Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 19:06, контрольная работа
Цель написания контрольной работы заключается в том, чтобы раскрыть проблемы и результаты исследований в области естественных наук, ознакомиться с наиболее важными положениями, концепциями наук о природе в их взаимосвязи, развитии.
Введение…………………………………………………………………....3;
1. Развитие идеи атомизма от Демокрита до наших дней…………..4;
2. Искусство как метод формирования картины мира……………...9;
3. Электродинамическая картина мира……………………………..14;
4. Антропный принцип в современной науке………………….…..16;
5. Формирование биологической картины мира…………………...18;
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованных источников……………………………………24
Древний человек, маленький
и беспомощный перед грозными
явлениями природы, которых он не
мог объяснить, не мог предсказать
и не мог им противостоять, считал,
что кто-то, более могущественный,
чем он сам, правит миром. Самой первой
ступенью религиозности явилось
язычество, поклонение тотемам (растениям,
животным, камням), которое сохранилось
и до сих пор в культуре некоторых
народов мира. Это одухотворение
природы, наделение ее божественными
свойствами в более поздние времена,
в средние века, найдет свое отражение
в философском учении, называемом
натуралистический пантеизм (пан - все,
и греч. theos - бог), яркими представителями
которого были Д.Бруно и Б.Спиноза.
Фантастические представления о сверхъестественном
и игра воображения нашли свое отражение
в сказках, легендах и мифах народов мира.
Миф - это не знание, это скорее образное
представление о мире. Он выступает как
наиболее ранняя форма культуры, в которой
интегрированы зачатки эмпирических знаний,
веры, нравственности, эстетики, и представляет
собой первую наивную картину мира. Мифы
играли огромную роль в жизни людей. Задолго
до появления религии и науки, на протяжении
многих десятков тысяч лет они составляли
основу миропонимания человечества, утверждали
принятую на данном этапе развития общества
систему ценностей, норм и правил поведения.
В мифологическом миропонимании доминирует
природоцентрический подход, в котором
человек, несмотря на обладание разумом,
рассматривается равнозначным всем другим
существам природы. Миф уравновешивает
мир человека и мир природы, провозглашает
равенство этих миров устанавливает гармонию
между миром и человеком, природой и обществом,
обществом и индивидом и обеспечивает
внутреннее согласие человеческой жизни.
В недрах мифологии формируется
представление о сокровенных
эзотерических знаниях, доступных
ограниченному кругу избранных.
Большей частью это были знания,
полученные безвестными гениями
древности на основе инстинктивного
и чувственного восприятия мира, интуитивных
догадок и озарений. Непостижимые
разумом, невыразимые в логических
понятиях, они казались ниспосланными
богами, поэтому тщательно охранялись
и оберегались.
Воплощенные в мифах представления служили
предметом веры, на основе которой постепенно
сформировались культовые системы и монотеистические
религии. Возникновение мировых религий
означало новый уровень развития духовного
мира человека и его культуры. Но религии
не решают естественнонаучных проблем.
Главные вопросы, на которые они пытаются
ответить: кто сотворил этот мир, кто им
управляет и как нужно жить, следуя заветам
богов. Но так как ответа, обоснованного
с помощью объективного знания, они дать
не в состоянии, остается верить в сверхъестественные
божественные силы.
В поисках смысла и сути
жизни человека, его нравственной
опоры рука об руку с мифологией
и религией идет искусство - как форма
художественного отражения
Источником искусства
как и других видов творчества
древнего человека являлась природа
и деятельность по ее освоению. Первобытный
охотник подмечал грациозный полет
птицы, ярость, страдание и страх
убиваемых животных, цветовую гамму
окружающего мира и пытался отразить
их в примитивном рисунке. Это
было не слепое копирование окружающей
жизни, а ее переосмысление и воплощение
в цвете, звуке, движении, ритме. Самые
древние из них, найденные на стенах
пещер, в которых обитали первобытные
племена, насчитывают около 40 тысяч
лет. По мнению психологов, именно овладение
искусствами свидетельствует о
высоком уровне развития абстрактного
мышления. Это время и считается
временем появления человека разумного
- Homosapiens.
