Контрольная работа по дисциплине "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

Цель написания контрольной работы заключается в том, чтобы раскрыть проблемы и результаты исследований в области естественных наук, ознакомиться с наиболее важными положениями, концепциями наук о природе в их взаимосвязи, развитии.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3;
1. Развитие идеи атомизма от Демокрита до наших дней…………..4;
2. Искусство как метод формирования картины мира……………...9;
3. Электродинамическая картина мира……………………………..14;
4. Антропный принцип в современной науке………………….…..16;
5. Формирование биологической картины мира…………………...18;
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованных источников……………………………………24

Файлы: 1 файл

KSE-2.docx

— 44.44 Кб (Скачать)

Систематизация и классификация  биологии были предложена шведским ученым  К. Линнеем. В своей работе «Система природы» он смог разработать стройную иерархию всех животных и растений. В основе систематики Линнея лежит вид, поэтому близкие виды объединяются в роды, сходные роды и отряды, а отряды – в классы. Именно он ввел точную терминологию для описания растений и животных. Кроме того, Линней точно определил соотношение между различными систематическими группами (классами, отрядами, родами, видами и подвидами), четко их выделив и показав их иерархическую соподчиненность.

Натуралистическая биология не утратила своего значения до сих пор. По–прежнему продолжается изучение флоры и фауны нашей планеты, открываются и описываются новые виды. Не смотря на то что современная биология смогла осуществить анализ и классификацию огромного числа животных и растительных организмов, она тем не менее не смогла сделать полное описание всего природного мира. Считается, что до сих пор описано только 2/3 существующих видов. Все более важной становится экология – наука, исследующая взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания.

При всех плюсах натуралистической  биологии с ее целостным подходом к изучению природы, биология все же нуждалась в понимании механизмов, явления и процессов, происхождения на разных уровнях жизни и живых организмов. Поэтому от традиционной описательной биологии ученые были вынуждены перейти к изучению анатомии и физиологии растений и животных, процессов жизнедеятельности организмов в целом и их отдельных органов, а затем к изучению жизни на клеточном и молекулярногенетическом уровнях. 

В XVI – XVII вв. благодаря работам Р. Гука, Н.Грю, Я.Б.Гельмонта, М . Мальпиги и других, проводившемся с использованием микроскопа, получила развитие анатомия растений, были открыты клеточные и тканевые организации растений.

Биология в Новое время  все шире использовала методы других естественных наук (например, более развитых физики и химии). Так в науку проникла мысль, что все явления жизни подчиняются законам физики и химии и могут быть объяснены с их помощью. Первое время это был лишь методологический подход, но с XIX в. можно было говорить о рождении физико–химической биологии, изучавшей жизнь на молекулярном и над молекулярном уровнях. Большую роль в утверждении нового образа биологии сыграли ученые XIX в., использовавшие методы физики и химии в своих исследованиях (Л. Пастер, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников и др.). В XX в. появилась молекулярная генетика, что вывело биологию на новый уровень анализа жизни и еще теснее сблизило ее с физикой и химией. Удалось понять генетическую роль нуклеиновых кислот, были открыты молекулярные механизмы генетической репродукции и биосинтеза белка, а также молекулярно – генетические механизмы изменчивости, изучен обмен веществ на молекулярном уровне. При этом открытия в физики и химии, непрерывное совершенствовании физических и химических методов и их применение в биологии дали возможность по – новому подойти к изучению множества биологических проблем.

С точки зрения химии живые  организмы представляют собой открытые системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с окружающей средой.  При этом вместе с пищей они получают огромное количество органических и минеральных соединений, которые участвуют в биологических реакциях организма, а затем в виде продуктов распада выводятся в окружающую среду. Гормональная регуляция, происходящая в организме, так же представляет собой систему химических реакций.

Объединение биологии с химией дало начало новой науке – биохимии, которая анализирует изменения биомолекул  внутри живого организма. Биохимикам удалось выяснить, как переносится энергия в клетке, расшифровать механизмы метаболизма (обмена веществ), установить роль внутриклеточных структур, выяснить структуру и функцию белков и нуклеиновых кислот.

Поскольку современная химия основывается на физике, ученые стремятся объяснить биологические явления процессы на основе физических закономерностей. В результате в 1950 г. на стыки биохимии, биологии и физики родилась новая наука – биофизика. Биофизики, рассматривая какое – то биологическое явление, расчленяют его на несколько элементарных, доступных для понимания и исследуют их физические свойства. Им удалось объяснить механизмы мышечного сокращения, проведения нервного импульса, тайны фотосинтеза и многое другое.

