Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

Под закономерностями развития науки понимаются устойчивые тенденции, проступающие в ее развитии, или существенные связи, прослеживаемые между этапами, стадиями и фазами этого развития. Закономерности развития науки существуют в виде возможностей, потенций. В одних ситуациях более рельефно проступает одна закономерность, в других — другая.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Общие модели развития науки…………………………………………...5
Кумулятивная модель………………………………………………….5
Логический позитивизм………………………………………………..6
Фальсификационизм……………………………………………………7
Эпистемологический анархизм………………………………………...8
Анализ взглядов Т.Куна на проблему революции в науке……………10
Идеи И. Лакатоса закономерности развития науки……………………14
Заключение………………………………………………………………...18
Библиография……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

КСЕ.docx

— 37.69 Кб (Скачать)

        Ученые от Галилея до Эйнштейна полагали, что высшая цель науки - поиск истинного устройства мира. Сторонники логического позитивизма отказались признать за внешним миром какую-либо непосредственно не воспринимаемую сущность и сосредоточились на вполне конкретных его проявлениях.

     Истина  потеряла в возвышенности, а подтвердить  ее можно было подходящим наблюдением. Сторонники фальсификационизма хоть и  водворили истину на принадлежавшее ей место во внешнем мире, но отказались и «смотреть в ее сторону», увлекшись  истреблением ее фальшивых образов. О какой же истине может идти речь, если правила решения то и дело меняются?

Анархисты же (эпистемологические) вообще объявили истину вредной, так  как она порабощает человека. Все  эти подходы полезно иметь  в виду при рассмотрении той или  иной концепции современного естествознания. 
 
 

  1. Анализ  взглядов Т.Куна на проблему революции в науке

   В начале 60-х годов XX в. американский ученый Т. Кун выдвинул концепцию, описав ее в своей книге «Структура научных  революций», вышедшая в 1962 году. Одним  из ее основных понятий была научная  парадигма - совокупность научных достижений, в первую очередь теорий, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени. Примерами такого рода парадигм являются геоцентрическая  система мира Птолемея, кислородная  теория Лавуазье, теория эволюции Дарвина, теория атома Бора и т.п. Использование  понятия парадигмы означает вовлечение исторического подхода в обсуждение того, что считать научной концепцией. Истине теперь вообще отказывается в  существовании, поскольку время  идет, и парадигмы меняются. Как  это происходит, и обсуждается  в книге Куна. Принятая в данное время парадигма очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение. Все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения. Кроме  того, парадигма устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Таким  образом, на каждом историческом этапе  существует так называемая «нормальная» наука, та, что действует в рамках парадигмы.

     Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) —  строго научная теория, господствующая в течение определенного исторического  периода в научном обществе. Это  модель постановки проблем, методов  их исследования и решения.

     Динамика  науки была представлена Куном следующим  образом: Старая парадигма - нормальная стадия развития науки - революция в  науке - новая парадигма.

     В «Структуре научных революций» Кун  взглянул на развитие науки как на смену в первую очередь «психологических парадигм», взглядов на научную проблему, порождающих новые гипотезы и  теории. Концепция в целом не дала ответа на многие вопросы, но она решительно порвала с рядом старых традиций и по-новому осветила назревшие проблемы в анализе науки. Смелость и новаторство работы, которую саму по себе можно назвать «сдвигом парадигмы», обусловили её популярность и породили многочисленные споры.

     По  определению Томаса Куна, данному  в «Структуре научных революций», научная революция — эпистемологическая смена парадигмы.

     «Под  парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые  в течение определенного времени  дают модель постановки проблем и  их решений научному сообществу» (Т. Кун)

     Согласно  Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при  помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента  происходил научный прогресс. С точки  зрения Куна, парадигму следует рассматривать  не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря  ей.

     Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта  парадигмы:

     • Парадигма — это наиболее общая картина рационального устройства природы, мировоззрение;

     • Парадигма — это дисциплинарная матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т. д., которые объединяют специалистов в данное научное сообщество;

     • Парадигма — это общепризнанный образец, шаблон для решения задач-головоломок. (Позднее, в связи с тем, что это понятие парадигмы вызвало толкование, неадекватное тому, какое ему придавал Кун, он заменил его термином «дисциплинарная матрица» и тем самым ещё более отдалил это понятие по содержанию от понятия теории и теснее связал его с механической работой ученого в соответствии с определенными правилами.)

     Конфликт  парадигм, возникающий в периоды  научных революций, — это, прежде всего, конфликт разных систем ценностей, разных способов решения задач-головоломок, разных способов измерения и наблюдения явлений, разных практик, а не только разных картин мира.

     Куновская модель научного изменения отличается от модели неопозитивистов в том, что акцентирует значительное внимание на индивидуальности учёных, а не на абстрагировании науки в чисто  логическую или философскую деятельность.

