Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 08:39, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "концепция" означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания и формирования у них представлений о современной научной картине мира.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….

Методы научного познания……………………………………………
Происхождение сознания и поведение человека……………………………..
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 43.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уфимский  филиал ГОУ ВПО Оренбургский государственный  университет 
 

Кафедра «Пищевая биотехнология

и управление качеством» 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине Концепции современного естествознания 
 
 
 

                                                                 Выполнил: студент группы УКС  3 – 2

                                                                   Воронина Е.В. 

                                                                             Проверил: преподаватель кафедры  
 
 

Уфа 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………….

  1. Методы научного познания……………………………………………
  2. Происхождение сознания и поведение человека……………………………..

Список  литературы…………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Понятие "концепция" означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно под концепциями  естествознания следует понимать такие  фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые  проявляют себя во всех естественных науках. Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих  естественнонаучных дисциплин базового высшего образования с целью  ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания и формирования у  них представлений о современной  научной картине мира. К Концепциям Современного Естествознания относятся  наиболее фундаментальные, общие закономерности в природе, которые единой нитью  проходят не только через естественнонаучное знание, но и через гуманитарную культуру. Цель изучения КСЕ - показать и обосновать целостность всего  современного знания о природе недифференцированного  на естественнонаучный и гуманитарный сегменты. Задачи - раскрыть содержание, историю становления и логику основных концепций современного естествознания. Исходя из современных достижений естественных наук, нашу планету и окружающее ее пространство необходимо рассматривать  как совокупность сложных динамических систем (климатическую, биологическую, геологическую, космическую, социальную), объединенных нелинейными связями. Поведение таких систем в определенных фазах развития непредсказуемо и  малые изменения параметров связей могут привести их в режим хаоса. Именно этот сценарий разыгрывается  сейчас в планетарном масштабе, когда  антропоцентрическая парадигма  мышления приводит к непредсказуемым  катастрофическим последствиям. Пришло понимание того, что природу, человеческое общество, научную мысль следует  рассматривать в их нерасторжимой  целостности. Возникает необходимость  обобщения знаний об эволюции нашей  планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Выявляется роль науки как важнейшей силы преобразования и эволюции в настоящем и будущем планеты. Необходимо сформировать единое представление об окружающем Мире, о неразрывности и взаимной дополнительности знаний о Природе (естественнонаучная сторона) и знаний о Человеке (гуманитарная сторона).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  научного познания

     Как подчеркивал Гегель, не только результат  исследования, но и путь, ведущий  к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе. Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность. Познание начинается с наблюдения.

     Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

     Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

       Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта. Анализ и синтез.

     Эмпирический  анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые  элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает  выделение в объекте основного  и существенного, незаметного эмпирическому  зрению. Аналитический метод при  этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический  синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

     Индукция  и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.

     Исторический  и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического  и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.

     Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета. В процессе такого движения теоретической мысли можно выделить три этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно, чувственно-конкретно данного предмета, 2) этап восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию сущности предмета, 3) этап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирования предмету на основе знания его собственной сущности, т. е. этап восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению, способному опредметиться в практике.

     Для образного восприятия всего сказанного о содержании теории познания приведем специальную таблицу, координирующую принципы, формы и методы научного познания.

     Таблица 1 - Принципы, формы и методы научного познания

Основные  принципы познания Основные формы  познания Основные методы познания
Принцип единства объективного и субъективного (принцип деятельностного отражения) Чувственная и  рациональная Формальная и содержательная Наблюдение  Эксперимент Моделирование Анализ и синтез
Принцип единства исторического и логического (принцип историзма) Эмпирическая  и теоретическая (факт, идея, гипотеза, теория) Индукция и  дедукция Исторический и логический методы
Принцип единства абстрактного и конкретного (принцип конкретности истины) Истина Метод восхождения  от абстрактного к конкретному
 

