Концепция «своевременного» производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:47, лекция

Краткое описание

Тогда японская автомобилестроительная компания “Toyota” на основе теории управления запасами разработала и стала активно внедрять на своих заводах комплексную систему организации и управления производством, получившую в дальнейшем название системы “Toyota”
Основные составляющие новой системы “Toyota”:
Система оперативного управления производством принципиально нового «тянущего» типа (Pull system), которую позже американцы назвали “Just-In-Time” (JIT).
Поддерживающая ее информационная система KANBAN (по-японски – «карточка»).

Файлы: 1 файл

Концепции «своевременного» производства..doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Концепция «своевременного» производства

«Just-In-Time»

(JIT – «точно в срок»)

является наиболее известной, революционной по своей значимости и широко распространенной сегодня  в мире концепцией управления производством, появившейся в конце 1950-х годов.

Тогда японская автомобилестроительная компания “Toyota” на основе теории управления запасами разработала и стала активно внедрять на своих заводах комплексную систему организации и управления производством, получившую в дальнейшем название системы “Toyota”

Основные составляющие новой системы “Toyota”:

  • Система оперативного управления производством принципиально нового «тянущего» типа (Pull system), которую позже американцы назвали “Just-In-Time” (JIT).
  • Поддерживающая ее информационная система KANBAN (по-японски – «карточка»).

 

Это комплексная система  организации и управления производством  компонент и сборкой в автомобилестроении, для которого характерен массовый тип  производства с большим числом модификаций  одновременно выпускаемой продукции  и ускоренным их обновлением.

Система “Toyota” предполагает:

  • Обеспечение и постоянное улучшение качества продукции на всех стадиях ее разработки и производства.
  • Устранение ненужных (излишних, избыточных)  элементов производственного процесса.
  • Сокращение межоперационного (межзвенного) времени и длительности производственного цикла.
  • Снижение величины межоперационных (межзвенных) заделов и запасов.
  • Гибкое реагирование на колебания потребительского спроса.
  • Возможность организации работы поточных линий с переменным ритмом.
  • Активизацию «человеческого фактора» в производстве.

 

Стратегические  цели системы “Toyota”:

  • Сокращение издержек производства.
  • Снижение цены продукции.
  • Расширение рынков сбыта.
  • Рост объемов продаж.
  • Рост массы прибыли.
  • Расширение объемов производства.

 

Основные элементы системы “Toyota”:

  • Обеспечение и непрерывное улучшение качества продукции на всех стадиях разработки и производства.
  • Комплексная инженерная подготовка и непрерывное совершенствование технологии производства.
  • Построение производственных структур на базе поточных линий с предметно-групповой формой организации.
  • Организация непрерывного движения материального потока и работы поточных линий с переменным ритмом.
  • Организация точного взаимодействия относительно автономных производственных подразделений на основе горизонтальных связей.
  • «вытягивание» продукции с предыдущего технологического звена, а не ее «выталкивание» в последующее звено.
  • Обеспечение гибкости производства.
  • Стимулирование новаторских идей и их внедрение в производство.

 

Система Just-In-Time 
(JIT – «точно в срок»)

Это система оперативного управления производством, предполагающая организацию непрерывного производственного  потока, способного к быстрой перестройке  и работающего без страховых  запасов, в котором осуществляется «вытягивание» из каждого предыдущего технологического звена каждым последующим требуемого количества предметов обработки точнов тот момент времени, когда в них возникла потребность.

Цели, на которые ориентирована  система JIT в рамках системы “Toyota”:

  • Регулирование выпуска товарной продукции в соответствии с колебаниями спроса.
  • Минимизация запасов и заделов всех видов, объемов незавершенного производства, длительности производственного цикла.
  • «выравнивание» загрузки производственных мощностей, сохранение возможностей к производству поточными методами в условиях частых изменений номенклатуры и объемов выпуска.

