Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.

Оглавление

Наука и культура
Различие гуманитарного и естественного знания
Методы познания
Что такое гипотеза?
Логическая характеристика гипотезы
Сущность гипотезы
Логическая структура гипотезы и её виды
Этапы разработки гипотезы
Выдвижение гипотезы
Развитие и проверка гипотезы
История естествознания
Корпускулярно-волновой дуализм света и вещества.
Физика
Электрическое и магнитное поле. Кто из ученых впервые ввел в науку понятие поля?
Электрическое поле
Магнитное поле
Кто из ученых впервые ввел в науку понятие поля?
Химия
Отчего зависит скорость химической реакции?
Скорость химических реакций
Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Энергия активации
Катализ
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по КСЕ.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

РОСЖЕЛДОР

      Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

       «Ростовский государственный  университет путей  сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС) 

 
 
 

Кафедра «Физика»

                                      

 
 
 

Контрольная работа

 

по  дисциплине «Концепции современного естествознания»

 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила                                  студентка группы РББ-1-001

                                                                                  Шифр 11 - РББ - 0039

                                                                                   Максимова А.И.

                                                

                                                 

                  Проверила                                   доц. Васильева М. Е.

                                              

 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011г.

 
 
 
 
 

Содержание

  1. Наука и культура
  1. Различие  гуманитарного и  естественного знания
  1. Методы  познания
  1. Что такое гипотеза?
  1. Логическая характеристика гипотезы
  1. Сущность гипотезы
  2. Логическая структура гипотезы и её виды
  3. Этапы разработки гипотезы
    1. Выдвижение гипотезы
    2. Развитие и проверка гипотезы
  1. История естествознания
  1. Корпускулярно-волновой дуализм света  и вещества.
  1. Физика
  1. Электрическое и магнитное поле. Кто из ученых впервые ввел в науку понятие поля?
  2. Электрическое поле
  3. Магнитное поле
  4. Кто из ученых впервые ввел в науку понятие поля?
  1. Химия
  1. Отчего  зависит скорость химической реакции?
  1. Скорость химических реакций
  1. Факторы, влияющие на скорость химической реакции
  2. Энергия активации
  3. Катализ

Литература

  1. Наука и культура
 
  1. Различие  гуманитарного и  естественного знания
 
 

Человек обладает знанием об окружающей вселенной  о самом себе и собственных  произведениях. Это делит всю  имеющуюся у него информацию на два  больших раздела естественнонаучное и гуманитарное знание. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:

основано  на разделении субъекта, (человека) и  объекта исследования (природы), при  этом преимущественно изучается  объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя изучается разумеется в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.

В природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.

Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в  разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем  важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.

На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система  человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно научное знание.

 Таким  образом можно утверждать закономерно  выделения естественно научной и гуманитарной культур как особых типов культуры, они неразрывно связаны между собой

  • сам человек существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связанно;
  • оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целостное явление;
  • имеется целый ряд пограничных проблем;
  • естествознание часто сталкивается с проблемами социального или этического характера, хотя естество знание изучает преимущественно природу, но второй стороной исследования всегда является человек, поэтому методология исследования всегда включает в себя элементы гуманитарного знания, гуманитарные науки могут дать дополнительные данные подтверждающие истинность теории н-р ее красота внутренняя гармони и т.д.
  • с другой стороны гуманитарные науки все шире используют методы и данные естественных наук.

Английский  писатель Чарльз Сноу (в работе «Две культуры») указывает, что в настоящее  время эти две сферы знания научно-техническое и художественно-гуманитарное знание имеют все меньше общего, все больше превращаются в две изолированных области культуры представители, которых все в меньшей степени способны понять друг друга. Разногласия между этими сферами знания по ряду ключевых вопросов (например, этическим аспектам научного поиска) вызывается по мысли Сноу, тем, что и естественники и гуманитарии, как правило, плохо разбираются в чужой области знания, это приводит к выдвижению неоправданных претензий на монопольное обладание истиной. Корни проблемы Сноу видит в сложившейся системе образования, которая по его мнению является излишне специализированной, не дающей людям получить подлинно всестороннее образование.

