Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является всестороннее изучение права международной безопасности, а также выработка понимания какой должна быть универсальная организация обеспечения коллективной безопасности, способная отвечать современным вызовам и угрозам через анализ существующих организаций обеспечения коллективной безопасности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть соотношение международного права и права международной безопасности
2. Систематизировать международно-правовые средства обеспечения международной безопасности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1 Элементы системы международной безопасности 5
1.2 Соотношение понятий международной и коллективной безопасности 7
2 РАЗОРУЖЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ 10
2.1 Понятие и сущность разоружения 10
2.2 Режим нераспространения ОМУ 11
2.3 Ограничение и сокращение стратегических наступательных вооружений до пределов необходимой самообороны 15
2.4 Сокращение и контроль над обычными вооружениями 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

zhenya.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Заслуги режима нераспространения  невозможно переоценить. Еще в 1963 г., когда членами «ядерного клуба» были только четыре государства, Правительство США делало прогнозы, что за десять лет ядерным оружием будут обладать до 25 стран. Однако прошло около полувека, и известно, что только у восьми государств есть ядерные арсеналы.

Большое значение для  укрепления режима нераспространения имеют созданные по всему миру в рамках реализации ст. VII Договора региональные безъядерные зоны. Безъядерными зонами на сегодня являются11:

– Антарктика (Договор  об Антарктике 1959 г.);

– космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу 1967 г.);

– дно морей и океанов  и их недра (Договор о неразмещении ОМУ в указанных пространствах 1971 г.);

– Латинская Америка (Договор Тлателолко 1967 г.);

– южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.);

– Африка (Договор Пелиндаба 1996 г.);

– Юго-Восточная Азия (Бангкокский  договор 1995 г.);

– Архипелаг Шпицберген (Договор  о Шпицбергене 1920 г.);

– Аландские острова (Договор об Аландских островах между  СССР и Финляндией 1920 г.).

Данный режим активно  развивается, ведутся исследования и изучаются возможности по установлению подобного режима в некоторых регионах Азии, Ближнего Востока, на Корейском полуострове12.

С точки зрения формирования будущих безъядерных зон большое значение имеет проблема утилизации отработанных элементов ядерных реакторов, списанных с «боевого дежурства» ядерных боезарядов. Не секрет, что кладбищем таких высокоопасных материалов является Арктика. На универсальном уровне нужна согласованная единая программа уничтожения ядерных материалов, так как это, особенно для будущих поколений, наиболее опасный источник утечки и радиационного заражения, а также крайне незащищенный объект возможного террористического нападения, который способен нанести не меньший вред, чем боевое ядерное оружие.

Не менее серьезно выглядит и проблема распространения и утилизации других видов оружия массового уничтожения (ОМУ) – химического и бактериологического оружия13. При участии СССР в 1972 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении. В 1993 г. была подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, по которой Россия, в частности, обязалась ликвидировать 100% своего химического оружия к 29 апреля 2012 г.

Химическое и бактериологическое оружие – это страшное зло. Согласно одному из наихудших сценариев нападение  с применением всего лишь одного грамма рецептуры натуральной оспы, закачанной в боеприпас, может привести к гибели от 100 тыс. до 1 млн человек. В 1919 г. от пандемии гриппа погибло около 100 млн человек – гораздо больше, чем во время Первой мировой войны, причем они погибли за период чуть больше года. Сегодня аналогичный вирус способен убить десятки миллионов человек за гораздо меньший срок14.

Основной проблемой реализации данных конвенций является то, что  уничтожение этого поистине зверского  оружия требует не меньших, а порой и значительно больших ресурсов, чем само производство. Осложняет ситуацию и существование более 6000 химических предприятий, которые в принципе могут стать объектами нападений и источниками получения химических материалов.

 Очень остро стоит проблема  появления новых арсеналов химического  и бактериологического оружия. По мнению экспертов, «неспособность большинства стран мира противостоять развитым государствам в экономическом и военном плане в условиях глобального развития мира вынуждает их искать альтернативные пути обеспечения собственной безопасности»15.

В этой связи возрастает актуальность для выработки соответствующих запретов на производство новых типов оружия массового уничтожения (радиологического, психотропного и др.), применение которого может причинить не меньший, а в некоторых случаях и значительно больший ущерб, особенно если оно будет находится в распоряжении международного терроризма.