Искусство более, чем другие виды творчества,
связано с воображением и эмоциональностью
человеческой натуры, ощущением красоты
и гармонии окружающего мира. Это огромный
опыт многих поколений, запечатленный
в художественных произведениях, которые
дают возможность человеку пережить и
прочувствовать то, через что ему не довелось
пройти в реальной жизни. Оно расширяет
возможности человека в познании гармонии
и симметрии окружающего мира, обладает
великой силой и, воздействуя на психику
человека, пробуждает его интуицию, творчество,
облагораживает, поддерживает его устремления
к добру и способствует проявлению лучших
человеческих качеств. В нем человек познает
мир через художественный образ - через
собственное чувственное восприятие и
восприятие других людей, миропонимание
и осмысление. Художественный образ несет
в себе целостное духовное содержание,
в котором воедино слиты эмоциональное
и интеллектуальное, передает людям определенные
ценностные представления, эстетические
идеи и идеалы, воздействует одновременно
на мысли, волю и чувства людей.
В процессе становления цивилизации
сформировалась особая область человеческой
деятельности - наука, которая являясь
одним из компонентов культуры, выступает
способом получения объективных знаний
о мире и человеке, осуществляя одну из
важнейших функций культуры - познавательную.
В отличии от мифологии и религии, она
не пытается отвечать на вопрос: кто сотворил
этот мир. Главные ее вопросы: из чего все
произошло, как и почему так происходит.
Ответы на них она дает, основываясь на
объективном знании о явлениях и процессах
окружающего мира. Наука, как и любая система,
имеет определенную структуру и выполняет
специфические функции в жизни общества
и, прежде всего: познавательную, мировоззренческую,
преобразующую, общекультурную.
Ее первые ростки зародились около двух
с половиной тысяч лет назад в недрах античной
натурфилософии - способа получения объективных
знаний о мире на основе логики и доказательства.
Античные ученые разработали метод исследования,
который получил название - диалектика
(греч. dialektike -искусство вести спор; метод
познания явлений действительности в
их развитии через разрешение противоречий)
- учения о способах доказательства и опровержения.
Его развитие привело к появлению новых
логических и аналитических средств получения
и обработки информации и формированию
логико-понятийного мышления. Систематизация
получаемых таким способом знаний позволила
создать первые научные картины мира.
В процессе культурно-исторического развития
наука становится неотъемлемой частью
жизни общества. Вводятся новые понятия
и термины: пантеизм, гуманистический,
природоцентрический, интуиция, эзотерический,
иррациональный, трансцендентный, диалектика.
Электродинамика — раздел физики, изучающий электромагнитное поле в наиболее общем случае (то есть, рассматриваются переменные поля, зависящие от времени) и его взаимодействие с телами, имеющими электрический заряд (электромагнитное взаимодействие). Предмет электродинамики включает связь электрических и магнитных явлений, электромагнитное излучение (в разных условиях, как свободное, так и в разнообразных случаях взаимодействии с веществом), электрический ток (вообще говоря, переменный) и его взаимодействие с электромагнитным полем (электрический ток может быть рассмотрен при этом как совокупность движущихся заряженных частиц). Любое электрическое и магнитное взаимодействие между заряженными телами рассматривается в современной физике как осуществляющееся через посредство электромагнитного поля, и, следовательно, также является предметом электродинамики.
Чаще всего под термином
электродинамика по умолчанию понимается
классическая электродинамика; для
обозначения современной
Основным содержанием классической электродинамики является описание свойств электромагнитного поля и его взаимодействия с заряженными телами. Это описание, кроме определения основных объектов и величин, таких как электрический заряд, электрическое поле, магнитное поле, электромагнитный потенциал, сводится к уравнениям Максвелла в той или иной форме и формуле силы Лоренца, а также затрагивает некоторые смежные вопросы (относящиеся к математической физике, приложениям, вспомогательным величинам и вспомогательным формулам, важным для приложений, как например вектор плотности тока или эмпирический закона Ома). Также это описание включает вопросы сохранения и переноса энергии, импульса, момента импульса электромагнитным полем, включая формулы для плотности энергии, вектора Пойнтинга и т. п.