 
 

 

  1. Методы  познания
 
  1. Что такое гипотеза?
 

Формальная  логика изучает не только формы абстрактного мышления, но и формы развития научного знания. Таковыми являются факты науки, рождающаяся из потребности их объяснения научная проблема, первоначальное решение проблемы в форме гипотезы, ее подтверждение или опровержение в ходе доказательства и, наконец, теория, формулирующая законы.

Между всеми названными формами существует глубокая внутренняя связь. Каждая последующая  форма включает в себя наиболее важные результаты предшествующей.

Теоретический этап познания начинается с гипотезы, именно этим определяется ее место в научном познании, а отсюда и наш интерес к ее логической характеристике.

 
  1. Логическая  характеристика гипотезы
 

Познание  любого явления действительности, как  известно, начинают с собирания и  накопления отдельных фактов, относящихся  к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить это явление, сделать достоверный вывод о том, что оно собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает часто с использованием гипотезы. Не ожидая пока накопятся факты для окончательного, достоверного вывода (например, о характере и причине развития исследуемого явления), дают вначале предположительное их объяснение, а затем это предположение развивают и доказывают. Что же такое гипотеза?

 
  1. Сущность  гипотезы
 

Гипотеза, как и понятие, суждение, умозаключение, которые рассмотрены в предыдущих главах, отражает объективный мир. И  в этом она сходна с названными формами мышления. Вместе с тем гипотеза отличается от них. Специфика ее заключается не в том, что она отражает в материальном мире, а в том, как отражает, т.е. предположительно, вероятно, а не категорически, не достоверно. Поэтому неслучайно сам термин "гипотеза" в переводе с греческого языка означает "предположение".

Известно, что при определении понятия  через ближайший род и видовое  отличие необходимо указать на существенные признаки, отличающие данный вид от других видов, входящих в тот же ближайший  род. Ближайшим родом для гипотезы как некоего результата познавательной деятельности "является понятие "предположение". В чем же специфическое отличие данного вида предположения - гипотезы - от других видов предположения, скажем догадки, фантазии, допущения, предсказания, житейского предположения или угадывания? Как представляется, видовое отличие для гипотезы нужно искать в ответе не на вопрос "О чем предложение", а на вопрос "Какое предложение".

Исходя  из этого, необходимо выделить следующие  существенные признаки гипотезы.

  • гипотеза является особой формой развития научных знаний. Построение гипотез в науке дает возможность переходить от отдельных научных фактов, относящихся к явлению, к их обобщению и познанию законов развития этого явления.
  • построение научной гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, связанного с теоретическим объяснением исследуемых явлений. Она всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связях явлений. Суждение это всегда проблематично, в нем выражается вероятностное теоретическое знание. Иногда гипотеза возникает на основе дедукции. Например, гипотеза К.А. Тимирязева о фотосинтезе была выведена первоначально дедуктивно из закона сохранения энергии.
  • гипотеза - это обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение. Поэтому возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной действительности. Например, новая гелиоцентрическая система Н. Коперника раскрывающая идею о вращении Земли вокруг Солнца и изложенная им в труде "О вращении небесных сфер", опиралась на реальные факты и доказывала несостоятельность господствующей в то время геоцентрической концепции.

Данные  существенные признаки в своей совокупности вполне достаточны для того, чтобы  на их основе отличить гипотезу от других видов предположения и определить ее сущность. Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) - это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые; один из приемов познавательной деятельности.

Важно иметь в виду, что термин "гипотеза" употребляется в двояком значении. Во-первых, под гипотезой понимают само предположение, объясняющее наблюдаемое  явление (гипотеза в узком смысле). Во-вторых, как прием мышления в целом, включающий в себя выдвижение предположения, его развитие и доказательство (гипотеза в широком смысле).

Второе, собственно, и есть сложный процесс  мысли, ведущий от незнания к знанию. Исследование логической формы этого  процесса составляет одну из задач логики. "С полным устранением гипотезы, - отмечал К.А. Тимирязев, - наука превратилась бы в нагромождение голых фактов".

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"