Традиционный  подход к удовлетворению спроса, реализуемый  в производственных системах «выталкивающего» типа

В условиях колебания  спроса его можно удовлетворить за счет текущего производства и использования запасов. Можно поддерживать объемы выпуска постоянными на уровне, достаточном для удовлетворения среднего спроса:

  • Когда спрос на уровне среднего, его удовлетворение происходит только за счет текущего производства, без использования запасов.
  • Когда спрос ниже среднего, его удовлетворение происходит за счет текущего производства, а избыток произведенной продукции направляется в запас.
  • Когда спрос становится выше среднего, его удовлетворение происходит за счет текущего производства и накопленных ранее запасов.

 

Принципиально иной подход к удовлетворению спроса в производственных системах «вытягивающего» типа

Этот подход заключается  в том, чтобы удовлетворять спрос только за счет текущего производства, без использования запасов (в идеале), регулируя объемы выпуска в точном соответствии с колебаниями спроса.

Используемая  для «вытягивания» система JIT

это средство устранения запасов, одинаково эффективное  для применения как во внутрипроизводственной сфере, так и в сфере осуществления  компаниями своих внешних связей. Различия касаются только сложности внедрения JIT – во внутренней среде компании это сделать проще, чем во внешней.

JIT первоначально была разработана для внутрипроизводственного использования.

 

Главная идея системы JIT

Устранить запасы за счет такой организации поставок в технологические цепи, когда материалы поступают в требуемом объемы в требуемое место точно к сроку.

Благодаря синхронизации  поставок с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием, подразделения работают «с колес» без запасов.

Проблема системы JIT

На практике оказалось сложно отследить изменение фактической потребности относительно плановой на интервале времени между двумя очередными поставками и своевременно известить об этом поставщика, внеся уточнение в заказ на поставку.

Сейчас обычно для решения указанной проблемы применяется метод «последовательного уточнения».

Метод «последовательного уточнения»:

В рамках среднесрочного производственного  плана или контракта на поставку (например, на год с разбивкой по кварталам) осуществляется последовательное уточнение (ежеквартально с разбивкой по месяцам, ежемесячно с разбивкой по неделям, еженедельно с разбивкой по дням и т.д.) потребности.

О применении информационных технологий

Доступное, экономичное  и эффективное управление запасами, как в производстве, так и в  закупках и распределении, началось с развитием современных информационных технологий и телекоммуникационных сетей в информационном обмене между  поставщиками и потребителями.

О периоде, предшествующем информационным технологиям:

Пока не было подобной возможности отсутствие оперативной  и точной информации о текущем  состоянии потребности и уточнении  заказов компенсировалось образованием буферных запасов (страховых и текущих). На это была нацелена система JIT: жестко выдерживать график межзвенных подач, предусматривающий поставки малыми партиями через малые периоды времени.

О периоде, предшествующем информационным технологиям:

Пока не было подобной возможности отсутствие оперативной и точной информации о текущем состоянии потребности и уточнении заказов компенсировалось образованием буферных запасов (страховых и текущих). На это была нацелена система JIT: жестко выдерживать график межзвенных подач, предусматривающий поставки малыми партиями через малые периоды времени.

Размещение у поставщика заказа на пополнение запасов происходит только тогда, когда у потребителя  их размер достигает критического уровня, а размер заказа зависит от прогнозируемой на предстоящий период потребности.

Отличительные черты JIT-подхода:

  • «вытягивание» поставок в цепи поставок.
  • Своевременность удовлетворения потребностей.
  • Минимальные запасы.
  • Короткие циклы поставок.
  • Небольшие партии поставок.
  • Ограниченное число партнеров по цепи поставок.
  • Высокое качество продукции и сопутствующего поставкам сервиса.

 

Результаты  внедрения JIT-подхода в системе “Toyota”

  • Сокращение полного цикла поставки на рынок новых автомобилей до 1 месяца (ведущие фирмы США имели цикл от 6 до 9 месяцев).
  • Полный оборот производственных фондов достиг 4 дней.
  • Уровень безубыточного снижения объемов производства составил 64%.
  • Производственные запасы сократились на 50%, товарные – на 8%.

