Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 11:30, курсовая работа
Основным методом, который был использован при исследовании объекта, является сравнительно-правовой метод. Он был использован по принципу временной последовательности, т. е. диахронно. Также при исследовании были использованы системно-функциональный метод и метод формальной логики. Помимо методов были также использованы логические приемы познания, такие как обобщения, анализ, дедукция и абстрагирование.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..........3-4
РАЗДЕЛ 1. Становление и развитие африканского обычного права….................5-12
1.1 Зарождение африканского обычного права……………………………..........5-8
1.2 Развитие африканского обычного права в колониальный период………….8-10
1.3 Формирование современных правовых систем африканских государств…10-11
РАЗДЕЛ 2. Кодификация африканского обычного права………………………..12-15
2.1 Формирование и развитие африканского законодательства………………..12-13
2.2 Кодификация обычного права на современном этапе………………………14-15
РАЗДЕЛ 3. Общая характеристика кодексов стран африканского обычного права………………………………………………………………………………… 16-22
3.1 Конституция Ганы 1992 года………………………………………………….16-18
3.2 Семейный кодекс Танзании 1971 года………………………………………..18-20
3.3 Уголовный кодекс Нигерии 1916 года………………………………………..20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….23-24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. Становление и развитие африканского обычного права….................5-12
1.1 Зарождение африканского обычного права……………………………..........5-8
1.2 Развитие африканского обычного права в колониальный период………….8-10
1.3 Формирование современных правовых систем африканских государств…10-11
РАЗДЕЛ 2. Кодификация африканского обычного права………………………..12-15
2.1 Формирование и
развитие африканского
2.2 Кодификация обычного права на современном этапе………………………14-15
РАЗДЕЛ 3. Общая характеристика кодексов
стран африканского обычного права…………………………………………………………………
3.1 Конституция Ганы 1992 года………………………………………………….16-18
3.2 Семейный кодекс Танзании 1971 года………………………………………..18-20
3.3 Уголовный кодекс Нигерии 1916 года………………………………………..20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Обычное право как правовой институт возникло со времен племенного строя еще далеко до возникновения государственности, как принято ее видеть в современном мире. Но даже в наше время можно наблюдать характерные проявления обычного права, особенно на территории африканского континента. Важную роль в развитии правовых систем в странах Африки сыграла кодификация обычного права.
Целью курсовой работы является исследование «правового поля» на территории африканского континента, а именно изучение и дача правовой оценки кодификации африканского обычного права.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что не смотря на усиленное развитие правовых институтов в развитых странах, государства «третьего мира» требуют не меньшего внимания со стороны ученых, которые исследуют и анализируют различные правовые системы мира. Обычное право являеться важным источником права африканской правовой семьи, так как на ее территории долгое время сохранялись отблески племенных отношений, которые, в свою очередь, и порождают обычай.
Объектом исследования курсовой роботы являются правовые системы обычного права на территории Африки, в частности правовые системы таких республик как Гана, Танзания, Нигерия и других.
Предметом исследования являются непосредственно процессы кодификации африканского обычного права, которые происходили, начиная со становления обычного права до современности.
Исследованием проблематики данного вопроса занимались такие ученые-компаративисты как Саидов А. Х., Погребняк С. П., Кашанина Т. Ш., Бехруз Х., Давид Р., Жоффре-Спинози К. и другие.
Основным методом, который был использован при исследовании объекта, является сравнительно-правовой метод. Он был использован по принципу временной последовательности, т. е. диахронно. Также при исследовании были использованы системно-функциональный метод и метод формальной логики. Помимо методов были также использованы логические приемы познания, такие как обобщения, анализ, дедукция и абстрагирование.
Курсовая работа состоит из трех разделов.
В первом разделе описано становление и развитие африканского обычного права в целом, его исторические этапы.
Во втором разделе исследуется непосредственно кодификация африканского обычного права в различные исторические периоды.
В третьем разделе анализируется конкретная нормативная база (кодексы), в частности конституция Ганы, семейный кодекс Танзании и уголовный кодекс Нигерии.
РАЗДЕЛ 1. Становление и развитие африканского обычного права
Развитие африканского обычного права происходило на протяжении длительного времени, которое условно можно разделить на три основных этапа:
Первый этап: зарождение и формирование африканского обычного права (до XIX века);
Второй этап: развитие африканского обычного права в колониальный период (XIX век – середина XX века);
Третий этап: развитие правовых систем в условиях становления независимости (вторая половина ХХ века – сегодня).
Не смотря на то, как долго формировались правовые системы в странах Африки, она кардинально отличается от всех остальных по причине того, что африканские страны в своем большинстве считаются странами третьего мира, и, очевидно, что уровень развития государства будет отражать и уровень развития права. Для африканского обычного права характерны ряд признаков, которые отличают ее от других правовых систем.
1.1. Зарождение африканского обычного права
В эпоху зарождения государственности в африканских обществах в качестве регулятора общественных отношений использовали раздробленное многообразное неписаное обычное право. Оно отображало реальную картину жизни традиционного общества на территории африканского континента. Следует также отметить, что на то время не существовало единой системы, так как в различных этнических группах превалировали те или иные обычаи.
Поскольку письменность на территории Африки была слабо развита (а в некоторых регионах и вовсе отсутствовала), то нормы-обычаи носили устный характер.
Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров «племенного законодательства», традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение. Английский юрист А. Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений. Не было ни юридических текстов, ни манускриптов по вопросам права, ни сформулированных на бумаге исковых заявлений, ни повесток в суд, ни ордеров на выполнение судебных постановлений, ни письменных документов о передаче имущества, ни ученых комментариев докторов права. Не было скрупулезного критического разбора текста парламентских актов, ученых дебатов в журналах о значении того или иного параграфа или диапазоне действия судебного решения, процедурных дискуссий о представительстве или форме обвинения.2
Общинная модель структуры общества направлена на установление гармонии между обществом и индивидуумом. Действие индивидуума всегда имеет место в качестве члена определенной общины, соответственно, его обязанности и права определяются данной общиной.
Несмотря на то, что сведения об обычном праве раннего периода развития весьма скудны, изучение обычно-правовых норм африканских обществ позволяет восстановить реальные механизмы регулирования общественных отношений.3
Следует отметить что нормы права были тесно переплетены с другими социальными регуляторами - моралью и религией. Их реализация была большей мерой обеспечена уважением к традициям предков и страхом перед сверхприродными силами, нежели боязнью негативных юридических последствий для правонарушителя.4
Специфика африканского права по сравнению с правовыми системами Запада проявляется также в юридическом процессе, необходимость в котором возникала в случае правового спора или совершения правонарушения. Западная система судопроизводства ставит перед собой цель найти истину в деле, то есть определить, кто прав, а кто виноват, защитить интересы лица, который находиться на стороне правды и наказать виновного. Задачи органов, которые рассматривали споры в африканских общинах, были больше похожи на задачи органов, которые разрешали их дальневосточных государствах – Китае и Японии. Их основная цель – примирение сторон для обеспечения единства и сплоченности всей социальной группы. Все стороны конфликта должны идти на компромисс и быть уверенными в справедливости такого решения. Только после этого конфликт забывался и его участники продолжали трудиться сообща на благо всей общины, не прибегая к ее расколу.
По классификации Т. В. Кашаниной, этот тип права принадлежит к так называемому архаическом у праву. Однако ему свойственны не только недостатки, но и преимущества:
До появления развитого права было больше пространства для выражения убеждений и мыслей людей, а непосредственно архаическому праву не был свойственен формальный характер: оно было довольно пластичным, как бы «живым» законом.5
Традиционное африканское право впервые подверглось активному внешнему влиянию в связи с приходом в Африку христианства и ислама. Христианство началось распространяться в ІV в. с Эфиопии, ислам – немного позже, в ХІ в., в Северной и Западной Африке. Религия принесла с собой не только веру и культы, а и свою систему права, которая многим отличалась и не соответствовала обычному праву африканских народов. Однако это не повлекло за собой отказ от норм традиционного права, оно лишь пыталось приспособиться к новым системам права. Но христианство и ислам способствовали разрушению первоосновы традиционного права – веры в сверхприродные силы и магию, которыми на протяжении веков было окутано обычное право. Эти религии принесли новое понимание мироустройства, в котором нормы обычного права были подчинены нормам религиозного права.
1.2. Развитие африканского обычного права в колониальный период
Уже в ХІХ веке Африка попала под интервенцию иностранных государств. Постепенно весь африканский континент, за небольшим исключением, был колонизирован европейскими державами. Колониальные власти — английские, французские, португальские и бельгийские стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Например, на территории Французской Африки (Алжир, Марокко и др.) распространилось французское право, на территории английских колоний (ЮАР, Нигерия и др.) — общее английское право, португальское право (Ангола и Мозамбик) и т.д.6 Это и положило начало развитию африканского колониального права.
Следует отметить, что несмотря на внедрение правовых систем европейских государств на территорию Африки, обычное право, которое долгий период было основным регулятором общественных отношений, стремительно теряло свою значимость. Это объяснялось развитием товарно-денежных отношений, которые с свою очередь вытесняли натуральное хозяйство на задний план.
Вместе с тем, наряду с внедрением собственных правовых институтов, колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право. А. Эллот полагает, что обычное право применялось в судах общего права, так как облегчало управление и способствовало поддержанию порядка. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства) – оставались в сфере действия обычного права.7
Результатом взаимодействия традиционного и заимствованного права стало с одной стороны становление новых отраслей права, и с другой – изменение и приспособление обычного права к новым общественным отношениям.
Колониальное право преимущественно регулировало сферы административно-правовых, торгово-правовых и уголовно-правовых отношений. Уголовное право практически полностью состояло из законов метрополии. Основным источником колониального права являлись не законы, а акты исполнительной власти стран метрополии.
Однако, колониальное право не могло регулировать все сферы жизни колоний, поскольку на этих территориях до его проникновения действовало как обычное право, так и религиозное право.
К сфере применения обычного права относились вопросы семейного, земельного и наследственного права, а также некоторые сферы гражданско-правовых отношений (например, традиционные договоры дарения и т.д.). В тех районах, где до колонизации их территорий отсутствовали первичные формы государственности и права, внедрение обычаев в правовую норму было осуществлено колониальными властями. И соответственно, обычное право превратилось в составную часть, придаток колониальной правовой системы.
Судебная система также была подвержена дуализму права. Колониальные суды использовали право государств метрополий и где юрисдикция распространялась именно на граждан этих государств. Что касается местных судов, то судьи при разрешении конфликта руководствовались обычным правом, если спор возникал между коренными жителями Африки.
Информация о работе Общая характеристика кодексов стран африканского обычного права