     Как можно видеть, каждый столбец начинается с наиболее простого элемента, и  чем ниже опускаем мы свой взгляд, тем  с более и более сложными, конкретными  принципами, формами и методами имеем  дело. Однако каждый предыдущий элемент  при этом не исчезает, а остается в последующем элементе в подчиненном  и преобразованном, "снятом" виде. Связь "по горизонтали" в таблице не столь непосредственна, но тоже имеется, особенно - в ее финальной, нижней части: истина и конкретность, по Гегелю, - синонимы. К этому можно добавить, что любой принцип, будучи обернутым на практику познания объекта, превращается в метод: например, принцип историзма выступает как исторический и логический методы. Функциональное различие предлагаемых в таблице столбцов можно образно представить себе так: если сравнить "строительство" знания со строительством здания, то принципы - это фундамент, формы - строительный материал, а методы - технология данного "строительства". 
 
 
 
 
 
 

     Происхождение сознания и поведение человека

     Сознание — это  высший уровень психического отражения  объективной реальности, а также  высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному  существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.

     С точки зрения естественнонаучной парадигмы  попытку объяснения причин возникновения  и развития сознания предложили ряд  отечественных психологов. Мы сегодня  рассмотрим позиции двух научных  школ - Алексея Николаевича Леонтьева  и Льва Семеновича Выготского.

     Лев Семенович Выготский родился  в городе Орша 5 ноября 1896 года. Учился в гимназии. В 1913 году поступил в  Московский университет, где получил  юридическое образование. Параллельно  изучал курс психологии и философии  в народном университете Шанявского. С 1917 по 1923 годы работает учителем литературы и психологии в школе, ведет занятия  в театральной студии, а также  создает лабораторию психологии в педагогическом техникуме. С 1924 года работает в Москве в Институте  психологии, затем - в Институте дефектологии. Выготский занимал пост руководителя отдела образования умственно и  физически отсталых детей при  Наркомпроссе, преподавал в Академии коммунистического воспитания имени  Крупской и Педагогическом институте  в Ленинграде. Уже будучи профессором, поступил в медицинский институт и окончил его. Незадолго до смерти возглавил отдел психологии во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Умер от туберкулеза 11 июня 1934 года.

     Выготский внес вклад в развитие психологии искусства, обпгую психологию, детскую  и педагогическую психологию, дефектологию, пато- и нейропсихологию.

     Основные  работы Выготского: «Педагогическая  психология», «Исторический смысл  психологического кризиса», «Мышление  и речь», «История развития высших психических  функций», «Учение об эмоциях», «Поведение животных и человека», «Лекции по возрастной психологии», «Психология подростка», «Психология искусства» и др.

     Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН  РСФСР (1950), АПН СССР (1968), почетный член Венгерской академии наук (1973), почетный доктор Парижского университета (1968).

     После окончания в 1928 году отделения общественных наук Московского университета работал  в Институте экспериментальной  психологии Московского университета под руководством - Г.И. Челпанова.

     С 1928 года по 1930 год под руководством Л.С. Выготского осуществил исследование развития высших форм запоминания в  психологической лаборатории Академии коммунистического воспитания имени  Н.К. Крупской.

     С 1934 года руководил группой ученых, последователей Л. С. Выготского, работавших во Всеукраинской психоневрологической академии и украинском НИИ педагогики в Харькове. С 1941 года Леонтьев становится профессором МГУ, В период с 1942 по 1945 годы руководил научной работой  в Опытном восстановительном  госпитале под Свердловском. С 1945 года заведовал кафедрой психологии философского факультета МГУ, а в 1966 году становится деканом факультета психологии МГУ.

     Награжден Ленинской премией в 1963 году за книгу  «Проблемы развития психики», а в 1975 году — Ломоносовской премией  первой степени за книгу «Деятельность. Сознание. Личность».

     Разработал  общепсихологическую теорию деятельности.

     Основные  научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения»  совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы  развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

     Основные  положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"