Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:06, реферат
Литературный язык - наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества; он противопоставлен некодифицированным подсистемам национального языка – территориальным диалектам, городским койне (городскому просторечию), профессиональным и социальным жаргонам.
Характеристики литературного языка
Литературный язык
Литературный язык - наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества; он противопоставлен некодифицированным подсистемам национального языка – территориальным диалектам, городским койне (городскому просторечию), профессиональным и социальным жаргонам. Понятие литературного языка может определяться как на основе лингвистических свойств, присущих данной подсистеме национального языка, так и путем отграничения совокупности носителей этой подсистемы, выделения ее из общего состава людей, говорящих на данном языке. Первый способ определения – лингвистический, второй – социологический.
В соответствии
с этим принципом литературный язык
– это та подсистема национального
языка, на которой говорят лица, обладающие
следующими тремя признаками: (1) данный
язык является для них родным; (2)
они родились и/или длительное время
(всю жизнь или большую ее часть)
живут в городе; (3) они имеют
высшее или среднее образование,
полученное в учебных заведениях
с преподаванием всех предметов
на данном языке. Такое определение
соответствует традиционному
Во-первых, лица, для которых
русский язык не родной, даже в том
случае, когда говорящий владеет
им свободно, обнаруживают в своей
речи черты, в той или иной степени
обусловленные влиянием родного
языка. Это лишает исследователя
возможности считать таких
Во-вторых, вполне очевидно,
что город способствует столкновению
и взаимному влиянию
В-третьих, критерий «высшее или среднее образование» важен потому, что годы учения в школе и вузе способствуют более полному, более совершенному овладению нормами литературного языка, устранению из речи человека черт, противоречащих этим нормам, отражающих диалектный или просторечный узус.
Членение литературного
языка в функционально-
Книжный язык – достижение и достояние культуры. Он является основным носителем и передатчиком культурной информации. Все виды непрямого, дистантного общения осуществляются средствами книжного языка. Научные труды, художественную литературу, деловую переписку, законодательство, газетно-журнальную продукцию и даже такие устные по форме, но в целом строго кодифицированные сферы использования литературного языка, как радио и телевидение, невозможно себе представить без книжного языка.
Современный книжно-литературный язык – это мощное средство коммуникации. В отличие от другой разновидности – разговорного литературного языка (и тем более в отличие от таких подсистем национального языка, как диалекты и просторечие), он полифункционален: пригоден для использования в самых разных сферах общения, для разных целей и для выражения самого разнообразного содержания. Письменная форма как основная форма реализации книжного языка обусловливает еще одно важное его свойство: письмо «удлиняет время жизни каждого текста (устная традиция постепенно меняет текст); тем самым оно усиливает способность литературного языка быть связью между поколениями. Письмо стабилизирует язык, замедляет его развитие – и этим его усовершенствует: для литературного языка медленное развитие – благо» (М.В.Панов).
Разговорная разновидность литературного языка – это самостоятельная и самодостаточная система внутри общей системы литературного языка, со своим набором единиц и правилами их сочетания друг с другом, используемая носителями литературного языка в условиях непосредственного, заранее не подготовленного общения при неофициальных отношениях между говорящими.
Разговорный литературный язык
не кодифицирован: в нем, безусловно,
действуют определенные нормы (благодаря
чему, например, легко отличить устную
речь носителя литературного языка
от устной речи носителя диалекта или
просторечия), но эти нормы сложились
исторически и никем
Функциональные стили. Следующую ступень членения литературного языка составляет деление каждой его разновидности – книжного и разговорного языков – на функциональные стили. По определению В.В.Виноградова, функциональный стиль – это «общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа». Коротко говоря, варианты литературного языка, обусловленные различными сферами общения, и есть функциональные стили.
В современном русском книжном литературном языке выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, религиозно-проповеднически
Речевые жанры. Функциональные стили членятся на речевые жанры. Речевой жанр представляет собой совокупность речевых произведений (текстов или высказываний), обладающую, с одной стороны, специфическими чертами, отличающими данный жанр от остальных, а с другой – определенной общностью, которая обусловлена принадлежностью некоторой группы жанров одному функциональному стилю.