Иногда под
Первым доказательством
связи электрических и
В 1831 году Майкл Фарадей
экспериментально открыл явление и
закон электромагнитной индукции, ставшие
первым ясным свидетельством непосредственной
динамической взаимосвязи электрического
и магнитного полей. Он же разработал
(применительно к
В 1864 году Дж. К. Максвелл впервые
опубликовал полную систему уравнений
«классической электродинамики»
В 1895 году Лоренц завершил построение классической электродинамики, описав взаимодействие электромагнитного поля с (движущимися) точечными заряженными частицами.
В середине XX века была создана квантовая электродинамика — одна из наиболее точных физических теорий.
В 1970 – х гг. английский ученый Б.Картер сформулировал антропный принцип в двух вариантах (слабом и сильном).
Слабый антропный принцип
утверждает то, что мы предполагаем
наблюдать во Вселенной, должно удовлетворять
условиям, необходимым для присутствия
человека в качестве наблюдателя.
Этот принцип интерпретируется так,
что в ходе Эволюции Вселенной
могли существовать самые разные
условия, но человек – наблюдатель
видит мир только на этом этапе, на
котором реализовались условия,
необходимые для его
Более серьезное содержание
заложено в сильном антропном
принципе, согласно которому Вселенная
должна быть такой, чтобы в ней
на некоторой стадии эволюции мог
существовать наблюдатель. По существу,
в нем идет речь о случайном
или закономерном происхождении
«тонкой подстройки» Вселенной.
Признание закономерного
Данная интерпретация сильного антропного принципа напоминает слабый антропный принцип. Действительно, в слабом принципе идет «отбор» эпохи и места под Вселенной, пригодных для жизни. А в сильном случае из ансамбля миров «отбирается» подходящая для жизни Вселенная.
В родившейся Вселенной потенциально было заложено ее будущее, а процесс развития приобретает целенаправленный характер. Появления разума не только заранее «запланировано», но имеет определенное предназначение, которое проявит себя в последующем процессе развития. Это – телеологическая интерпретация сильного антропного принципа, возрождающая старые теологические споры о божественном замысле.
Существует финалистский антропный принцип, предложенный Ф.Типлером: во Вселенной должна возникнуть разумная обработка информации, и, раз возникнув, она никогда не прекратится. Это – очень необычное для физика предсказание, основанное на идее, что природе небезразлична судьба разума.
В таком случае можно допустить, что существует неизвестные нам пока природные механизмы, обеспечивающие успешное прохождения Вселенной через все ключевые пункты эволюции вплоть до образования в ней Сознания. Этот принцип является еще более жестким, чем сильней антропный принцип, ведь в соответствии с ним устройство Вселенной должно обеспечивать необходимые условия не только для возникновения жизни разума, но и для их вечного существования.
Биология – составная часть естествознания; совокупность наук о живой природе, многообразие существовавших и существующих живых организмов, их строении и функциях, происхождении, распространение и развитие, связях друг с другом и с неживой природой. Биология изучает закономерности живого во всех его проявлениях (обмен веществ, воспроизводство, наследственность, изменчивость, приспособляемость и др.).
В своем развитии биология прошла длительный и трудный путь, включающий в себя три наиболее крупных этапа, принципиально различающихся между собой главной идеей: период систематики, период биологии микромира и эволюционный период. Они не имеют четких временных границ и резких переходов. Более того, поскольку биология еще не вышла на уровень теоретических обобщений и не имеет собственной научной картины мира, она существует в виде натуралистической, физико-химической и эволюционной биологии. Каждая из них появилась в соответствующий период развития биологической науки.
Биология развивалась как описательная наука о многообразных формах, видах и взаимосвязях животного мира. Главной ее задачей было изучение природы в естественной состоянии. Для этого явления природы наблюдались, описывались и систематизировались. Началом научного подхода послужила постоянно растущая совокупность практических знаний, получаемых человеком в процессе его взаимодействия с окружающим миром, которую необходимо было структурировать. Требовалось обобщить знания и об объектах, составлявших предмет практических интересов человека.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Концепции современного естествознания"