековой Европе, причем его развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть поиски алхимиков и влияние университетов, ко­торые были чисто европейским порождением. Огромное число от­крытий в алхимии было сделано косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала конк­ретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, хи­мические элементы. С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми были университеты в Болонье и Париже. Благодаря уни­верситетам возникло сословие ученых и преподавателей христиан­ской религии, которое можно считать фундаментом сословия ин­теллектуалов.

 

1.6. Этап, называемый «научной революцией».

Периодом «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг. Первая дата соответствует публикации Н. Копер­ником работы «Об обращениях небесных сфер»; вторая — И. Нью­тоном «Математические начала натуральной философии». Все на­чалось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея, просуществовавшую около полутора тысяч лет. Þ Копер­ник поместил в центр мира не Землю, а Солнце; Тихо Браге — идейный противник Коперника — движущей си­лой, приводящей планеты в движение, считал магне­тическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил совре­менной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение пла­нет во время их движения по небу; Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллип­тические он количественно опи­сал характер движения планет по этим орбитам; Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две но­вые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона, которые мы рассмотрим далее. Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации объеди­нил физику Галилея и физику Кеплера. В течение этого периода изменился не только образ мира. Из­менились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знани­ем и религиозной верой. Выделим во всем этом следующие основ­ные моменты. 1. Земля, по Копернику, — не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное тело, как и другие. Но если Земля — обычное небесное тело, то не может ли быть так, что люди обитают и на других планетах? 2. Наука становится не привилегией отдельного мага или про­свещенного астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Ари­стотеля), который все сказал. Теперь наука — исследование и рас­крытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке. 3. Наиболее характерная черта возникшей науки — ее метод. Он допускает общественный контроль, и именно поэтому наука ста­новится социальной. 4. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а функцию[6]. Научная революция порождает современного ученого-эксперимен­татора, сила которого — в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим благодаря новым измерительным прибо­рам. Новое знание опирается на союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, художников, гидравликов, архитекторов и т.д.) — с другой. Возникновение нового метода исследования – научного эксперимента оказало огромное влияние на дальнейшее развитие науки.

 

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА,  КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Основной метод исследований Нового времени — научный эксперимент, который отличается от всех возможных наблюде­ний тем, что предварительно формулируется гипотеза, а все на­блюдения и измерения направлены на ее подтверждение или оп­ровержение. Экспериментальный метод начал готовить к разработке еще Леонардо да Винчи (1452-1519). Но Леонардо жил за сто лет до этой эпохи, и у него не было соответствующих технических воз­можностей и условий. Не разработана была также логическая струк­тура экспериментального метода. Эксперименту Леонардо да Винчи недоставало строгости оп­ределений и точности измерений, но можно только восхищаться универсальностью ума этого человека, которой восторгались его современники и которая поражает сегодня нас. С методологической точки зре­ния Леонардо можно считать предшественником Галилея. Помимо опыта он придавал исключительное значение математике. «Лучше маленькая точность, чем большая ложь», — утверждал он[7].

