Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:06, контрольная работа
Цель написания контрольной работы заключается в том, чтобы раскрыть проблемы и результаты исследований в области естественных наук, ознакомиться с наиболее важными положениями, концепциями наук о природе в их взаимосвязи, развитии.
Введение…………………………………………………………………....3;
1. Развитие идеи атомизма от Демокрита до наших дней…………..4;
2. Искусство как метод формирования картины мира……………...9;
3. Электродинамическая картина мира……………………………..14;
4. Антропный принцип в современной науке………………….…..16;
5. Формирование биологической картины мира…………………...18;
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованных источников……………………………………24
Систематизация и
Натуралистическая биология не утратила своего значения до сих пор. По–прежнему продолжается изучение флоры и фауны нашей планеты, открываются и описываются новые виды. Не смотря на то что современная биология смогла осуществить анализ и классификацию огромного числа животных и растительных организмов, она тем не менее не смогла сделать полное описание всего природного мира. Считается, что до сих пор описано только 2/3 существующих видов. Все более важной становится экология – наука, исследующая взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания.
При всех плюсах натуралистической биологии с ее целостным подходом к изучению природы, биология все же нуждалась в понимании механизмов, явления и процессов, происхождения на разных уровнях жизни и живых организмов. Поэтому от традиционной описательной биологии ученые были вынуждены перейти к изучению анатомии и физиологии растений и животных, процессов жизнедеятельности организмов в целом и их отдельных органов, а затем к изучению жизни на клеточном и молекулярногенетическом уровнях.
В XVI – XVII вв. благодаря работам Р. Гука, Н.Грю, Я.Б.Гельмонта, М . Мальпиги и других, проводившемся с использованием микроскопа, получила развитие анатомия растений, были открыты клеточные и тканевые организации растений.
Биология в Новое время все шире использовала методы других естественных наук (например, более развитых физики и химии). Так в науку проникла мысль, что все явления жизни подчиняются законам физики и химии и могут быть объяснены с их помощью. Первое время это был лишь методологический подход, но с XIX в. можно было говорить о рождении физико–химической биологии, изучавшей жизнь на молекулярном и над молекулярном уровнях. Большую роль в утверждении нового образа биологии сыграли ученые XIX в., использовавшие методы физики и химии в своих исследованиях (Л. Пастер, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников и др.). В XX в. появилась молекулярная генетика, что вывело биологию на новый уровень анализа жизни и еще теснее сблизило ее с физикой и химией. Удалось понять генетическую роль нуклеиновых кислот, были открыты молекулярные механизмы генетической репродукции и биосинтеза белка, а также молекулярно – генетические механизмы изменчивости, изучен обмен веществ на молекулярном уровне. При этом открытия в физики и химии, непрерывное совершенствовании физических и химических методов и их применение в биологии дали возможность по – новому подойти к изучению множества биологических проблем.
С точки зрения химии живые организмы представляют собой открытые системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с окружающей средой. При этом вместе с пищей они получают огромное количество органических и минеральных соединений, которые участвуют в биологических реакциях организма, а затем в виде продуктов распада выводятся в окружающую среду. Гормональная регуляция, происходящая в организме, так же представляет собой систему химических реакций.
Объединение биологии с химией дало начало новой науке – биохимии, которая анализирует изменения биомолекул внутри живого организма. Биохимикам удалось выяснить, как переносится энергия в клетке, расшифровать механизмы метаболизма (обмена веществ), установить роль внутриклеточных структур, выяснить структуру и функцию белков и нуклеиновых кислот.
Поскольку современная химия основывается на физике, ученые стремятся объяснить биологические явления процессы на основе физических закономерностей. В результате в 1950 г. на стыки биохимии, биологии и физики родилась новая наука – биофизика. Биофизики, рассматривая какое – то биологическое явление, расчленяют его на несколько элементарных, доступных для понимания и исследуют их физические свойства. Им удалось объяснить механизмы мышечного сокращения, проведения нервного импульса, тайны фотосинтеза и многое другое.
С помощью биохимии и биофизики ученым удалось объединить знания о структуре и функциях организма в целом. Но ни этим наука, ни физико–химической биологии в целом не удается дать ответ на основной вопрос биологии о происхождении и сущности жизни .
Идея развития живой природы проникла в биологию в XIX в. Первую эволюционную идею предложил Ж.Б. Ламарк в своей книге «Философия зоологии» (1809). Он первым заговорил об изменении организмов под влиянием окружающей среды и передаче приобретенных признаков потомкам. Однако Ламарк в своей теории опирался на ряд неверных исходных положений, из – за которых ему не удалось решить вопрос о соотношении внутренних и внешних факторов эволюции.
Подлинная революция в биологии связана с появлением в 1895 г. теории эволюции Ч.Р. Дарвина, построено на трех постулатах: изменчивости, наследственности и естественном отборе. Изменчивость – это способность организмов приобретать новые свойства и признаки и изменять их по разным причинам. Именно изменчивость является первым и главным звеном эволюции. Наследственность – это способность живых организмов передавать сваи свойства и признаки последующим поколениям. Естественный отбор – результат борьбы за существование; выживание и успешное размножение наиболее приспособленных организмов. Под действием естественного отбора группы особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки и приобретают на столько существенные отличия, что превращаются в новые виды.
Современная (синтетическая) теория эволюции появилась в конце 1920–х гг. Она представляла собой синтез генетики и дарвинизма. С этого времени стало возможным говорить об эволюционной биологии как о платформе, на которой происходит синтез разнородного биологического знания. Сегодня эволюционная биология – результат объединения двух потоков знания: эволюционного учения и знаний, полученных другими биологическими науками о процессах и механизмах эволюции. На протяжении ХХ в. содержание эволюционной биологии постоянно расширялось . Она дополнялась данными генетики, молекулярной биологии, палеонтологии и других наук. Многие ученые считают, что именно эволюционная биология сможет стать тем фундаментом, на котором появится теоретическая биология – цель биологов XXI в.
Заключение
Современную науку характеризует смена парадигм, то есть сложившихся научных стереотипов. Смена научной парадигмы определяется, в первую очередь, переходом от антропоцентризма к биосфероцентризму, усиливающими процессами интеграции научного знания.
Сформировалась современная
научная картина мира как целостная
система представлений о мире,
его общих свойствах и
Современное естествознание представляет собой разветвленную область научного знания о природе, характеризующуюся одновременно идущими процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин и ориентированную на интеграцию научных знаний. Каждая дисциплина естествознания видит в природе свой аспект изучения. Это многообразие нашло свое отражение в большом количестве концепций, посвященных практически всем природным объектам, явлениям и процессам. Его отличают ясное понимание целостности природы, эволюционный подход к ее изучению и к осмыслению результатов исследований, интенсивно идущие процессы интеграции разных научных направлений.
Динамика развития современной
науки столь впечатляюща, что
мышление вынуждено приспосабливаться
к смене научных парадигм еще
при жизни одного поколения. Это
свидетельствует о непреходящей
ценности и значимости науки –
связующего моста между прошлым
и будущим современной
Список использованных источников:
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Концепции современного естествознания"