Так, в пределах научного стиля выделяются такие речевые жанры, как статья, монография, учебник, рецензия, обзор, аннотация, реферат, научный комментарий текста, лекция, доклад на специальную тему и др. Официально-деловой стиль реализуется в текстах таких речевых жанров, как закон, постановление, указ, резолюция, дипломатическая нота, коммюнике, различные виды юридической документации: исковое заявление, протокол допроса, обвинительное заключение, акт экспертизы, кассационная жалоба и др.; широкое распространение имеют такие жанры официально-делового стиля, как заявление, справка, объяснительная записка, отчет, объявление и т.п. Публицистический стиль включает такие речевые жанры, как корреспонденция в газете, очерк, репортаж, обзор на международные темы, интервью, спортивный комментарий, выступление на собрании и т.п.
Характерные свойства литературный языка. Итак, литературный язык характеризуется следующими свойствами, отличающими его от других подсистем национального языка:
1) нормированность; при этом литературная норма является результатом не только языковой традиции, но и целенаправленной кодификации, закрепляемой в грамматиках и словарях;
2) последовательная
3) полифункциональность: литературный язык способен обслуживать коммуникативные потребности любой сферы деятельности;
4) коммуникативная
5) стабильность и известный
консерватизм литературного
В социальном и коммуникативном отношениях одним из важнейших свойств
литературного языка является
его высокая социальная престижность:
будучи компонентом культуры, литературный
язык представляет собой такую коммуникативную
подсистему национального языка, на
которую ориентируются все
Определение нормы.
Термин "норма"
по отношению к языку прочно вошел
в обиход и стал центральным понятием
культуры речи. Академик В.В. Виноградов
ставил изучение норм языка на первое
место среди важнейших задач
русского языкознания в области
культуры речи.
В современной лингвистике термин "норма"
понимается в двух значениях: во-первых,
нормой называют общепринятое употребление
разно-образных языковых средств, регулярно
повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое
говорящими), во-вторых, предписания, правила,
указания к употреблению, зафиксированные
учебниками, словарями, справочниками.
В исследованиях по культуре речи, стилистике,
современному русскому языку можно найти
несколько определений нормы. Например,
у С.И. Ожегова сказано: "Норма - это совокупность
наиболее пригодных ("правильных",
"предпочитаемых") для обслуживания
общества средств языка, складывающаяся
как результат отбора языковых элементов
(лексических, произносительных, морфологических,
синтаксических) из числа сосуществующих,
наличествующих, образуемых вновь или
извлекаемых из пассивного запаса прошлого
в процессе социальной, в широком смысле,
оценки этих элементов"
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как: соответствие структуре языка; массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих; общественное одобрение и признание
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.
Формирование норм русского литературного языка.
Для того, чтобы
понимать то, что происходит с русским
языком сегодня, чтобы правильно оценивать
особенности современной русской речи,
надо представлять этапы развития языка.
Современная норма возникла не на пустом
месте, она сформировалась в процессе
исторического развития.
В Киевской Руси.
История нормы русского языка во многом
связана с его происхождением. Вопрос
о происхождении литературного языка
на Руси достаточно сложен. Литературный
язык - обработанная, нормированная разновидность
национального языка, причем норма эта
должна быть зафиксирована либо в словарях
и грамматиках, либо в «образцовых» текстах.
Литературный язык возник после крещения
Руси в связи с созданием национальной
письменности (до этого древнерусский
язык — язык восточных славян — существовал
лишь в устной форме). Специфика этого
литературного языка заключалась, прежде
всего, в том, что в качестве языка церковных
и частично светских произведений использовался
не свой собственный язык, а чужой, хотя
и родственный, — старославянский, или
церковнославянский, на который уже были
в IX веке переведены с греческого многие
тексты (напомним, что именно в связи с
необходимостью перевода церковных книг
и их распространения среди славян был
создан Кириллом и Мефодием славянский
алфавит — кириллица).
Петровская
эпоха.
Петровская эпоха (первая треть XVIII века)
была переломной для России во многих
отношениях: изменилась государственно-