Концепции сотворения мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

. В раскрытии и сравнении данных теорий состоит цель данной контрольной работы.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить предпосылки возникновения жизни на Земле
2. Раскрыть вышеперечисленные теории происхождения жизни, дать им характеристику и оценку вероятности.
3. Охарактеризовать современные воззрения на происхождение Жизни на Земле. Также дать им оценку.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Предпосылки возникновения жизни на Земле…………………....5
ГЛАВА 2. Теории происхождения жизни на Земле…………………………..7
2.1. Креационизм………………………………………………………………...7
2.2. Теория спонтанного зарождения…………………………………………...9
2.3. Космогенная теория……………………………………………………......11
2.4. Теория стационарного состояния………………………………………....14
2.5. Теория эволюции…………………………………………………………...15
ГЛАВА 3.Современные воззрения на происхождение
жизни на Земле………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………..30
Приложения……………………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 1.61 Мб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. Предпосылки возникновения жизни на Земле…………………....5

ГЛАВА 2. Теории происхождения жизни на Земле…………………………..7

2.1. Креационизм………………………………………………………………...7

2.2. Теория спонтанного зарождения…………………………………………...9

2.3. Космогенная теория……………………………………………………......11

2.4. Теория стационарного состояния………………………………………....14

2.5. Теория эволюции…………………………………………………………...15

ГЛАВА 3. Современные воззрения на происхождение

жизни на Земле………………………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………...29

Список литературы……………………………………………………………..30

Приложения……………………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема происхождения  жизни  приобрела  сейчас  неодолимое  очарование  для всего человечества. Она не только привлекает  к  себе  пристальное  внимание ученых разных стран и специальностей, но интересует вообще всех людей мира. Вопрос о появлении жизни на Земле интересовал еще ученых и философов древнего мира, в средние века ответ на него дала церковь. Тогда вопрос о происхождении жизни строился не на точных научных доказательствах, а на вере человека. В средние века церковь, как католическая, так и протестантская и православная, в происхождении жизни видела волю бога. Церковь имела в то время достаточно сил и возможностей для того, чтобы сделать это догмой, оспаривать которую не все осмеливались. Вопрос происхождения жизни еще тогда был актуален, в наше время мы имеем достаточно представлений о данном факте, поэтому тему своей контрольной работы я считаю актуальной.

Только в ХІХ веке начались более предметные научные поиски путей происхождения жизни на нашей планете. Они были сложными и тернистыми, и, в значительной мере, не завершены и в наше время. Все теории о происхождении жизни на Земле можно разделить на пять основных теорий: это эволюционная теория, теория творения, теория спонтанного зарождения, космогенная теория и теория стационарного состояния на Земле. В нашей работе мы детально постараемся обсудить эти теории и сделать вывод о том, какая из них более предпочтительна, а также раскроем теорию Опарина, имеющую в наше время особую популярность ввиду своей доказанности. В раскрытии и сравнении данных теорий состоит цель данной контрольной работы.

Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить предпосылки возникновения жизни на Земле
  2. Раскрыть вышеперечисленные теории происхождения жизни, дать им характеристику и оценку вероятности.
  3. Охарактеризовать современные воззрения на происхождение Жизни на Земле. Также дать им оценку.

В данной работе использованы труды таких ученых как Опарин и Дарвин, внесших неоценимый вклад  в развитие знания о всём живом на планете, а также труды и учения других, более молодых и современных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

 

Жизнь - одно из сложнейших, если не самое сложное явление  природы. Много веков существовало мнение, что живые организмы могут зарождаться непосредственно из неживых веществ. Думали, например что мыши, насекомые и бактерии сами собой, образуются из земли или гниющих нечистот. Однако наука уже давно установила, что грязь и отбросы не рождают сами по себе жизнь. Они только способствуют развитию яичек, отложенных мухами, червями и разнообразными насекомыми. Микроорганизмы также не могут самозарождаться из гниющих пищевых продуктов. В свежие пищевые продукты попадают обычно из воздуха споры микроорганизмов. Споры развиваются в микробы, а они-то и вызывают гниение или брожение. Это открыл еще в середине прошлого века знаменитый французский ученый Л. Пастер (используя простой прибор с колбой, имеющей удлиненное S-образное горло, Пастер опроверг ложное учение о самозарождении жизни, доказав, что без доступа органических веществ запечатанный в колбе раствор остается неизменным)1.