С помощью биохимии и биофизики  ученым удалось объединить знания  о структуре и функциях организма в целом. Но ни этим наука, ни физико–химической биологии в целом не удается дать ответ на основной вопрос биологии о происхождении и сущности жизни .

Идея развития живой природы  проникла в биологию в XIX в. Первую эволюционную идею предложил Ж.Б. Ламарк в своей книге «Философия зоологии» (1809). Он первым заговорил об изменении организмов под влиянием окружающей среды и передаче приобретенных признаков потомкам. Однако Ламарк в своей теории опирался на ряд неверных исходных положений, из – за которых ему не удалось решить вопрос о соотношении внутренних и внешних факторов эволюции.

Подлинная революция в  биологии связана с появлением в 1895 г. теории эволюции Ч.Р. Дарвина, построено на трех постулатах: изменчивости, наследственности и естественном отборе. Изменчивость – это способность организмов приобретать новые свойства и признаки и изменять их по разным причинам.  Именно изменчивость является первым и главным звеном эволюции. Наследственность – это способность живых организмов передавать сваи свойства и признаки последующим поколениям. Естественный отбор – результат борьбы за существование; выживание и успешное размножение наиболее приспособленных организмов. Под действием естественного отбора группы особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки и приобретают на столько существенные отличия, что превращаются в новые виды.

Современная (синтетическая) теория эволюции появилась в конце 1920–х гг. Она представляла собой синтез генетики и дарвинизма. С этого времени стало возможным говорить об эволюционной биологии как о платформе, на которой происходит синтез разнородного биологического знания. Сегодня эволюционная биология – результат объединения двух потоков знания: эволюционного учения и знаний, полученных другими биологическими науками о процессах и механизмах эволюции. На протяжении ХХ в. содержание эволюционной биологии постоянно расширялось . Она дополнялась данными генетики, молекулярной биологии, палеонтологии и других наук. Многие ученые считают, что именно эволюционная биология сможет стать тем фундаментом, на котором появится теоретическая биология – цель биологов XXI в.

 

 

Заключение

Современную науку характеризует  смена парадигм, то есть сложившихся  научных стереотипов. Смена научной  парадигмы определяется, в первую очередь, переходом от антропоцентризма к биосфероцентризму, усиливающими процессами интеграции научного знания.

Сформировалась современная  научная картина мира как целостная  система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникшая в результате обобщения  основных естественно-научных теорий. Основой для формирования научной  картины мира является естествознание.

Современное естествознание представляет собой разветвленную  область научного знания о природе, характеризующуюся одновременно идущими  процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин  и ориентированную на интеграцию научных знаний. Каждая дисциплина естествознания видит в природе  свой аспект изучения. Это многообразие нашло свое отражение в большом  количестве концепций, посвященных  практически всем природным объектам, явлениям и процессам. Его отличают ясное понимание целостности  природы, эволюционный подход к ее изучению и к осмыслению результатов исследований, интенсивно идущие процессы интеграции разных научных направлений.

Динамика развития современной  науки столь впечатляюща, что  мышление вынуждено приспосабливаться  к смене научных парадигм еще  при жизни одного поколения. Это  свидетельствует о непреходящей ценности и значимости науки –  связующего моста между прошлым  и будущим современной культуры.

 

Список использованных источников:

  1. Бондарев В.П. Концепция современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов – М.: Альфа-М, 2003 – 464 с.;
  2. Ващекин Н.П., Ващекин А.Н. Концепция современного естествознания: Учебное пособие – М.: РИОР: ИНФРА-М, РАП, 2010 – 253 с.;
  3. Гусейнов М.К., Радшабов О.Р. Концепция современного естествознания: Учебник – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008.-540с.;
  4. Концепции современного естествознания: учеб.пособие / А.П. Садохин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега – Л», 2010. – 239 с.;
  5. Концепции современного естествознания: Учеб.пособие для вузов / А.А. Горелов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 380 с.;
  6. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004-317 с.;
  7. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов / В.В. Горбачев – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век». ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003 – 592 с.;
  8. Концепция современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 447с.;
  9. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 264 с.

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Концепции современного естествознания"