 

Внедрение заняло около 10 лет. Это связано с тем, что JIT оказалась неспособной работать без соответствующего системного окружения.

Первоначальные попытки  американских и европейских конкурентов  тут же механистически перенести JIT в свое производство без учета этих факторов потерпели неудачу, они смогли внедрить JIT спустя 10 – 15 лет.

Система KANBAN

Это система информационной поддержки оперативного управления производством «вытягивающего» типа, представляющая собой непосредственный механизм «вытягивания» материалов в технологической цепи и основанная на строгом выполнении правил движения управляющей материальным потоком информации (карточек отбора и заказа).

Впервые компания “Toyota” применила систему KANBAN в 1972 г. для информационной поддержки системы JIT.

Карточки KANBAN

служат средством передачи информации в технологической цепи.

Они могут быть на бумажных носителях (например, в пластиковом конверте, прикрепляемом к контейнеру), цифровых или иных носителях.

Виды карточек KANBAN

  1. Заказа или производственные – несут информацию о том, сколько предметов нужно изготовить в месте производства и доставить на склад.
  2. Отбора или транспортные – сколько предметов нужно забрать со склада и доставить к месту потребности.

Виды карточек заказа и отбора

  1. Карточки заказа, предназначенные для использования при изготовлении изделий мелкими и крупными партиями.
  2. Карточки отбора внутренние (межоперационные и т.д.) и внешние (карточки поставщика, перевозчика и т.д.).
  3. Карточки срочного заказа (с красной полосой), дающие право пропускать заказ вне очереди).
  4. Карточки аварийного заказа (с двумя красными полосами), требующие снятия с обработки текущей партии и запуска аварийной.

Правила движения карточек запрещают:

  • Любое перемещение предметов без карточек.
  • Производство и отбор в количествах, превышающих указанное в карточка.
  • Перемещение предметов не в стандартной таре фиксированной емкости.
  • Загрузку брака в тару.
  • Наличие более одной карточки заказа и отбора на единицу тары.
  • Нарушение порядка запуска заказов в производство, задаваемого последовательностью поступления карточек заказа.
  • Нарушения правила о том, что число карточек, находящихся в обороте, должно быть минимальным.

Механизм «вытягивания»  предметов обработки в технологической  цепи с помощью карточек KANBAN

В технологической цепи выделяется звено «поставляющая  позиция - потребляющая позиция», которые  могут взаимодействовать между  собой только через назначенный им буфер (склад, накопитель, зону хранения).

Буфер предназначен для хранения оборотного (и, если нужно, страхового) запаса предметов  обработки в контейнерах, а также  для накопления пустых контейнеров.

Каждый контейнер имеет при  крепленную к нему одну карточку КANBAN:

  • карточку отбора - при движении от буфера к потребляющей позиции (контейнер полон) и от потребляющей позиции к буферу (контейнер пуст),
  • карточку заказа - при движении от буфера к поставляющей позиции (контейнер пуст) и от поставляющей позиции к буферу (контейнер полон).

 

  1. Замена карточек на контейнере происходит только в буфере.
  2. Карточки отбора движутся по кругу только во взаимодействии буфера с потребляющей позицией.
  3. Карточки заказа движутся по кругу только при взаимодействии буфере с поставляющей позицией.

Недостаток  системы KANBAN

При колебаниях спроса выше 10% (в любую сторону) укрупненного плана система начинает давать сбои.

Для компенсации колебаний спроса приходится использовать страховые  запасы.

Это противоречит идеологии JIT и снижает эффективность применения KANBAN.

Недостатки систем JIT и KANBAN в значительной степени устранены в более поздних системах JIT II и OPT.

OPT – это оптимизированная производственная технология, известная под названием «израйльский KANBAN». Она не только эффективно устраняет узкие места в цепи поставок, но и предотвращает их возникновение.


Информация о работе Концепция «своевременного» производства