Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является всестороннее изучение права международной безопасности, а также выработка понимания какой должна быть универсальная организация обеспечения коллективной безопасности, способная отвечать современным вызовам и угрозам через анализ существующих организаций обеспечения коллективной безопасности.
Задачи работы:
1. Рассмотреть соотношение международного права и права международной безопасности
2. Систематизировать международно-правовые средства обеспечения международной безопасности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1 Элементы системы международной безопасности 5
1.2 Соотношение понятий международной и коллективной безопасности 7
2 РАЗОРУЖЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ 10
2.1 Понятие и сущность разоружения 10
2.2 Режим нераспространения ОМУ 11
2.3 Ограничение и сокращение стратегических наступательных вооружений до пределов необходимой самообороны 15
2.4 Сокращение и контроль над обычными вооружениями 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

zhenya.doc

— 139.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 Брянский  филиал

 

 

Кафедра конституционного и муниципального права

Специальность 030501 - Юриспруденция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

по курсу «Международное право»

 

 

 

 

 

 

 

Студент:

Рогов Е.А.,

группа ЮОО-09/2

 

 

Преподаватель:

Кузнецова З.Н., канд. юрид. наук, доцент кафедры

 

 

Брянск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы войны  и мира оставались ключевыми на протяжении всей человеческой истории, потому что  война всегда приводит к ужасным  последствиям, как для тех государств, которые подвергаются агрессии, так и для государств, которые развязывают войну, ведь ни одной стороне не удается избежать человеческих жертв. В период между двумя мировыми войнами разрабатывались различные проекты обеспечения безопасности путем как запрещения войны, так и ограничения гонки вооружений, а появление ядерного оружия, а с ним и угрозы уничтожения самой жизни на Земле потребовало критического переосмысления всего комплекса вопросов войны и мира.

  Поэтому появление такой отрасли в международном праве как права международной безопасности можно считать логическим и закономерным после бесчисленного количества войн в мире и в ответ на появление ядерного оружия.

  Необходимо отметить, что современный мир сталкивается со все большим количеством новых угроз безопасности, таких как терроризм, распространение оружия массового уничтожения, наркоторговля, и сложившаяся система международной безопасности, во главе с Организацией Объединенных Наций и включающая в себя различные региональные организации по обеспечению коллективной безопасности, не всегда может эффективно отвечать на новые вызовы.

  Эффективная борьба с терроризмом и международными преступниками возможна только в случае коллективного участия всех государств, так как терроризм имеет трансграничный характер, а угрозы террористов зачастую направлены не на отдельное государство, а на группы стран. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Североатлантического договора (НАТО) являются организациями обеспечения коллективной безопасности, ясно из их уставов. Об этом написано огромное количество научной литературы, учебников и различных статей. Но очень мало внимания уделено практическим вопросам - каким образом и при помощи каких средств данные организации обеспечивают безопасность своих членов? Эффективно ли это обеспечение? Это вопросы являются, несомненно, ключевыми на современном этапе международных отношений, когда мир сталкивается с все большим количеством новых угроз и вызовов, таких как терроризм, наркоторговля, распространение оружия массового поражения и другими, решение которых возможно только совместными усилиями всех членов мирового сообщества и образованием эффективных международных организаций, обеспечивающих международную безопасность.

Актуальность: Тема работы является актуальной в связи с тем, что  на данном этапе развития международных  отношений требуется анализ всеми  государствами мира существующей системы  обеспечения международной безопасности, в связи с возросшим количеством новых вызовов и угроз.

Целью работы является всестороннее изучение права международной  безопасности, а также выработка  понимания какой должна быть универсальная  организация обеспечения коллективной безопасности, способная отвечать современным  вызовам и угрозам через анализ существующих организаций обеспечения коллективной безопасности.

Задачи работы:

1. Рассмотреть  соотношение международного права  и права международной безопасности

2. Систематизировать  международно-правовые средства  обеспечения международной безопасности

 

 

 

 

1 Общая характеристика международно-правовых средств обеспечения международной безопасности

1.1 Элементы  системы международной безопасности

 

При рассмотрении международной  безопасности как определенного  состояния международных отношений обнаруживается, что система международной безопасности - явление гораздо более сложное, чем простая совокупность международных отношений. Систему международной безопасности целесообразно рассматривать через взаимосвязанную совокупность следующих элементов:

– общепризнанных принципов  и норм международного права;

– международно-правовых режимов обеспечения безопасности;

– институциональных  механизмов международной безопасности.