     Кун предлагал оптическую иллюзию «заяц—утка»  в качестве примера того, как смена  парадигмы может вынудить рассматривать  одну и ту же информацию совершенно иным образом.

     Когда накапливается достаточно данных о  значимых аномалиях, противоречащих текущей  парадигме, согласно теории научных  революций, научная дисциплина переживает кризис. В течение этого кризиса  испытываются новые идеи, которые, возможно, до этого не принимались во внимание или даже были отметены. В конце  концов, формируется новая парадигма, которая приобретает собственных  сторонников, и начинается интеллектуальная «битва» между сторонниками новой  парадигмы и сторонниками старой.

     «Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо ещё, выражение  явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений —  все это симптомы перехода от нормального  исследования к экстраординарному» (Т. Кун)

     Примером  из физики начала XX века может служить  переход от максвелловского электромагнетического  мировоззрения к эйнштейновскому  релятивистскому мировоззрению, который  не произошёл ни мгновенно, ни тихо, а вместо этого произошёл вместе с серией горячих дискуссий с  приведением эмпирических данных. В  итоге, теория Эйнштейна была признана более общей.

     Когда научная дисциплина меняет одну парадигму  на другую, по терминологии Куна, это  называется «научной революцией» или  «сдвигом парадигмы».

     «Решение  отказаться от парадигмы всегда одновременно есть решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению, включает как сопоставление  обеих парадигм с природой, так  и сравнение парадигм друг с другом» (Т. Кун)

     Есть  ряд классических примеров для теории Куна о смене парадигм в науке. Наиболее распространённая критика  Куна со стороны историков науки, однако, состоит в утверждении, что  наблюдение чистой смены парадигм можно  рассматривать только на весьма абстрактном  срезе истории любого теоретического изменения. Согласно данным критическим  замечаниям, если взглянуть на всё  в деталях, становится очень трудно определить момент смены парадигм, если не исследовать лишь педагогические материалы (такие, как учебники, изучая которые Кун и разрабатывал свою теорию). Следующие события попадают под определение кунновской смены  парадигм:

     • Объединение классической физики Ньютоном в связанное механистическое мировоззрение.

     • Замена максвелловского электромагнетического мировоззрения эйнштейновским релятивистским мировоззрением.

     • Развитие квантовой физики, переопределившей классическую механику.

     • Развитие теории Дарвина об эволюции путём естественного отбора, отбросившей креационизм с позиций главенствующего научного объяснения разнообразия жизни на Земле.

     • Принятие теории тектонических плит в качестве объяснения крупномасштабных геологических изменений. 
 

  1. Идеи  И. Лакатоса на закономерности развития науки
 

     Концепция научно-исследовательских программ, предложенная И. Лакатосом, возникла как  попытка установления таких механизмов и структур в динамике науки, которые  адекватно описывали бы и период "нормальной науки", и механизм смены парадигм в науке.

     Он  вслед за Карлом Поппером, развил принцип  фальсификации до степени, названной  утончённым фальсификационизмом. Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию К. Поппера, полемизирует с теорией Томаса Куна.

