Контрольная работа по "Естествознанию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:56, контрольная работа

Краткое описание

Какие утверждения Птолемея правильные:
а) Земля шарообразна;
б) Земля находится в центре небесного свода неподвижно;
в) небосвод имеет сферическую форму и вращается как твердая сфера вокруг Земли, делая один оборот в сутки;
г) планеты вращаются вокруг Земли по окружностям с постоянной скоростью.

Файлы: 1 файл

1 вариант.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Вариант 1

 

  1. Какие утверждения Птолемея правильные:

 а) Земля  шарообразна; 

б) Земля  находится в центре небесного  свода неподвижно;

 в) небосвод имеет  сферическую форму и вращается  как твердая сфера вокруг Земли,  делая один оборот в сутки;

 г) планеты  вращаются вокруг Земли по окружностям с постоянной скоростью. 

Великий астроном и математик  Клавдий Птолемей (87 - 165) сделал выбор  в пользу геоцентрической модели Мира. Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет. Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд.

В основе системы мира Птолемея лежат четыре постулата:

I. Земля находится  в центре Вселенной. 

II. Земля неподвижна.

III. Все небесные тела  движутся вокруг Земли.

IV. Движение небесных  тел происходит по окружностям  с постоянной скоростью, т.  е. равномерно.

Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной, его  система мира была названа геоцентрической. Вокруг земли, по Птолемею, движутся (в  порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки.

 

 

 

  1. Система мира Аристотеля является:

 а) гелиоцентрической; 

 б) геоцентрической;

 в) ограниченной  частью Вселенной; 

 г) метагалактической.

Геоцентрическая система  мира или система мира по Аристотелю.

Аристотелевская модель Вселенной имела четкое строение. Она напоминала луковицу.  У Вселенной есть центр. Это – неподвижная Земля.

Вокруг Земли обращаются прозрачные твердые сферы с прикрепленными к ним небесными телами (планеты) в следующей последовательности: Луна, Солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн.

Первичной причиной движения служит вращение сферы неподвижных  звезд. Движение первой сферы передается другим сферам – все ниже и ниже вплоть до Земли. Вся модель содержала в общей сложности 55 сфер, как бы вложенных друг в друга и передающих движение друг другу.

“Подлунный” мир, т. е. область  между орбитой Луны и центром  Земли, есть область беспорядочных  неравномерных движений. Круговое движение ей не свойственно и есть для нее нечто насильственное. Все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня.

“Надлунный” мир, т. е. область  между орбитой Луны и крайней  сферой неподвижных звёзд, есть область  вечно равномерных движений, а  сами звёзды состоят из пятого –  совершеннейшего элемента – эфира.

За последней сферой мира пребывает только бог. Никакого другого бытия, запредельного миру, не может быть.

 

 

 

 

 

  1. В гетерогенных системах:

а) существует граница раздела между фазами;

 б) не существует  границы между фазами.

 

Гетероге́нная систе́ма (от греч. ἕτερος — разный; γένω — рождать) — неоднородная система, состоящая из однородных частей (фаз), разделенных поверхностью раздела.

Если система гетерогенна, т.е. состоит по меньшей мере из двух фаз, то между фазами обязательно  существует граница раздела. В наиболее общем случае мы имеем дело с поверхностью раздела двух фаз; на состав и свойства этой поверхности влияют любые изменения в любой из двух контактирующих фаз.

 

  1. Неравновесная система характеризуется:

а) реагирует  на внешние условия, когерентностью;

б) не реагирует на внешние условия, когерентностью;

в) поведение  случайно и не зависит от начальных  условия, но зависит от предыстории.

Открытая система - это  система обменивающаяся веществом  и энергией с окружающей средой. Диссипативная система (или диссипативная  структура, от лат. dissipatio — «рассеиваю, разрушаю») — это открытая система, которая оперирует вдали от термодинамического равновесия. Иными словами, это устойчивое состояние, возникающее в неравновесной среде при условии диссипации (рассеивания) энергии, которая поступает извне. Диссипативная система иногда называется ещё стационарной открытой системой или неравновесной открытой системой.

Отличия неравновесной  структуры от равновесной заключается  в следующем:

1. Система реагирует  на внешние условия (гравитационное поле и т. п.).

2. Поведение случайно  и не зависит от начальных  условий, но зависит от предыстории,

3. Приток энергии создает  в системе порядок, и стало  быть энтропия ее уменьшается.

4. Наличие бифуркации  — переломной точки в развитии  системы.

 

  1. Механическая картина мира была построена на основе:

а) статистических законов;

 б) динамических законов;

в) законов термодинамики;

 г) не знаю.

 

Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли: принцип материального единства мира, исключающий схоластическое разделение на земной и небесный мир; принцип причинности и закономерности природных процессов, принципы экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики.

Однако ядром МКМ  является механика Ньютона (классическая механика).

Согласно Ньютону, весь мир состоит "из твердых, невесомых, непроницаемых, подвижных частиц".

Как механистическая, так  и электромагнитная картины мира были построены на динамических, однозначных закономерностях.

 

  1. Совокупность биологических наук, изучающих развитие живой природы во времени, составляет направление исследований, которое называется:

 

а) дарвинизм;

б) эволюционная биология;

в) молекулярная биология;

 г) натуралистическая биология.

Эволюционная биология — раздел биологии, изучающий происхождение видов от общих предков, наследственность и изменчивость их признаков, размножение и разнообразие форм в ходе эволюционного развития.

  1. Впервые идея о единой материальной основе окружающего нас мира была выдвинута:

а) древнегреческими философами Милетской школы;

б)древнегреческими философами Элейской школы;

в) древнеиндийскими мудрецами;

г) древнекитайскими мудрецами.