В свою очередь среди  международно-правовых режимов как элементов системы международной безопасности можно выделить1:

– режим мирного разрешения международных споров (переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам, соглашениям или иными мирными  средствами);

– режим поддержания, а равно восстановления международного мира и безопасности, не связанный  с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв  экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений);

– режим принуждения  к миру с использованием вооруженных  сил (совокупность действий и мер  воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания и (или) восстановления международного мира и безопасности; в их числе демонстрация, блокада и другие операции воздушных, морских и сухопутных сил членов ООН);

– режим разоружения, сокращения и ограничения вооружений (режим нераспространения ядерного оружия, создания безъядерных зон, режим запрета разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожения и многие другие);

– режим международного контроля;

– меры по укреплению доверия.

При этом сами институциональные механизмы международной безопасности, т.е. непосредственно организационные формы, через которые реализуются вышеуказанные режимы, образуют самостоятельную систему, в которую как элементы входят, помимо механизмов индивидуальной безопасности, три организационные формы коллективной безопасности2:

– универсальная (основные органы ООН (Совет Безопасности, Генеральная  Ассамблея, Международный суд, Секретариат), вспомогательные органы (Комиссия международного права, ПРООН, ЮНКТАД и др.), специализированные учреждения ООН, а также международные организации, приобретающие в силу большого количества членов характер универсальности (такие как МАГАТЭ, которое реализует режим международного контроля над обязательствами 187 государств));

– региональные соглашения и организации (созданные и функционирующие в соответствии с гл. VIII Устава ООН (Европейский Союз, ОБСЕ, СНГ и ряд других); здесь целями ОБСЕ служат предупреждения военных конфликтов и разрешение споров, могущих перерасти в подобные конфликты правовыми методами3);

– соглашения о коллективной обороне (созданные в соответствии со ст. 51 Устава ООН: Договор Рио-де-Жанейро (1948 г.), Вашингтонский договор о создании НАТО (1949 г.), Договор АНЗЮС (1952 г.), Договор о коллективной безопасности Лиги арабских государств (1952 г.), Договоры СЕАТО (1955 г.) и многие другие).

В свете современного развития указанных институциональных механизмов обеспечения международной безопасности наиболее остро сегодня стоят проблемы реформирования и повышения эффективности ООН, особенно Совета Безопасности ООН как главного международного органа, ответственного за обеспечение мира и безопасности, за которым необходимо сохранить функции контроля и руководства при осуществлении операций по поддержанию мира, в первую очередь связанных с использованием вооруженных сил.

Несмотря на то, что Устав ООН приветствует вовлеченность региональных структур в решение проблем безопасности, на практике такие оборонительные союзы, как НАТО, фактически присваивают себе статус и возможности ООН, чем полностью подрывают авторитет и нормальное функционирование всей системы международной безопасности, что в свою очередь приводит к многочисленным нарушениям норм и принципов международного права4.

1.2 Соотношение  понятий международной и  коллективной  безопасности

 

В отличие от групповой  безопасности (которая базируется на соответствующих договорах о взаимопомощи между отдельными государствами), в основе которой, так же как и в основе индивидуальной, лежат интересы отдельного государства, «система коллективной безопасности обеспечивает индивидуальные интересы через призму общего субъективного интереса всего мирового сообщества»5. В современной доктрине зачастую понятия международной и коллективной безопасности или индивидуальной и национальной безопасности считают тождественными, что неверно.

Так, национальная безопасность РФ – и это находит свое отражение  в концепции национальной безопасности России – обеспечивается не только средствами индивидуальной (т.е. реализуемой самим государством самостоятельно) безопасности, а, наоборот, главным образом коллективными усилиями на основе соответствующих международных соглашений (в рамках ООН, ОДКБ и др.). Поэтому в определенном смысле национальная безопасность может быть как коллективная, так и индивидуальная.

