Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 22:47, лекция
Тогда японская автомобилестроительная компания “Toyota” на основе теории управления запасами разработала и стала активно внедрять на своих заводах комплексную систему организации и управления производством, получившую в дальнейшем название системы “Toyota”
Основные составляющие новой системы “Toyota”:
Система оперативного управления производством принципиально нового «тянущего» типа (Pull system), которую позже американцы назвали “Just-In-Time” (JIT).
Поддерживающая ее информационная система KANBAN (по-японски – «карточка»).
Концепция «своевременного» производства
«Just-In-Time»
(JIT – «точно в срок»)
является наиболее известной, революционной по своей значимости и широко распространенной сегодня в мире концепцией управления производством, появившейся в конце 1950-х годов.
Тогда японская автомобилестроительная компания “Toyota” на основе теории управления запасами разработала и стала активно внедрять на своих заводах комплексную систему организации и управления производством, получившую в дальнейшем название системы “Toyota”
Основные составляющие новой системы “Toyota”:
Это комплексная система
организации и управления производством
компонент и сборкой в
Система “Toyota” предполагает:
Стратегические цели системы “Toyota”:
Основные элементы системы “Toyota”:
Система Just-In-Time
(JIT – «точно в срок»)
Это система оперативного управления производством, предполагающая организацию непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и работающего без страховых запасов, в котором осуществляется «вытягивание» из каждого предыдущего технологического звена каждым последующим требуемого количества предметов обработки точнов тот момент времени, когда в них возникла потребность.
Цели, на которые ориентирована система JIT в рамках системы “Toyota”:
Традиционный подход к удовлетворению спроса, реализуемый в производственных системах «выталкивающего» типа
В условиях колебания спроса его можно удовлетворить за счет текущего производства и использования запасов. Можно поддерживать объемы выпуска постоянными на уровне, достаточном для удовлетворения среднего спроса:
Принципиально иной подход к удовлетворению спроса в производственных системах «вытягивающего» типа
Этот подход заключается
в том, чтобы удовлетворять спрос толь
Используемая для «вытягивания» система JIT
это средство устранения запасов, одинаково эффективное для применения как во внутрипроизводственной сфере, так и в сфере осуществления компаниями своих внешних связей. Различия касаются только сложности внедрения JIT – во внутренней среде компании это сделать проще, чем во внешней.
JIT первоначально была разработана для внутрипроизводственного использования.
Главная идея системы JIT
Устранить запасы за счет такой организации поставок в технологические цепи, когда материалы поступают в требуемом объемы в требуемое место точно к сроку.
Благодаря синхронизации поставок с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием, подразделения работают «с колес» без запасов.
Проблема системы JIT
На практике оказалось сложно отследить изменение фактической потребности относительно плановой на интервале времени между двумя очередными поставками и своевременно известить об этом поставщика, внеся уточнение в заказ на поставку.
Сейчас обычно для решения указанной проблемы применяется метод «последовательного уточнения».
Метод «последовательного уточнения»:
В рамках среднесрочного производственного плана или контракта на поставку (например, на год с разбивкой по кварталам) осуществляется последовательное уточнение (ежеквартально с разбивкой по месяцам, ежемесячно с разбивкой по неделям, еженедельно с разбивкой по дням и т.д.) потребности.
О применении информационных технологий
Доступное, экономичное
и эффективное управление запасами,
как в производстве, так и в
закупках и распределении, началось
с развитием современных
О периоде, предшествующем информационным технологиям:
Пока не было подобной
возможности отсутствие оперативной
и точной информации о текущем
состоянии потребности и
О периоде, предшествующем информационным технологиям:
Пока не было подобной возможности отсутствие оперативной и точной информации о текущем состоянии потребности и уточнении заказов компенсировалось образованием буферных запасов (страховых и текущих). На это была нацелена система JIT: жестко выдерживать график межзвенных подач, предусматривающий поставки малыми партиями через малые периоды времени.
Размещение у поставщика заказа на пополнение запасов происходит только тогда, когда у потребителя их размер достигает критического уровня, а размер заказа зависит от прогнозируемой на предстоящий период потребности.
Отличительные черты JIT-подхода:
Результаты внедрения JIT-подхода в системе “Toyota”
Внедрение заняло около 10 лет. Это связано с тем, что JIT оказалась неспособной работать без соответствующего системного окружения.
Первоначальные попытки американских и европейских конкурентов тут же механистически перенести JIT в свое производство без учета этих факторов потерпели неудачу, они смогли внедрить JIT спустя 10 – 15 лет.
Система KANBAN
Это система информационной поддержки оперативного управления производством «вытягивающего» типа, представляющая собой непосредственный механизм «вытягивания» материалов в технологической цепи и основанная на строгом выполнении правил движения управляющей материальным потоком информации (карточек отбора и заказа).
Впервые компания “Toyota” применила систему KANBAN в 1972 г. для информационной поддержки системы JIT.
Карточки KANBAN
служат средством передачи информации в технологической цепи.
Они могут быть на бумажных носителях (например, в пластиковом конверте, прикрепляемом к контейнеру), цифровых или иных носителях.
Виды карточек KANBAN
Виды карточек заказа и отбора
Правила движения карточек запрещают:
Механизм «вытягивания»
предметов обработки в
В технологической цепи выделяется звено «поставляющая позиция - потребляющая позиция», которые могут взаимодействовать между собой только через назначенный им буфер (склад, накопитель, зону хранения).
Буфер предназначен для хранения оборотного (и, если нужно, страхового) запаса предметов обработки в контейнерах, а также для накопления пустых контейнеров.
Каждый контейнер имеет при крепленную к нему одну карточку КANBAN:
Недостаток системы KANBAN
При колебаниях спроса выше 10% (в любую сторону) укрупненного плана система начинает давать сбои.
Для компенсации колебаний спроса приходится использовать страховые запасы.
Это противоречит идеологии JIT и снижает эффективность применения KANBAN.
Недостатки систем JIT и KANBAN в значительной степени устранены в более поздних системах JIT II и OPT.
OPT – это оптимизированная производственная технология, известная под названием «израйльский KANBAN». Она не только эффективно устраняет узкие места в цепи поставок, но и предотвращает их возникновение.