     Вслед за К. Поппером И. Лакатос полагает, что основой теории научной рациональности (или методологической концепции) должен стать принцип критицизма. Этот принцип  является универсальным принципом  всякой научной деятельности; однако, при обращении к реальной истории  науки становится ясно, что «рациональный  критицизм» не должен сводиться к  фанатическому требованию беспощадной  фальсификации. Непредвзятое рассмотрение исторических перипетий научных  идей и теорий сразу же сталкивается с тем фактом, что «догматический фальсификационизм» есть такая же утопия, как формалистические мечты о  «евклидовой» рациональной науке. «Контрпримеры» и «аномалии» отнюдь не всегда побуждают  ученых расправляться со своими теориями; рациональное поведение исследователя  заключает в себе целый ряд  стратегий, общий смысл которых - идти вперед, не цепенея от отдельных  неудач, если это движение обещает  все новые эмпирические успехи и  обещания сбываются. И. Лакатос очень  остро ощутил существующий разрыв между  «теоретической рациональностью» как  ее понимает «критический рационализм» и практической рациональностью  развивающейся науки и признал  необходимость реформирования «критического рационализма». Результатом усилий по решению этой задачи стала выработанная И. Лакатосом методологическая концепция «утонченного фальсификационизма» или методология научно-исследовательских программ. Эта теория получила выражение в его работе «Фальсификация и методология научных исследовательских программ». Согласно Лакатосу, в науке образуются не просто цепочки сменяющих одна другую теорий, но и научные исследовательские программы, т.е. совокупности теоретических построений определенной структуры. «У всех исследовательских программ есть «твердое ядро», «защитный пояс», «негативная эвристика», «позитивная эвристика». Защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок; защищая таким образом окостеневшее ядро, он должен приспосабливаться, переделываться или даже полностью заменяться, если этого требуют интересы обороны». Лакатос учитывает не только борьбу опровержимых и конкурирующих теорий, составляющих «защитный пояс», но и борьбу между исследовательскими программами. Поэтому развитие науки Лакатос представляет не как чередование отдельных научных теорий, а как «историю рождения, жизни и гибели исследовательских программ». Однако и методология исследовательских программ Лакатоса не может объяснить, почему происходит смена программ. Лакатос признает, что объяснения логики и методологии здесь бессильны, но, в отличие от Куна, он верит, что логически можно «соизмерить» содержание программ, сравнивать их между собой и поэтому можно дать ученому вполне рациональный ориентир для того, чтобы выбрать - отказываться или нет от одной программы в пользу другой. По мнению Лакатоса смена и падение устоявшихся взглядов, то есть научные революции, должны объясняться не «психологией толпы», как считает Кун. Для описания того, как соизмерить или сравнить две конкурирующие программы, Лакатос вводит представление о сдвиге проблем. Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты («прогрессивный сдвиг проблемы»). Программа регрессирует, если ее теоретический рост отстает от ее эмпирического роста, то есть когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой. Если исследовательская программа прогрессивно объясняет больше, нежели конкурирующая, то она вытесняет ее и эта конкурирующая программа может быть устранена. Лакатос считает, что, безусловно, следует сохранять «жесткое ядро» научно-исследовательской программы, пока происходит «прогрессивный сдвиг» проблем. Но даже в случае «регрессивного сдвига» не следует торопиться с отказом от программы. Дело в том, что в принципе существует возможность найти внутренние источники развития для стагнирующей программы, благодаря которым она начнет неожиданно развиваться, даже опережая ту программу, которая до недавних пор одерживала над нею верх. «Нет ничего такого, что можно было бы назвать решающими экспериментами, по крайней мере, если понимать под ними такие эксперименты, которые способны немедленно опрокидывать исследовательскую программу. Сгоряча ученый может утверждать, что его эксперимент разгромил программу... Но если ученый из «побежденного» лагеря несколько лет спустя предлагает научное объяснение якобы «решающего эксперимента» в рамках якобы разгромленной программы (или в соответствие с ней), почетный титул может быть снят и «решающий эксперимент» может превратиться из поражения программы в ее новую победу».

     По  Лакатосу, главным источником развития науки выступает конкуренция  исследовательских программ, каждая из которых тоже имеет внутреннюю стратегию развития. Этот "двойной  счет" развития науки и обуславливает  картину непрерывного роста научного знания.

     Таким образом из рассмотрения вышеизложенной концепции «исследовательских программ»  Лакатоса видно, что научные революции, как он их понимает, не играют слишком  уж существенной роли еще и потому, что в науке почти никогда не бывает периодов безраздельного господства какой-либо одной «программы», а сосуществуют и соперничают различные программы, теории и идеи. Одни из них на некоторое время становятся доминирующими, другие оттесняются на задний план, третьи - перерабатываются и реконструируются. Поэтому если революции и происходят, то это не слишком уж «сотрясает основы» науки: многие ученые продолжают заниматься своим делом, даже не обратив особого внимания на совершившийся переворот. Великое и малое, эпохальный сдвиг или незначительное изменение - все эти оценки совершаются лишь ретроспективно при методологической, «метанаучной» рефлексии. По мнению Лакатоса, история науки является «пробным камнем» любой логико-методологической концепции, ее решительным и бескомпромиссным судьей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение
 

     Итак, с точки зрения Куна развитие науки  представляет собой последовательную смену научных парадигм, которая  происходит, главным образом, иррационально; а согласно Лакатосу – смену научно-исследовательских  программ, происходящую рационально. Причем и по Куну, и по Лакатосу эта смена  находит свое выражение в научных  революциях, которые, таким образом, играют главную роль в развитии науки, представляют собой некие узловые, этапные моменты ее истории. Понятно, что между научными революциями  или научно-исследовательской программы  происходит спокойное, безкризисное развитие науки – научная эволюция.

     Лакатос в отличие от Куна не считает, что  возникшая в ходе революции научно-исследовательская  программа является завершенной  и вполне оформившейся. Положительная  эвристика программы определяет проблемы, подлежащие решению, а также  предсказывает аномалии и превращает их в подтверждающие примеры. Развитие, совершенствование программы в  послереволюционный период - необходимое  условие научного прогресса. Поэтому, говорит Лакатос, деятельность ученого  в межреволюционные периоды носит  творческий характер. Даже в ходе доказательства, обоснования знания, полученного  в ходе последней более или  менее значительной революции, это  знание трансформируется.

Информация о работе Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»