Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 08:39, контрольная работа
Понятие "концепция" означает единый, определяющий замысел, ведущую мысль какого-либо произведения. Соответственно под концепциями естествознания следует понимать такие фундаментальные естественнонаучные идеи, модели и положения, которые проявляют себя во всех естественных науках. Курс Концепции современного естествознания введен в цикл общих естественнонаучных дисциплин базового высшего образования с целью ознакомления студентов гуманитарных направлений с достижениями современного естествознания и формирования у них представлений о современной научной картине мира.
Введение………………………………………………………………….
Методы научного познания…………………………………………… 
Происхождение сознания и поведение человека…………………………….. 
Список  литературы……………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уфимский 
филиал ГОУ ВПО Оренбургский государственный 
университет 
 
Кафедра «Пищевая биотехнология
и управление 
качеством» 
 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине Концепции 
современного естествознания 
 
 
 
                              
                              
                              
 
 
Уфа 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Список 
литературы……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Понятие 
"концепция" означает единый, определяющий 
замысел, ведущую мысль какого-либо 
произведения. Соответственно под концепциями 
естествознания следует понимать такие 
фундаментальные 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методы научного познания
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе. Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность. Познание начинается с наблюдения.
Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.
Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.
Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта. Анализ и синтез.
Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.
Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.
Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.
Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета. В процессе такого движения теоретической мысли можно выделить три этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно, чувственно-конкретно данного предмета, 2) этап восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию сущности предмета, 3) этап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирования предмету на основе знания его собственной сущности, т. е. этап восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению, способному опредметиться в практике.
Для образного восприятия всего сказанного о содержании теории познания приведем специальную таблицу, координирующую принципы, формы и методы научного познания.
Таблица 1 - Принципы, формы и методы научного познания
| Основные принципы познания | Основные формы познания | Основные методы познания | 
| Принцип 
  единства объективного и субъективного 
  (принцип деятельностного  | 
  Чувственная и рациональная Формальная и содержательная | Наблюдение 
  Эксперимент Моделирование  | 
| Принцип единства исторического и логического (принцип историзма) | Эмпирическая и теоретическая (факт, идея, гипотеза, теория) | Индукция и дедукция Исторический и логический методы | 
| Принцип единства абстрактного и конкретного (принцип конкретности истины) | Истина | Метод восхождения от абстрактного к конкретному | 
     Как 
можно видеть, каждый столбец начинается 
с наиболее простого элемента, и 
чем ниже опускаем мы свой взгляд, тем 
с более и более сложными, конкретными 
принципами, формами и методами имеем 
дело. Однако каждый предыдущий элемент 
при этом не исчезает, а остается 
в последующем элементе в подчиненном 
и преобразованном, "снятом" виде. 
Связь "по горизонтали" в таблице 
не столь непосредственна, но тоже имеется, 
особенно - в ее финальной, нижней части: 
истина и конкретность, по Гегелю, - синонимы. 
К этому можно добавить, что любой принцип, 
будучи обернутым на практику познания 
объекта, превращается в метод: например, 
принцип историзма выступает как исторический 
и логический методы. Функциональное различие 
предлагаемых в таблице столбцов можно 
образно представить себе так: если сравнить 
"строительство" знания со строительством 
здания, то принципы - это фундамент, формы 
- строительный материал, а методы - технология 
данного "строительства". 
 
 
 
 
 
 
Происхождение сознания и поведение человека
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.
С точки зрения естественнонаучной парадигмы попытку объяснения причин возникновения и развития сознания предложили ряд отечественных психологов. Мы сегодня рассмотрим позиции двух научных школ - Алексея Николаевича Леонтьева и Льва Семеновича Выготского.
     Лев 
Семенович Выготский родился 
в городе Орша 5 ноября 1896 года. Учился 
в гимназии. В 1913 году поступил в 
Московский университет, где получил 
юридическое образование. Параллельно 
изучал курс психологии и философии 
в народном университете Шанявского. 
С 1917 по 1923 годы работает учителем литературы 
и психологии в школе, ведет занятия 
в театральной студии, а также 
создает лабораторию психологии 
в педагогическом техникуме. С 1924 года 
работает в Москве в Институте 
психологии, затем - в Институте дефектологии. 
Выготский занимал пост руководителя 
отдела образования умственно и 
физически отсталых детей при 
Наркомпроссе, преподавал в Академии 
коммунистического воспитания имени 
Крупской и Педагогическом институте 
в Ленинграде. Уже будучи профессором, 
поступил в медицинский институт 
и окончил его. Незадолго до смерти 
возглавил отдел психологии во Всесоюзном 
институте экспериментальной 
Выготский внес вклад в развитие психологии искусства, обпгую психологию, детскую и педагогическую психологию, дефектологию, пато- и нейропсихологию.
Основные работы Выготского: «Педагогическая психология», «Исторический смысл психологического кризиса», «Мышление и речь», «История развития высших психических функций», «Учение об эмоциях», «Поведение животных и человека», «Лекции по возрастной психологии», «Психология подростка», «Психология искусства» и др.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) — российский психолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968), почетный член Венгерской академии наук (1973), почетный доктор Парижского университета (1968).
После окончания в 1928 году отделения общественных наук Московского университета работал в Институте экспериментальной психологии Московского университета под руководством - Г.И. Челпанова.
     С 
1928 года по 1930 год под руководством 
Л.С. Выготского осуществил исследование 
развития высших форм запоминания в 
психологической лаборатории 
     С 
1934 года руководил группой ученых, 
последователей Л. С. Выготского, работавших 
во Всеукраинской 
Награжден Ленинской премией в 1963 году за книгу «Проблемы развития психики», а в 1975 году — Ломоносовской премией первой степени за книгу «Деятельность. Сознание. Личность».
Разработал общепсихологическую теорию деятельности.
Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
     Основные 
положения культурно-
Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"