Опровержение теории самозарождения породило создание новой теории. Теперь принято было считать, что каждое живое существо произошло от другого подобного ему организма. А тот в свою очередь произошел от такого же организма. Так длинные цепи поколений поддерживают жизнь на Земле со времени ее возникновения. Данная теория приобрела название эволюционного учения, в основе которого лежали труды Чарльза Дарвина. Чарльз Дарвин в корне отрицает религиозную теорию, которая гласит, что растения животные и люди при «сотворении мира» были созданы богом примерно такими же, каковы они сейчас2. Следовательно, по религиозным представлениям, наша планета была с самого начала заселена одними и теми же видами живых существ. Он сумел научно доказать, что все современные нам высокоорганизованные существа произошли от организмов, более просто устроенных, путем эволюции, т. е. путем последовательного развития.

Исследование ископаемых остатков, сохранившихся в земной коре от некогда населявших нашу планету  живых существ, полностью подтвердило  учение Дарвина. Земля не всегда была заселена одними и теми же видами живых  существ. Ныне живущие существа возникли в результате последовательного  развития сравнительно просто устроенных живых организмов. Чем древнее ископаемые остатки организмов, тем проще устройство этих организмов. Как же возникли тогда первичные организмы - родоначальники всего живого на Земле? Перед таким вопросом остановился в раздумье и сам Дарвин3.

В конце прошлого века Ф. Энгельс высказал предположение, что  подобные примитивные живые существа могли возникнуть только в результате развития безжизненной материи. Однако в то время конкретно представить  себе последовательные ступени развития неживой материи в живые организмы  ученые еще не могли. Это удалось  лишь в XX в., когда было накоплено  достаточное количество научных  сведений.

Все ранее рождавшиеся  теории идеалистов, сторонников религиозных  течений и даже материалистов были несостоятельными и до конца необоснованными из-за нехватки знаний тогдашних ученых. И только с наступлением капитализма, который отличался прогрессом в науке и технике, когда был накоплен большой научный потенциал, стали зарождаться научно обоснованные теории о происхождении жизни на земле. В следующей главе подробно рассмотрим пять общепринятых теорий происхождения жизни на Земле.

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

 

2.1. Креационизм

Креационизм (от лат. Creare - создавать, форма creatio - создаю) – это философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых, утверждающая происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего - Бога.

Креационизм имеет два  источника. С одной стороны, своим  становлением он обязан священным текстам  христианской религии, утверждающим генезис  бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы. Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что вначале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Потом Бог постепенно произвел: в первый день мира – свет. Во второй день - твердь, или видимое небо. В третий – вместилища вод на земле, сушу и растения. В четвертый – солнце, луну и звезды. В пятый –  рыб и птиц. В шестой – животных четвероногих, живущих на суше, и, наконец, человека. Человеком творение кончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел своих. При сотворении все было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно4. С другой стороны, своим становлением он обязан целой серии научных фактов, объяснить которые невозможно с точки зрения эволюционизма. К таким фактам относится, например, невозможность естественного объяснения появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, всех форм духовной творческой активности – науки, искусства, религии. К таким фактам также относится отсутствие бесспорных научных данных в пользу доктрины прогрессивной биологической макроэволюции, к тому же противоречащей росту энтропии согласно второму закону термодинамики; невозможность редуцировать биологические явления к физическим, совершенная нерешенность проблемы физико-химического объяснения происхождения биологической жизни, что ставит под сомнение идею естественного самозарождения биологической жизни; невозможность для современной физики отказаться от антропного принципа, утверждающего, что значения всех физических и космологических величин обусловлены требованием возможности существование на Земле человека; противоречивость модели «вечно существующей вселенной», не согласованной со вторым законом термодинамики и наблюдаемому космическому микроволновому фону; научная обоснованность теории «Большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», в контексте которой утверждается существование начала вселенной во времени, под которым понимается начало расширения и т. д.

Среди течений креационизма наиболее представительными и сильными являются младоземельный креационизм (Young-Earth Creationism), настаивающий на буквальном следовании шестидневному творению Книги Бытия Ветхого Завета, и  староземельный креационизм (Old-Earth Creationism), где шесть дней творения интерпретируются как символическая формула - метафора, приспособленная к уровню восприятия людей различных эпох с различным  уровнем знаний, что, возможно, имеет  своим основанием в том, что слово  день (евр. «йом») не означает в Священном  Писании только сутки, но также часто  указывает на неопределённый отрезок  времени.

 

 

2.2. Теория спонтанного зарождения

Теория спонтанного зарождения жизни возникла в Вавилоне, Египте и Китае как альтернатива креационизму. В ее основе лежит понятие о  том, что под влиянием естественных факторов живое может возникнуть из неживого, органическое из неорганического. Она восходит к Эмпедоклу и  Аристотелю: определенные «частицы»  вещества содержат некое «альтернативное  начало», которое при определенных условиях может создать живой организм.