 

В VII–VI в.в. до н.э. в Древней Греции появились первые научные учреждения: академия Платона, лицей Аристотеля, Александрийский музей. Именно в Греции была впервые выдвинута идея о единой материальной основе мира и его развитии.

Милетцы пытались решить вопрос – что является субстанцией  основания мира и различия процессов.

Основное достижение: первый вывод о том, что многообразие мира возникло из

одного источника – из некоего первоэлемента, изначальной стихии, первоначала, архэ. Фалес: основа всего вода. Фалес был очень авторитетным ученым того времени, за ½ года предсказал солнечное затмение. Анаксимен: основание всего воздух. Рассуждения Анаксимена в последствии использовали Демокрит и Лефкип – основатели атомистического учения.

Анаксимандр – субстанция всего – апейрон (из него все выходит  и в него все

входит). Апейрон –  нечто неопределенное, пронизывающие  весь мир, из него все возникает и в него все входит. Идея Анаксимандра очень точно отражает

некоторые проблемы современной  физической науки. Физика элементарных частиц (во всех ее моделях) исходит из того, что все элементарные частицы связаны друг с другом, все влияют на структуру каждой, а каждая на структуру всех.

 

  1. В пифагорейском учении теория чисел лежала в основе исследований по:

 а) физике и химии; 

 б) музыке и астрономии;

 в) механики и космологии;

 г) географии и медицины.

Проблемой числа занимались многие учения и духовные традиции. На Востоке число в наибольшей степени исследовалось индусской, китайской и тибетской метафизикой; на Западе оно занимало прежде всего египетскую, пифагорейскую, иудаистскую и каббалистическую традицию. Каждая из этих традиций видела в числе либо проявление Божественных сил, либо уровни и аспекты Природы, либо символ глубинной структуры человека. Особое внимание уделял проблеме числа пифагоризм с его доктриной музыки сфер, где энергетические вибрации каждой звучащей планеты имели свое число. Не менее важным было в пифагорейской теории учение о тетрактисе (тетраде). Наука, изучающая сущность числа, называлась пифагорейцами арифметикой и считалась главной среди основных разделов, составляющих данную систему знания, - геометрии (как учения о фигурах и способах их измерения), музыки (как учения о гармонии и ритме) и астрономии (как учения о строении Вселенной).

  1. В эпоху Просвещения природу теплоты, образующейся при нагревании тел, объясняли наличием некой тонкой жидкости в порах тел между частицами вещества, которую назвали:

 а) огнерод; 

 б) теплород;

 в) водород; 

 г) флюид.

Теплород - гипотетическая тепловая материя (невесомая жидкость), присутствием которой в телах в 18 — начале 19 вв. пытались объяснять наблюдаемые  тепловые явления (нагрев тел, теплообмен, тепловое расширение, тепловое равновесие и т. п.).

  1. Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:

 

 а) биологии;           б) агротехнике;             в) химии;               г) физике.

 

Современная естественно-научная  картина мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео-и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания.

В конце XIX—начале XX в. в естествознании были сделаны крупнейшие открытия, которые коренным образом изменили наши представления о картине мира. Прежде всего это открытия, связанные со строением вещества, и открытие взаимосвязи вещества и энергии.

 

  1. К агрегатным состояниям вещества не относится:

 а) твердое тело;

 б) вакуум;

 в) плазма;  

 г)  газ.

Агрегатное состояние — состояние вещества, характеризующееся определёнными качественными свойствами — способностью или неспособностью сохранять объём и форму, наличием или отсутствием дальнего и ближнего порядка и другими. Изменение агрегатного состояния сопровождается скачкообразным изменением свободной энергии, энтропии, плотности и других основных физических свойств.

 

 

Выделяют следующие  агрегатные состояния:

Твёрдое тело

Состояние, характеризующееся  способностью сохранять объём и  форму. Атомы твёрдого тела совершают  лишь небольшие колебания вокруг состояния равновесия. Присутствует как дальний, так и ближний  порядок.

 

Жидкость

Состояние вещества, при  котором оно обладает малой сжимаемостью, то есть хорошо сохраняет объём, однако однако неспособно сохранять форму. Жидкость легко принимает форму сосуда, в которую она помещена. Атомы или молекулы жидкости совершают колебания вблизи состояния равновесия, запертые другими атомами, и часто перескакивают на другие свободные места. Присутствует только ближний порядок.

 

Газ

Состояние, характеризующееся  хорошей сжимаемостью, отсутствием  способности сохранять как объём, так и форму. Газ стремится  занять весь объём, ему предоставленный. Атомы или молекулы газа ведут себя относительно свободно, расстояния между ними гораздо больше их размеров.

 

Плазма

Часто причисляемая к  агрегатным состояниям вещества плазма отличается от газа большой степенью ионизации атомов.

 

  1. К теоретическим научным методам относится:

 

а) эксперимент;     б) синтез;       в) индукция;    г) идеализация;

д) группировка/систематизация фактов.

Теоретические методы познания

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез - соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
  • абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация - отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция - движение от общего к частному;
  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
  1. М. Планк писал: «Нет другой меры необратимости процессов, кроме величины сопровождающего его увеличение, это:

    а) энтальпия;  б) энтропия;    в) энергия Гиббса;    г) энергия Гельмгольца.

 

 Начиная с осени  1886 года, Планк написал серию статей  под общим названием «О принципе  возрастания энтропии» , в которых применил термодинамические соображения к решению конкретных задач физики и химии. Эти работы принесли ему определённую известность в научных кругах, особенно среди специалистов по физической химии.

Информация о работе Контрольная работа по "Естествознанию"