Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 08:39, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "концепция" означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания и формирования у них представлений о современной научной картине мира.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….

Методы научного познания……………………………………………
Происхождение сознания и поведение человека……………………………..
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 43.79 Кб (Скачать)
  1. Человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий.
  2. Человек овладевает природой с помощью орудий, а собственной психикой овладевает благодаря психологическим орудиям.
  3. В качестве психологических орудий выступают знаки.
 

             Х  

      А        В

     Рис. 1. Модель опосредования психических  процессов знаками-средствами, где  А — стимул, В — ответ, X —  знак-средство. 

     Например:

     А — содержание, которое надо запомнить  — шифр замка сейфа (1914), В —  воспроизведение этого содержания через какое-то время, X — знак, кодирующий то, что нужно запомнить (год начала I мировой войны).

     4. Психологические орудия лежат  в основе произвольных психических  функций: произвольного внимания, произвольной памяти, логического  мышления, произвольного восприятия, произвольного действия и т.д.  Непроизвольные психические функции  Выготский называл натуральными  или низшими. Произвольные психические  функции были названы высшими.

     5. Высшие психические функции имеют  социальное происхождение и опосредованы  знаками, осуществляются по желанию  человека.

     6. Высшие психические функции появляются  на сцене дважды: сначала как  функция интерпсихологическая, а  затем как функция интрапсихологическая; высшие психические функции первоначально  возникают как форма сотрудничества  с другими людьми, а затем становятся  индивидуальными. Высшие психические функции — это психологические системы.

     Овладение знаками-средствами, или психологическими орудиями, осуществляется в процессе интериоризации. Процесс инте-риоризации означает превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. Процесс интериоризации начинается с воздействия взрослого на ребенка  с помощью выработанных в процессе исторического развития культурных знаков-средств. Затем ребенок воздействует также на окружающий его мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной  психикой, то есть воздействует на себя.

     I этап — воздействие взрослого  на ребенка (например: «Это делать нельзя!»)

     II этап — воздействие ребенка  на животного или другой объект (например: «Это делать нельзя!»)

     III этап — воздействие ребенка  на самого себя (например; «Это  делать нельзя!»)

     Непослушание  ребенка или его отставание в  учебе — это результат не овладения  им необходимыми для этого психологическими орудиями.

     Например, если ребенок путает последовательность одевания вещей, то это не означает, что у него плохая память. Он просто не овладел психологическими орудиями, необходимыми для этой процедуры.

     А.Н. Леонтьев о сущности и структуре  сознания.

     Сознание  в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина  мира, в которую включен он сам, его действия и состояния. Первоначально  сознание существует лишь в форме  психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более  позднем этапе предметом сознания становится также и деятельность: осознаются действия других людей, а  через них и собственные действия субъекта. Теперь они коммуницируются, означаясь с помощью жестов или  звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме, в «плане сознания». Сознание-образ становится также сознанием-деятельностью. Именно в этой своей полноте сознание и начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности и, более того, -управляющим ею.

     Другое  капитальное изменение претерпевает сознание в ходе исторического развития. Оно заключается в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива (например, общины) и сознания образующих его индивидов. В то же время психологические  особенности индивидуального сознания только и могут быть поняты через  их связи с теми общественными  отношениями, в которые вовлечен индивид. Структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы. Чувственная  ткань сознания образует чувственный  состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей  в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти  различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью  и т. д.

     Особая  функция чувственных образов  сознания состоит в том, что они  придают реальность сознательной картине  мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как  объективное «поле» и объект его  деятельности.

     - Чувственные образы представляют  всеобщую форму психического  отражения, порождаемого предметной  деятельностью субъекта. Однако  у человека чувственные образы  приобретают новое качество, а  именно - свою означенность. Значения  и являются важнейшими «образующими»  человеческого сознания.

     - Значения преломляют мир в  сознании человека. Хотя носителем  значений является язык, но язык  не демиург значений. За языковыми  значениями скрываются общественно  выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность.

     - В значениях представлена преобразованная  и свернутая в материи языка  идеальная форма существования  предметного мира, его свойств,  связей и отношений, раскрытых  совокупной общественной практикой.  Поэтому значения сами по себе, то есть в абстракции от  их функционирования в индивидуальном  сознании, столь же «не психологичны»,  как и та общественно познанная  реальность, которая лежит за  ними.

     - Следует различать осознаваемое  объективное значение и его  значение для субъекта. В последнем  случае говорят о личностном  смысле. Другими словами, личностный  смысл — это значение того  или иного явления для конкретного  человека. Личностный смысл и  создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные  смыслы не имеют своего «непсихологического  существования».

     - Сознание человека, как и сама  его деятельность, не является  неким слагаемым входящих в  него частей, то есть оно не  аддитивно. Это не плоскость,  даже не емкость, заполненная  образами и процессами. Это и  не связи отдельных его «единиц», а внутреннее движение его  образующих, включенное в общее  движение деятельности, осуществляющей  реальную жизнь индивида в  обществе.

     Идеи  А.Н. Леонтьева о структуре сознания были развиты в отечественной  психологии его учеником В. П. Зинченко, который выделяет три слоя сознания: бытийный (или бытийно-деятельностный), рефлексивный (или рефлексивно-созерцательный) и духовный.

     Бытийный  слой сознания включает чувственную  ткань образа и биодинамическую  ткань, а рефлексивны и — значения и смыслы.

     Понятия чувственной ткани образа, значения и личностного смысла раскрыты выше. Рассмотрим понятия, введенные в  психологию сознания В.П. Зинченко.

     Заключение 

     Всё в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс  к его саморазвитию. Без связи  невозможно самодвижение материи, без  самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи.

     Каждая  наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего, в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. Благодаря этому возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейших из которых являются эмпирическая и теоретическая.

     Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся  система знания. Она включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику.

     Психика представляет собой субъективное отражение  объективной реальности. В зависимости от основных философских традиций по разному решается вопрос о происхождении психики. В лекции данный вопрос рассмотрен с позиций естественнонаучной парадигмы.

     Физиологической основой психики человека и животных является нервная система.Способ и  уровень адаптации животных к  условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет  выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются  способом и уровнем получения  информации об окружающем мире.

     Высшим  уровнем развития психики человека является его сознание. Оно представляет собой многослойную структуру психического отражения.

     Список  литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2007.
  2. Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: Учебн. пособие. – Мн.: Амалфея, 2007.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2007.
  4. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 232с.
  5. Горелов А.А Концепции современного естествознания: Учебное пособие, практикум, хрестоматия для вузов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003.-512с.
  6. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. - М., 2001.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"