Современная ситуация требует  также существенного развития международно-правового режима нераспространения не только самого ОМУ, но и средств его доставки – прежде всего ракетных технологий. Данный запрет на распространение ракетных технологий позволил бы косвенным образом существенно снизить риски процесса распространения ОМУ.

Отдельной составляющей режима нераспространения является современное развитие международно-правовых договоренностей о запрете размещения ОМУ и других видов оружия в космическом пространстве.

Как известно, в соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 1967 г. на небесных телах и в космическом пространстве запрещено размещение ОМУ, однако всеобщего запрета на размещение всех видов оружия в космическом пространстве данный Договор не содержит. Между тем такое оружие, размещенное в космосе, имело бы глобальную зону действия, высокую готовность к применению, возможность скрытного воздействия на космические и наземные объекты и их выведения из строя. В связи с этим режим запрета на размещение любого оружия в космосе должен быть фактически приравнен к режиму нераспространения ОМУ на земле16.

На протяжении последних  лет Российская Федерация активно  продвигает идею и разрабатывает  соответствующие международно-правовые нормы, связанные с возможностью установления режима демилитаризации  космического пространства.

2.3 Ограничение и сокращение стратегических наступательных вооружений до пределов необходимой самообороны

 

В контексте глобальной проблемы разоружения, всеобщей поддержки режима нераспространения и сокращения ядерного оружия международное сообщество применяло всяческие усилия по сокращению других видов оружия (не только ОМУ). В силу невозможности достижения идеальной модели – полного разоружения на первый план вышла тема ограничения и сокращения наступательных вооружений. Реализация этой тенденции шла в развитие принципа неприменения силы (отказа от агрессии), закрепленного в международном праве, в первую очередь в Уставе ООН. Подразумевалась возможность уничтожения вооружений до пределов, необходимых для самообороны. В силу условий «холодной войны» главными акторами разоружения своих наступательных арсеналов стали СССР и США. В 1972 г. было подписано Соглашение об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), которое включало в себя как неотъемлемый элемент стратегической стабильности Договор о противоракетной обороне (ПРО), ограничивающий число районов ПРО, и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений, которое ограничило число пусковых установок стратегических ракет и число баллистических ракет на подводных лодках.

В 1979 г. в развитие достигнутых договоренностей было подписано новое соглашение – ОСВ-2, предусматривающее ограничение пусковых установок и баллистических ракет класса «земля – воздух» до 2250 единиц. Несмотря на успешную ратификацию в полной мере, Соглашение так и не было выполнено17.

Особенно проблемным аспектом данного стратегического сотрудничества на сегодняшний момент является реализация Договора о противоракетной обороне. За годы своего существования Договор показал свою эффективность как инструмент стратегической стабильности и не только в отношениях между СССР и США, но и между другими ядерными державами, для которых появление современной противоракетной обороны сводит на нет их незначительные ядерные арсеналы, не имеющие средств прохождения ПРО (в частности, Франция, Китай и др.).

В 1999 г. на Генеральной  Ассамблее ООН 80 государств высказались за поддержку резолюции в защиту ПРО. Несмотря на это, после нескольких лет дорогостоящих испытаний, принимая во внимание позицию России, грозящую приостановить выполнение своих обязательств по СНВ-1, 2, что было законодательно закреплено при их ратификации18, 13 июня 2002 г. США официально вышли из ПРО и объявили о начале полномасштабных действий по строительству национальной системы противоракетной обороны.

В ракетно-ядерной сфере  сегодня действует Договор о  сокращении стратегических потенциалов  от 24 мая 2002 г. (вступил в силу 1 июня 2003 г.). Его составной частью является подписанный еще в 1991 г. Договор  о сокращении и ограничении стратегических наступательных потенциалов (СНВ-1). Общий срок установленного Договорами режима сокращения вооружений действует до 2012 г. и предусматривает уничтожение стратегических ядерных боезарядов до 1700–2000 единиц. То есть за этот период стратегическое и тактическое ядерное вооружение должно быть уничтожено на 80%.

Еще одним важным соглашением  по сокращению стратегических наступательных вооружений является подписанный в 1987 г. советско-американский Договор  о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) (от 500 до 5500 км). По данному Договору СССР ликвидировал 899 развернутых и 700 неразвернутых ракет средней дальности и 1096 – меньшей дальности. Несмотря на свою прогрессивность, серьезной проблемой остается отсутствие у режима ликвидации ракет средней и меньшей дальности характера универсальности. Многие государства, в первую очередь КНР, а также Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Индия, Иран, Пакистан, Израиль, осуществляют разработку и накопление данного класса ракет. Существуют также сведения о том, что в силу определенной обеспокоенности и соответствующих потенциальных угроз от ряда указанных государств, несмотря на запреты, установленные Договором, Соединенные Штаты также продолжают разработку в этой сфере. Такая ситуация крайне негативно сказывается на обороноспособности Российской Федерации.