Начало экспериментальному методу Нового времени положи­ло изобретение двух важнейших инструментов: сложного микро­скопа (ок. 1590 г.) и телескопа (ок. 1608 г.). Уже древние греки были знакомы с увеличительной силой линзовых стекол. Но сущ­ность и микроскопа, и телескопа заключается в соединении не­скольких увеличительных стекол. По-видимому, первоначально такое соединение произошло случайно, а не под влиянием какой-нибудь руководящей теоретической идеи. Первый микроскоп изоб­рел, по всей видимости, голландский шлифовальщик стекол Захарий Янсен, первую подзорную трубу — голландский оптик Франц Липперстей. С появлением телескопов развитие астрономии поднялось на качественно новый уровень. Были открыты (еще Галилеем) четы­ре наиболее крупных спутника Юпитера, множество новых, не видимых невооруженным взглядом, звезд; было достоверно уста­новлено, что туманности и галактики являются огромным скопле­нием звезд. Кроме того, были обнаружены темные пятна на Солн­це, которые вызвали особые возражения и даже ярость руководи­телей католической церкви. К середине XVII в. выдающийся астроном Гевелий изготовил первую карту Луны. Именно он впервые предложил принятые в настоящее время названия темных пятен Луны — океаны и моря. Гевелию удалось наблюдать девять больших комет, что положило начало их систематическому исследованию. В конце века Тихо Бра­ге усовершенствовал технику наблюдений и измерений астроно­мических явлений, достигнув предела возможностей использованного им оборудования. Он также ввел, как отмечалось выше,  в практику наблюдения пла­нет во время их движения по небу. В Новое время, во многом благодаря экспериментальному методу, были объяснены многие довольно простые яв­ления, над которыми человечество задумывалось в течение многих веков, а также были высказаны идеи, определившие научные поиски на века вперед. Þ Законы функционирования линз удалось объяснить Кеплеру; Þ Проблему «почему вода в насосах не поднимается выше 10,36 м» - Торричелли сумел связать с давлением ат­мосферы на дно колодца. Þ Правильные объяс­нения приливов и отливов в морях и океанах, дали Кеплер (начало рассуждений) и Ньютон. Þ Причина цветов тел была установлена Ньютоном. Его теория цветов представляет собой одно из выдающихся достижений оп­тики, сохранившее значение до настоящего времени. Ньютон также начал разработку эмиссионной и волновой теорий света, современный фундамент которой создал Гюйгенс. В XVI-XVII вв. наблюдается бурный расцвет анатомических исследований. В 1543—1544 гг. А. Везалий опубликовал книгу «О стро­ении человеческого тела», которая была прекрасно иллюстриро­вана и сразу же получила широкое распространение. Она считается первым скрупулезным описанием анатомии из всех известных человечеству. Но это было, если так можно выразиться, развитием статических представле­ний о человеческом теле. У. Гарвей (1578—1657) продвинул дело гораздо дальше, начав развитие биологических аспектов механистической философии. Он заложил основы экспериментальной физиологии и правильно по­нял основную схему циркуляции крови в организме. Гарвей вос­принимал сердце как насос, вены и артерии — как трубы. Кровь он рассматривал как движущуюся под давлением жидкость, а ра­боту венозных клапанов уподоблял клапанам механическим. В спо­рах со своими коллегами Гарвей утверждал, что «никакого жиз­ненного духа» (эфирного тела) ни в каких частях организма не обнаружено.

 

Глава 3. РЕВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

В истории естествознания процесс накопления знаний сменял­ся периодами научных революций, когда происходила ломка ста­рых представлений и взамен их возникали новые теории. Крупные научные революции связаны с такими достижения человеческой мысли, как: и учение о гелиоцентрической системе мира Н. Копер­ника, ü создание классической механики И. Ньютоном, и ряд фунда­ментальных открытий в биологии, геологии, химии и физике в первой половине XIX столетия, подтвердившие процесс эволю­ционного развития природы и установившие тесную взаимосвязь многих явлений природы, и крупные открытия в нача­ле XX столетия в области микромира, создание квантовой меха­ники и теории относительности. Рассмотрим эти основные достижения. Польский астроном Н. Коперник в труде «Об обращении не­бесных сфер» предложил гелиоцентрическую картину мира вмес­то прежней птолемеевой (геоцентрической). Она явилась продол­жением космологических идей Аристотеля, и на нее опиралась религиозная картина мира. Заслуга Н. Коперника состояла также в том, что он устранил вопрос о «перводвигателе» движения во Вселенной, так как, согласно его учению, движение является есте­ственным свойством всех небесных и земных тел. Вполне понятно, что его учение не соответствовало мировоззрению католической церкви, и с этого времени начинается противостояние науки и церкви по главным вопросам, касающимся природы. «Трудно переоценить значение и влияние гелиоцентрической кар­тины мира на все естественные науки. Это было поистине яркое событие в истории естествознания: вместо прежнего неверного каркаса мироздания была введена истинная система координат околоземного космоса»[8]. R Сравнимые по масштабу перемены в теоретической физике произошли в XVII в. Был осуществлен переход от аристотелевой физики к ньютоновой, которая господствовала в западной науке в течение трех столетий. Используя эту модель, физика достигла прогресса и выгодно отличалась от других дисциплин. Ее законы приобрели математическую формулировку, она доказала свою эф­фективность при решении многих проблем. С тех пор западная наука добилась крупных успехов и стала мощной силой, преобразую­щей мир. К тому же она определенным образом формировала ми­ровоззрение ученых. Вступала в силу механистическая картина мира. Говоря о создании механики Ньютоном, нельзя не упомянуть имя Галилео Галилея, который стоял у ее истоков. Его принцип инерции был крупнейшим достижением человеческой мысли: предложив его миру, он решил фундаментальную проблему — проблему движения. Уже одного этого открытия было бы достаточно для того, чтобы Галилей стал выдающимся ученым Нового времени. Однако его научные результаты разнообразны и глубоки. Он исследовал свободное падение тел и установил, что скорость сво­бодного падения тел не зависит от их массы (в отличие от Арис­тотеля) и траектория брошенного тела представляет собой пара­болу. Известны его астрономические наблюдения Солнца, Луны, Юпитера. В работе «Диалог о двух системах мира — Птолемеевой и Коперниковой» он доказал правильность гелиоцентрической кар­тины мира, утверждению которой способствовали передовые уче­ные того времени. R Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, сформулированный Галилеем. Во втором законе механики Ньютон утверждает, что ускорение, приобретаемое телом, прямо пропор­ционально приложенной силе и обратно пропорционально массе этого тела. И третий закон механики Ньютона есть закон действия и противодействия: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению. И еще один за­кон, предложенный Ньютоном, закон всемирного тяготения, зву­чит так: все тела взаимно притягиваются прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это — универсальный закон природы, на основе которого была построена теория Солнечной системы.

«Механика Ньютона поражает своей простотой. Она имеет дело с материальными точками и расстояниями между ними и, таким образом, является идеализацией реального физического мира. Но благодаря этой простоте стало возможным построение замкнутой механической картины мира. Его теория использовала строгий матема­тический аппарат и опиралась на научный эксперимент. Именно такая тенденция наметилась в физике после его работ»[9]. Благодаря трудам Галилея и Ньютона XVIII век считается на­чалом того длительного периода времени, когда господствовало механистическое мировоззрение. R Развитие биологии в XVIII веке также не обходилось без революционных открытий в то время шло своим путем: Þ Г. Мендель (1822-1884) от­крыл законы наследственности, скрещивая семена гороха в тече­ние восьми лет. Þ Исследуя бактерии, Л. Пастер показал, что они присутствуют в атмосфере, распространяются капельным путем и их можно разрушить высокой температурой. В XIX в. микробиоло­гия помогала побеждать инфекционные болезни. Þ Итогом раз­вития эволюционной концепции стала работа Ч. Дарвина (1809— 1882) «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Эта теория имела такое же влияние на умы людей, какое в свое время имела теория Коперника. Это была научная революция в области биологии. Можно сказать, что коперниковская революция указала место человека в пространстве, а теория Дарвина опреде­лила место человека во временной шкале мира. Следующая научная революция, после которой резко измени­лась система взглядов и подходов, также связана с физикой. Это произошло в конце XIX — начале XX столетия. Толчком к построению новой физической картины мира послужил ряд новых эксперименталь­ных фактов, которые не могли быть описаны в рамках старых тео­рий, как это обычно бывает в науке. К таким фактам относятся прежде всего: и исследования Фарадея по электрическим явлениям, и работы Максвелла и Герца по электродинамике, и изучение явле­ния радиоактивности Беккерелем, и открытие первой элементарной частицы (электрона) Томсоном и т.д. Проникая в область микромира, физики столкнулись с неожи­данными проявлениями физической реальности, для описания которой возникла потребность в новой теории, ибо сделать это с помощью классической механики не удавалось. Поэтапно, благодаря работам ряда физиков и глав­ным образом Бора, Гейзенберга, Шредингера, Планка, де Бройля и других, была построена физическая теория микромира, создана кван­товая механика. Согласно этой теории, движение микрочастиц в пространстве и времени не имеет ничего общего с механическим движением макрообъектов и подчиняется соотношению неопреде­ленностей: если известно положение микрочастицы в пространстве, то остается неизвестным ее импульс и наоборот. R В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относитель­ности, в которой свойства пространства и времени связаны с ма­терией и вне материи теряют смысл. Эта теория дает преобразова­ние пространственных и временных координат тел, которые дви­гаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительнос­ти, связывает присутствие больших гравитационных полей (или массы) с искривлением пространства. Эта часть теории использу­ется в космологических моделях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, историческое развитие человечества постоянно сопровождалось развитием науки. Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они сочетали в себе профессио­нальные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высо­кой степени интуиции. С тех пор прошло уже много времени.  Современная наука быстро прогрессирует и научные открытия совершаются на наших глазах.  Современное естествознание представляет собой сложную, развет­вленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислитель­ной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергети­ку. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.  

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.

2.      Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.

3.      Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. М.: Агар, 2000.

4.      Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

5.      Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М.: «ПРИОР», 1998. 8. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000.

6.      Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. [1]

7.      Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 г.

 

2

 



Информация о работе Основные этапы развития естествознания