Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 08:39, контрольная работа
Понятие "концепция" означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания и формирования у них представлений о современной научной картине мира.
Введение………………………………………………………………….
Методы научного познания……………………………………………
Происхождение сознания и поведение человека……………………………..
Список литературы……………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уфимский
филиал ГОУ ВПО Оренбургский государственный
университет
Кафедра «Пищевая биотехнология
и управление
качеством»
Контрольная работа
по дисциплине Концепции
современного естествознания
Уфа 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Понятие
"концепция" означает единый, определяющий
замысел, ведущую мысль какого-либо
произведения. Соответственно под концепциями
естествознания следует понимать такие
фундаментальные
Методы научного познания
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе. Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность. Познание начинается с наблюдения.
Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.
Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.
Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта. Анализ и синтез.
Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.
Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.
Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.
Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета. В процессе такого движения теоретической мысли можно выделить три этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно, чувственно-конкретно данного предмета, 2) этап восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию сущности предмета, 3) этап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирования предмету на основе знания его собственной сущности, т. е. этап восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению, способному опредметиться в практике.
Для образного восприятия всего сказанного о содержании теории познания приведем специальную таблицу, координирующую принципы, формы и методы научного познания.
Таблица 1 - Принципы, формы и методы научного познания
Основные принципы познания | Основные формы познания | Основные методы познания |
Принцип
единства объективного и субъективного
(принцип деятельностного |
Чувственная и рациональная Формальная и содержательная | Наблюдение
Эксперимент Моделирование |
Принцип единства исторического и логического (принцип историзма) | Эмпирическая и теоретическая (факт, идея, гипотеза, теория) | Индукция и дедукция Исторический и логический методы |
Принцип единства абстрактного и конкретного (принцип конкретности истины) | Истина | Метод восхождения от абстрактного к конкретному |
Как
можно видеть, каждый столбец начинается
с наиболее простого элемента, и
чем ниже опускаем мы свой взгляд, тем
с более и более сложными, конкретными
принципами, формами и методами имеем
дело. Однако каждый предыдущий элемент
при этом не исчезает, а остается
в последующем элементе в подчиненном
и преобразованном, "снятом" виде.
Связь "по горизонтали" в таблице
не столь непосредственна, но тоже имеется,
особенно - в ее финальной, нижней части:
истина и конкретность, по Гегелю, - синонимы.
К этому можно добавить, что любой принцип,
будучи обернутым на практику познания
объекта, превращается в метод: например,
принцип историзма выступает как исторический
и логический методы. Функциональное различие
предлагаемых в таблице столбцов можно
образно представить себе так: если сравнить
"строительство" знания со строительством
здания, то принципы - это фундамент, формы
- строительный материал, а методы - технология
данного "строительства".
Происхождение сознания и поведение человека
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.
С точки зрения естественнонаучной парадигмы попытку объяснения причин возникновения и развития сознания предложили ряд отечественных психологов. Мы сегодня рассмотрим позиции двух научных школ - Алексея Николаевича Леонтьева и Льва Семеновича Выготского.
Лев
Семенович Выготский родился
в городе Орша 5 ноября 1896 года. Учился
в гимназии. В 1913 году поступил в
Московский университет, где получил
юридическое образование. Параллельно
изучал курс психологии и философии
в народном университете Шанявского.
С 1917 по 1923 годы работает учителем литературы
и психологии в школе, ведет занятия
в театральной студии, а также
создает лабораторию психологии
в педагогическом техникуме. С 1924 года
работает в Москве в Институте
психологии, затем - в Институте дефектологии.
Выготский занимал пост руководителя
отдела образования умственно и
физически отсталых детей при
Наркомпроссе, преподавал в Академии
коммунистического воспитания имени
Крупской и Педагогическом институте
в Ленинграде. Уже будучи профессором,
поступил в медицинский институт
и окончил его. Незадолго до смерти
возглавил отдел психологии во Всесоюзном
институте экспериментальной
Выготский внес вклад в развитие психологии искусства, обпгую психологию, детскую и педагогическую психологию, дефектологию, пато- и нейропсихологию.
Основные работы Выготского: «Педагогическая психология», «Исторический смысл психологического кризиса», «Мышление и речь», «История развития высших психических функций», «Учение об эмоциях», «Поведение животных и человека», «Лекции по возрастной психологии», «Психология подростка», «Психология искусства» и др.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), почетный член Венгерской академии наук (1973), почетный доктор Парижского университета (1968).
После окончания в 1928 году отделения общественных наук Московского университета работал в Институте экспериментальной психологии Московского университета под руководством - Г.И. Челпанова.
С
1928 года по 1930 год под руководством
Л.С. Выготского осуществил исследование
развития высших форм запоминания в
психологической лаборатории
С
1934 года руководил группой ученых,
последователей Л. С. Выготского, работавших
во Всеукраинской
Награжден Ленинской премией в 1963 году за книгу «Проблемы развития психики», а в 1975 году — Ломоносовской премией первой степени за книгу «Деятельность. Сознание. Личность».
Разработал общепсихологическую теорию деятельности.
Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
Основные
положения культурно-
Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"