Аристотель на основе сведений о животных, которые поступали  от воинов Александра Македонского и  купцов-путешественников, сформировал  идею постепенного и непрерывного развития живого из неживого и создал представление  о «лестнице природы» применительно  к животному миру. Он не сомневался в самозарождении лягушек, мышей  и других мелких животных. Платон говорил  о самозарождении живых существ  из земли в процессе гниения.

Идея самозарождения получила широкое распространение в средневековье  и эпоху Возрождения, когда допускалась  возможность самозарождения не только простых, но и довольно высокоорганизованных существ, даже млекопитающих (например, мышей из тряпок). Например, в трагедии В. Шекспира «Антоний и Клеопатра» Леонид говорит Марку Антонию: «Ваши  египетские гады заводятся в грязи  от лучей вашего египетского солнца. Вот, например, крокодил...». Известны попытки  Парацельса разработать рецепты  искусственного человека (гомункулуса)5.

Гельмонт придумал рецепт получения мышей из пшеницы и  грязного белья. Бэкон тоже считал, что гниение – зачаток нового рождения. Идеи самозарождения жизни  поддерживали Галилей, Декарт, Гарвей, Гегель,

Против теории самозарождения в XVII в. выступил флорентийский врач Франческо Реди. Положив мясо в  закрытый горшок, Ф. Реди показал, что в гнилом мясе личинки мясной мухи не самозарождаются. Сторонники теории самозарождения не сдавались, они утверждали, что самозарождение личинок не произошло по той лишь причине, что в закрытый горшок не поступал воздух. Тогда Ф. Реди поместил кусочки мяса в несколько глубоких сосудов. Часть из них он оставил открытыми, а часть прикрыл кисеей. Через некоторое время в открытых сосудах мясо кишело личинками мух, тогда как в сосудах, прикрытых кисеей, в гнилом мясе никаких личинок не было6.

В XVIII в. теорию самозарождения жизни продолжал защищать немецкий математик и философ Лейбниц. Он и его сторонники утверждали, что в живых организмах существует особая «жизненная сила». По мнению виталистов (от лат. «вита» - жизнь), «жизненная сила»  присутствует всюду. Достаточно лишь вдохнуть ее, и неживое станет живым».

Микроскоп открыл людям микромир. Наблюдения показывали, что в плотно закрытой колбе с мясным бульоном или сенным настоем через некоторое  время обнаруживаются микроорганизмы. Но стоило прокипятить мясной бульон в течение часа и запаять горлышко, как в запаянной колбе ничего не возникало. Виталисты выдвинули  предположение» что длительное кипячение  убивает «жизненную силу», которая  не может проникнуть в запаянную  колбу. В XIX в. Даже Ламарк в 1809 г. писал о возможности самозарождения грибков.

С появлением книги Дарвина  «Происхождение видов» вновь встал  вопрос о том, как же все-таки возникла жизнь на Земле. Французская Академия наук в 1859 г. назначила специальную  премию за попытку осветить по-новому вопрос о самопроизвольном зарождении. Эту премию в 1862 г. получил знаменитый французский ученый Луи Пастер.

Пастер провел эксперимент, соперничавший по простоте со знаменитым опытом Реди. Он кипятил в колбе  различные питательные среды, в которых могли развиваться микроорганизмы. При длительном кипячении в колбе погибали не только микроорганизмы, но и их споры. Помня об утверждении виталистов, что мифическая «жизненная сила» не может проникнуть в запаянную колбу, Пастер присоединил к ней S-образную трубку со свободным концом. Споры микроорганизмов оседали на поверхности тонкой изогнутой трубки и не могли проникнуть в питательную среду. Хорошо прокипяченная питательная среда оставалась стерильной, в ней не наблюдалось самозарождения микроорганизмов, хотя доступ воздуха (а с ним и пресловутой «жизненной силы») был обеспечен.

Так было доказано то, что  в наше время какой бы то  ни было организм может появиться только из другого живого организма. И данная теория потеряла свою истинность, уступая место новым концепциям происхождения живого.

 

2.3. Космогенная теория

Наряду с остальными теориями происхождения жизни на Земле, предполагается и идея космического посева (панспермии), высказанная еще в V в. до н. э. греческим философом Анаксагором. По его учению, жизнь возникла из семени, которое существует «всегда и везде». Возрождение этой идеи - естественная реакция на кризис в вопросе происхождения жизни, в который попало естествознание в середине XIX в. Тогда этот вопрос выглядел принципиально неразрешимым. И снова выход ищут в самозарождении или привнесении зародышей жизни с других космических тел.

Информация о работе Концепции сотворения мира