Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.

Оглавление

Наука и культура
Различие гуманитарного и естественного знания
Методы познания
Что такое гипотеза?
Логическая характеристика гипотезы
Сущность гипотезы
Логическая структура гипотезы и её виды
Этапы разработки гипотезы
Выдвижение гипотезы
Развитие и проверка гипотезы
История естествознания
Корпускулярно-волновой дуализм света и вещества.
Физика
Электрическое и магнитное поле. Кто из ученых впервые ввел в науку понятие поля?
Электрическое поле
Магнитное поле
Кто из ученых впервые ввел в науку понятие поля?
Химия
Отчего зависит скорость химической реакции?
Скорость химических реакций
Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Энергия активации
Катализ
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по КСЕ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

При гетерогенном катализе реагирующие вещества и  катализатор образуют систему из разных фаз. В этом случае между катализатором  и реагирующими веществами существует поверхность раздела. Обычно катализатор - твердое вещество, а реагирующие вещества - газы или жидкости. Примерами могут служить окисление аммиака (газообразная фаза) в присутствии платины (твердая фаза) или разложение пероксида водорода (жидкая фаза) в присутствии угля или оксида марганца (IV) (твердая фаза). Все реакции при гетерогенном катализе протекают на поверхности катализатора. Поэтому активность твердого катализатора зависит и от свойств его поверхности (размера, химического состава, строения и состояния).

Действие  положительных катализаторов сводится к уменьшению энергии активации реакции, другими словами, - к снижению высоты энергетического барьера.

При этом образуется активированный комплекс с  более низким уровнем энергии  и скорость реакции сильно возрастает.

 

Механизм  действия катализаторов обычно объясняют образованием промежуточных соединений с одним из реагирующих веществ. Так, если медленно протекающую реакцию А + В = АВ вести в присутствии катализатора К, то катализатор вступает в химическое взаимодействие с одним из исходных веществ, образуя непроч­ное промежуточное соединение:

А + К = АК

Реакция протекает быстро, так как энергия  активации этого процесса мала. Затем  промежуточное соединение АК взаимодействует  с другим исходным веществом, при  этом катализатор высвобождается:

АК + В = АВ + К

Энергия активации этого процесса также мала, а потому реакция протекает с достаточной скоростью. Если теперь оба процесса, протекающие одновременно, суммировать, то получим окончательное уравнение быстро протекающей реакции:

А + В = АВ

Приведем  конкретный пример - окисление SО2 в SО3 с участием катализатора NO:

SO2 + ½O2  = SO3

 

A + B = AB

 

Эта реакция  протекает медленно. Но при введении катализатора образуется промежуточное  соединение: 

NO + ½  O2 = NO2

 

K + B = KB

 

и далее

SO2 + NO2 = SO3 + NO

 

А + КВ = АВ + К

 

Поверхность катализатора неоднородна. На ней имеются  так называемые активные центры, на которых главным образом и  протекают каталитические реакции. Реагирующие вещества адсорбируются  на этих центрах, в результате чего увеличивается концентрация их на поверхности катализатора. А это отчасти приводит к ускорению реакции. Но главной причиной возрастания скорости реакции является сильное повышение химической активности адсорбированных молекул. Под действием катализатора у адсорбированных молекул ослабляются связи между атомами и они становятся более реакционноспособными. И в этом случае реакция ускоряется благодаря снижению энергии активации (в том числе за счет образования поверхностных промежуточных соединений).

Некоторые вещества снижают или полностью  уничтожают активность твердого катализатора. Такие вещества называются каталитическими ядами. В качестве примера можно привести соединения мышьяка, ртути, свинца, цианистые соединения, к которым особенно чувствительны платиновые катализаторы. В производственных условиях реагирующие вещества подвергают очистке от каталитических ядов, а уже отравленные катализаторы регенерируют.

Однако  имеются и такие вещества, которые  усиливают действие катализаторов  данной реакции, хотя сами катализаторами не являются. Эти вещества называются промоторами (промотирование платиновых катализаторов добавками железа, алюминия и др.).

Следует особо отметить, что действие катализаторов  избирательно, поэтому, применяя разные катализаторы, можно получить из одного и того же вещества разные продукты. Так, например, в присутствии катализатора оксида алюминия Аl2О3 при 300° С из этилового спирта получают воду и этилен:

 

С2Н5ОН → Н2О + С2Н4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. М., 1992.
  2. Гжегорчик А. Популярная логика. М., 1979.
  3. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985.
  4. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994.
  5. Ивин А.А. По законам логики. М., 1983.
  6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник. М., 1987.
  7. Краткий словарь по логике. М., 1991.
  8. Уемов А.И. Логические ошибки: как они мешают правильно мыслить. М., 1958.
  9. Упражнения по логике. М., 1993.
  10. Грибов Л.А. Прокофьева Н.И., «Основы физики», изд. Наука 1995г.
  11. Жибров А.Е., Михайлов В.К., Гальцев В.В., «Элементы квантовой механики и физики атома», МИСИ им. В.В Куйбышева, 1984г.
  12. Шпольский И.В., «Атомная физика», изд. Наука, 1974г.
  13. Гурский И.П., «Элементарная физика», Под редакцией Савельева И.В., 1984г.
  14. «Элементарный учебник физики», Под ред. Ландсберга Г.С., 1986г.
  15. Кабардин О.Ф., «Физика», изд. Просвещение.
  16. Савельев И.В., «Курс общей физики», изд. Наука, 1988г.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"