Так, и международная безопасность, т.е. безопасность всего мира, различными авторами рассматривается как через коллективные усилия, так и через простую совокупность самостоятельных действий государств, согласующихся с общепринятыми принципами и нормами международного права.

Так же как система международной безопасности, состоящая из универсального и регионального компонентов, система национальной безопасности имеет в качестве составных элементов внутреннюю и внешнюю и государственную и общественную безопасность.

Впервые термин «национальная безопасность» (который фактически означал безопасность государственную) был использован в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта Конгрессу США. В данном термине интересы государства и нации едины, тем самым доктрина безопасности автоматически легитимируется, так как в ее основе лежит национальный – общественный – интерес6. В западной доктрине вообще интересы безопасности, национальные интересы, фундаментальные западные ценности являются почти тождественными понятиями.

С появлением понятия национальная безопасность понятия государственная и общественная безопасность практически нивелировались. При таком подходе (т.е. фактически через замену этих понятий) национальный интерес стал, по сути, вбирать в себя и общественный и государственный, фактически становясь определяющим для последних.

При рассмотрении триады «национальная, государственная и общественная безопасность», определении их взаимосвязи необходимо понимание того, что в основе каждой из них лежит безопасность конкретного человека. И это главное достижение и императив современного миропорядка и самого международного права. Достаточно вспомнить принцип, идущий еще с римского права: hominum causa omne jus gentium constitutum est (все международное право создано для блага человека)7. Это и должно отличать истинное демократическое государство от авторитарного – то, что в основе интересов страны, концепций ее внешней политики и безопасности (как международной, так и национальной) лежат не интересы и приоритеты государственно-властных институтов, а законные права и свободы человека как высшая ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Разоружение и ограничение вооружений

2.1 Понятие и сущность разоружения

 

Первым шагом на пути разоружения было принятие в 1959 г. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая определила полное разоружение как конечную цель международных усилий в этой области. Советский Союз был инициатором этого прогрессивного документа. И в действительности именно наше государство было одной из основных движущих сил, наряду с США, в деле всеобщего разоружения8.

Согласно устоявшейся  терминологии «разоружение – это  средство обеспечения международной  безопасности посредством комплекса совместных действий государств, направленных на сокращение гонки вооружений, ограничение, сокращение вооружений до уровня разумной достаточности, необходимого для обороны»9.

Институциональной основой  для выработки идей и норм на универсальном уровне в сфере разоружения являются на сегодняшний день Конференция по разоружению, Первый комитет Генеральной Ассамблеи ООН и Комиссия ООН по разоружению.

Проблема разоружения  на протяжении десятилетий является, пожалуй, одной из самых актуальных среди круга проблем международной безопасности. Развитие межгосударственного диалога в сфере разоружения можно условно разделить на сферы: режим нераспространения ОМУ, ограничение и сокращение стратегических наступательных вооружений до пределов необходимой самообороны, сокращение и контроль над обычными вооружениями.

 

 

2.2 Режим нераспространения ОМУ

 

Практически в одно время  с учреждением ООН – прогрессивной  универсальной организацией, созданной для целей мира и безопасности, было впервые осуществлено применение ядерного оружия против мирного населения.

Первым шагом на пути создания правовых механизмов запрещения ядерных испытаний было подписание в 1963 г. ядерными державами Московского  договора о запрещении испытаний  ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, участниками которого на сегодняшний день являются свыше 130 государств. Далее последовало подписание Договора об ограничении подземных испытаний ядерного оружия 1974 г. и уже в 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Несмотря на то, что его участниками стали более 170 государств, из которых более 100 его уже ратифицировали, основной проблемой остается то, что не ратифицировали его ряд ядерных держав, в первую очередь США10.

Важнейшим элементом  предотвращения использования ядерного оружия является учрежденный мировым сообществом режим нераспространения. В 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия, который предусматривал обязательства ядерных держав не передавать ядерное оружие и военные ядерные технологии, а другим государствам предписывал воздержаться от их производства и приобретения. Контроль за выполнением странами взятых обязательств был возложен на специально созданную для этого международную организацию – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЕ). В 1995 г. Договор был продлен бессрочно, его участниками на сегодняшний день являются свыше 80 государств.

Информация о работе Международно-правовые средства обеспечения международной безопасности