Общая характеристика кодексов стран африканского обычного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Основным методом, который был использован при исследовании объекта, является сравнительно-правовой метод. Он был использован по принципу временной последовательности, т. е. диахронно. Также при исследовании были использованы системно-функциональный метод и метод формальной логики. Помимо методов были также использованы логические приемы познания, такие как обобщения, анализ, дедукция и абстрагирование.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3-4
РАЗДЕЛ 1. Становление и развитие африканского обычного права….................5-12
1.1 Зарождение африканского обычного права……………………………..........5-8
1.2 Развитие африканского обычного права в колониальный период………….8-10
1.3 Формирование современных правовых систем африканских государств…10-11
РАЗДЕЛ 2. Кодификация африканского обычного права………………………..12-15
2.1 Формирование и развитие африканского законодательства………………..12-13
2.2 Кодификация обычного права на современном этапе………………………14-15
РАЗДЕЛ 3. Общая характеристика кодексов стран африканского обычного права………………………………………………………………………………… 16-22
3.1 Конституция Ганы 1992 года………………………………………………….16-18
3.2 Семейный кодекс Танзании 1971 года………………………………………..18-20
3.3 Уголовный кодекс Нигерии 1916 года………………………………………..20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23-24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая 4.docx

— 60.52 Кб (Скачать)

 

1.3. Формирование современных правовых систем африканских государств

После провозглашения независимости во многих государствах африканского континента на пути формирования независимых правовых систем возникла проблема сосуществования старого колониального и нового национального права. Решение этой проблемы во многом зависело от расстановки политических сил в этих государствах. Проблема такого сосуществования во многих освободившихся государствах разрешилась принятием конституций. Необходимо отметить, что, в основном, старое колониальное право не подверглось существенным изменениями, колониальное законодательство было положено в основу новых правовых систем этих государств. Однако, по мере укрепления их политической и экономической независимости происходит процесс ослабления роли колониальных институтов и норм, в результате чего осуществляется ликвидация последних конституционных связей между бывшими метрополиями и новыми государствами, препятствовавшими реализации национального суверенитета.8

Правовые системы большинства государств Африки характеризуются как смешанные и плюралистические, в которых отражаются как особенности процесса формирования национального права, так и этнокультурные различия регионов страны, а также заимствованные правовые институты романо-германского и общего права. Таким образом, смешанный и плюралистический характер правовых- систем африканских государств объясняется многообразием содержащихся в них норм — норм обычного права, норм исламского права, норм стран метрополий, норм, содержащихся в новом законодательстве, а также норм, вытекающих из африканского регионального и международного права.

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права. Его источники еще находятся на этапе становления.9

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Кодификация африканского обычного права

На развитие национального права африканских государств большое влияние оказывает процесс кодификации, заимствованный в основном у французского права и затронувший практически все отрасли африканского права. Р. Давид отмечал, что в странах французского языка после получения независимости принято свыше ста кодексов.10

 

2.1 Формирование  и развитие африканского законодательства

Первые попытки нормативного закрепления обычного права на территории африканского континента появились еще в ХІІІ веке.

Сохранившийся правовой сборник XIII в., известный под названием «Фетха негаст» («Правосудие царей»), является уникальным документом, отражающим потенциал и возможности норм обычного права в регулировании сложных общественных отношений. Данный правовой документ, составленный в Египте, регулировал не только взаимоотношения внутри общества, но и на основе правовых традиций ислама и христианства регулировал внешнеполитические и внешнеэкономические отношения Египта как крупного политического и торгового центра с могущественной Византией. Благодаря этому в данном документе можно обнаружить и влияние византийского права.11

В XVI в. в Эфиопии этот сборник был утвержден как правовой кодекс, который, наряду с библейскими текстами (Ветхий и Новый завет) и соборными уложениями христианской церкви, включал «книги царей» (императорские каноны), содержавшие правовые нормы и царские установления.

Еще одним памятником обычного права, дошедшим до нас, являются старинные «речения» (кабары), принадлежавшие вождю малагасийского государства Имерна (Имерн), которые в своей основе содержали обычаи. Согласно этому памятнику обычного права, принятые на народном собрании решения основывались на традициях и обычаях. Эти старинные «речения» сохранялись в устной форме, и только в середине XIX в. были записаны и опубликованы на малагасийском языке. Впоследствии малагасийские обычно-правовые нормы систематизировались в правительственных изданиях, получившим название «кодексов».

Одним из первых таких кодексов является «Кодекс 48 статей», принятый в 1828 г., и регулировавший некоторые вопросы уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений. За ним последовал «Кодекс 50 статей», регулировавший вопросы административного управления провинциями. В 1863 г. было принято еще два кодекса; один из которых содержал уголовно-правовые и гражданско-правовые нормы, второй — нормы о разделе имущества между сторонами и дворцовой казной в спорных случаях и другие положения.

Впоследствии малагасийский «Кодекс 101 статьи», принятый в 1868 г., и наиболее полный «Кодекс 305 статей», принятый в 1881 г., были изданы правительственной дворцовой типографией и известны лишь узкому кругу чиновников. Последний из названных кодексов содержал статьи о политических и уголовных преступлениях, о государственной власти, собственности, рабах и т.д. В нем содержалась норма, предписывающая сохранение неписаных народных традиций и обычаев, соблюдаемых по сегодняшний день: Они остаются в силе и применяются наравне с письменными законами, собранными в данном кодексе.12

В 1875—1879 гг. в колонии Натал специальным Бюро по делам «туземной» администрации был подготовлен «Кодекс туземного права Натала», опубликованный в 1891 г. Он был рассчитан на применение в судах, рассматривавших споры об установлении границ между племенами, о правах и обязанностях вождей и старшин, о браке и разводе, выкупе за невесту, опеке, наследовании, статусе лекарей и знахарей и о правонарушениях.

Попытки кодификации обычного африканского права предпринимались и в дальнейшем, однако значительных результатов в этом достигнуто не было.

 

 

 

2.2 Кодификация  обычного права на современнном  этапе

Формирование современной правовой системы в африканских государствах предполагало новое отношение к традиционному обычному праву, отобразившееся бы в стремлении сохранить его позитивные элементы. В ряде государств были предприняты попытки кодификации обычного права. Например, в 1957 г. в Мадагаскаре было принято решение о кодификации обычаев.

Движение реформ охватило прежде всего современное право. Новыми кодексами были охвачены почти все его отрасли: гражданское право, уголовное право, уголовный процесс, инвестиционное право, трудовое право, судоустройство. В Сенегале, Гане, Уганде и на Мадагаскаре было реформировано обязательственное и договорное право.

Однако движение на этом не остановилось, и реформы затронули институты, имеющие прямое отношение к «личному статусу» африканцев. В Сенегале, Гане и Кении были кардинально изменены нормы, определявшие режим земельной собственности.13

В 1963 г. попытка кодификации обычного права, имевшая целью унификацию обычно-правовых норм, была осуществлена в Танганьике. При подготовке проекта унификации была использована сукума — инкорпоративный сборник обычно-правовых норм. Объектом унификации стали в основном традиционные нормы, регулировавшие семейные и отчасти гражданско-правовые отношения (опека, наследование, завещание, права собственности), а также вопросы землевладения. Ее результаты получили отражение в единообразных по содержанию декларациях местного обычного права, закрепленных рядом правительственных нормативных актов — приказов Танганьики.

В 1971 г. в Танзании был принят закон — единый кодекс правовых норм, который заменил предшествующее законодательство и нормы религиозного  обычного права в области брака и развода.

На территории Федеральной Республики Нигерии, где большинство населения составляют мусульмане, действует отдельный Уголовный кодекс Северной Нигерии, который был принят в 1959 г. Этот кодекс базируется на основных положениях исламского деликтного права, а на территории некоторых штатов к 2000 г. было официально объявлено о введении в действие норм исламского права.14

К процессам кодификации также следует отнести и принятие конституций как систематизация норм, регулирующих самые важные общественные отношения.

В Гане после завоевания независимости действие обычного права было закреплено на конституционном уровне. Согласно Конституции Ганы 1960 г., нормы обычного права были приравнены к конституционным нормам, нормам законов и нормам общего права. В несколько видоизмененном варианте это положение было подтверждено в Конституции Ганы 1969 г., действовавшей до 1972 г., согласно которой обычное право провозглашалось частью общего права Ганы.15

Термин «обычное право» в законодательстве многих африканских государств обозначает совокупность юридических правил, основанных на обычаях. Например, согласно «Ордонансу о толковании и общих статьях, исправленному и дополненному законом о магистратских судах Танзании», обычное право означает правило или совокупность правил, посредством которых приобретаются права и налагаются обязанности, установленные обычаем в любой африканской общине Танганьики, норм, обладающих юридической силой.16

И все же не смотря на то, что на территории Африканского континента активно принимают новые законы, не смотря на то, что процессы кодификации до сих пор не прекратились, исторический осадок все еще остался. Нормы обычного права всегда были частью африканской правовой культуры. Именно поэтому делается все возможное чтобы максимально сблизить обычное право под современный лад человечества.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. Общая характеристика кодексов стран африканского обычного права

 

3.1 Контитуция  Ганы 1992 года.

Действующая конституция была одобрена на референдуме в 1992 году. Следует отметить, что страна до 1957 года была колонией Великобритании. Это в свою очередь отразилось в целом на системе права Ганы, так как структура нормативно-правовых актов очень схожа с актами британского парламента.

Конституция состоит из преамбулы и 26 глав, которые включают 299 статей.

Преамбула начинается со слов «Именем Всесильного Бога» («In the name of Almighty God»)17, что ясно говорит о том, что на территории республики Ганы все еще превалирует обычай с религиозным элементом. Анализируя текст преамбулы можно выделить следующие принципы государственной власти в республике:

    • Верховенства права
    • Принцип «Мира и Дружбы со всеми людьми на земле»
    • Принцип защиты фундаментальных прав человека.

Структура Конституции напоминает содержание конституции Украины.

Первые четыре главы закрепляют принцип верховенства конституции как основного закона, основы государственного и правого строя, а также некоторые вопросы о гражданстве.

Глава 5 закрепляет фундаментальные права человека, такие как право на жизнь, свободу, справедливый суд и многие другие. Отдельно закреплены права женщин, детей, недееспособных и лиц, страдающих некоторыми заболеваниями. Также в главе предусмотрены чрезвычайные полномочия власти в случаях предусмотренных самой конституцией.

6-я и 7-я главы предусматривают  основы государственной политики, а также основы политической  деятельности общества: избирательное  право и объединение в политические  партии.

Следующие четыре главы (8-я, 9-я, 10-я и 11-я соответственно) закрепляют структуру органов государственной власти. Деление на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти лежит в принципе разделения государственной власти на территории Ганы. Следует отметить, что в отличие от нашей конституции, законодательная власть идет на последнем месте в системе органов. Главной ветвью власти считают исполнительную во главе с президентом.

Глава 12 предусматривает принцип свободы средств массовой информации, который является фундаментальным для установления демократии в любом государстве.

Следующая глава закрепляет основы финансовой политики государства, в частности вопросы налогообложения, бюджета, банковской системы и финансового контроля.

14-я, 15-я, 16-я и 17-я главы  закрепляют организацию органов  государственной службы, органов  внутренних дел, пенитенциарной  системы, а также вооруженных  сил.

Глава 18 устанавливает создание комиссии по правам человека и административного правосудия. Ее задачи закреплены в статье 218 конституции. Основным видом деятельности является рассмотрение жалоб по различным вопросам, связанных с нарушениям прав человека.

Глава 19 провозглашает создание Национальной комиссии по гражданскому образованию, основная цель которой является правовое воспитания общества и поддержания высокого уровня правовой культуры.

Принцип децентрализации власти и общие вопросы местного самоуправления закреплены в главе 20. Там указано, что для целей местного самоуправления, которые закреплены в статье 240 конституции, территория республики должна быть поделена на округи.18

Как и в конституции Украины, в ганском основном законе уделяется большое внимание таким объектам как земля и природным ресурсам. Глава 21 закрепляет основные положения, которые касаются земельных отношений и органы, которые осуществляют контроль за использованием земли и различных природных ресурсов.

Информация о работе Общая характеристика кодексов стран африканского обычного права