С этой целью Российская Федерация выступила с инициативой (в частности, на прошедшей 13 февраля 2008 г. Конференции по разоружению) разработки и заключения многостороннего соглашения на базе соответствующих положений Договора о РСМД. В Декларации московской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 5 сентября 2008 г. обращено отдельное внимание на то, что «серьезную обеспокоенность вызывает распространение ракет средней дальности и меньшей дальности наземного базирования, в том числе вблизи зоны ответственности Организации. Государства – члены ОДКБ, отмечая отсутствие у себя такого оружия, приветствуют инициативу по выработке универсального соглашения, которое предусматривало бы глобальную ликвидацию этих двух классов ракет и их полный запрет»19.

2.4 Сокращение и контроль над обычными вооружениями

 

Несмотря на высокую  актуальность процесса сокращения стратегического вооружения, особенно оружия массового уничтожения, проблема разоружения с самого начала ее актуализации затрагивала и обычные вооружения.

В период после Второй мировой войны как никогда  раньше, особенно на европейском континенте, ощущался чрезмерный избыток военной  техники, различного рода вооружений, в том числе совсем недавно принадлежавшей «вражеским государствам». Однако добиться согласованных совместных мер по сокращению обычных вооружений десятилетиями не удавалось, напротив, Европа, расколотая на два фронта (НАТО и ОВД), фактически балансировала на грани начала военных действий20.

Определенное движение в этом направлении началось с  Хельсинкским процессом в 1975 г. и учреждением Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Поэтому достигнутое соглашение в 1990 г. в виде Договора об обычных вооружениях в Европе было наиболее прогрессивным шагом в деле укрепления стабильности на континенте путем введения жестких равных квот на обычное вооружение для стран Западной Европы и соответственно европейских стран «соцлагеря» и СССР.

По мнению экспертов, «в сочетании с мерами доверия Договор кардинально изменил военно-политическую обстановку в Европе и фактически снял вопрос о возможности проведения внезапных крупномасштабных операций, ведущих к возможному захвату территорий на Европейском континенте»21.

В соответствии с Договором  устанавливались равные квоты по обычным вооружениям по обе стороны (страны НАТО и ОВД) на территории от Атлантики до Урала:

– 20 000 танков;

– 20 000 артиллерийских орудий;

– 30 000 боевых бронированных  машин;

– 6800 боевых самолетов;

– 2000 ударных вертолетов.

Указанные квоты были распределены между соответствующими государствами с каждой из сторон.

На универсальном уровне также наметился определенный прогресс: 6 декабря 1991 г. был учрежден Регистр обычных вооружений Организации Объединенных Наций, повышающий уровень транспарентности в военной области. Предусматривалось представление государствами-членами ежегодных отчетов о продаже и покупке ими обычных вооружений и имеющихся у них запасов вооружений, а также об их оборонных структурах, политике и доктринах.

После лавины прокатившихся демократических революций и смены режимов в 89–90-х годах страны Центральной и Восточной Европы все больше начинают тяготеть к Западу, НАТО, реинтегрироваться в единую Европу. Более того, Организация Варшавского договора прекращает свое существование вместе с самим СССР, а уже в 1999 г. часть стран Центральной и Восточной Европы становятся полноправными членами НАТО. Все это неминуемо требовало пересмотра положений ДОВСЕ.

Российская дипломатия активно добивалась пересмотра квот по обычным вооружениям в связи с расширением НАТО и возникновением потенциальных военных угроз на границах России. На очередном Саммите ОБСЕ в 1999 г. в Стамбуле при гарантиях России вывести свои войска из Грузии и Молдовы (фактически для того, чтобы «расчистить» этим республикам путь в НАТО) был подписан адаптированный ДОВСЕ. Новый документ устанавливал скорректированные квоты по обычным вооружениям для европейских государств, которые позволяли обеспечить паритет сил с Россией и ее союзниками по СНГ, были также учтены российские требования по объемам вооружений для центральных районов и приграничных зон.

Информация о работе Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности