Классификация наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:17, реферат

Краткое описание

Наука – есть систематизирование познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий и так далее

Файлы: 1 файл

КЛАССИФИКАЦИИ НАУК.docx

— 44.82 Кб (Скачать)

Гуманитарные  же отрасли знания (философия, история, филология, культурология, правоведение, педагогика и проч.) четко осознают ограниченность формализованно-математических методов в изучении духовно-ценностных параметров социальной реальности и пытаются раскрыть их как бы «изнутри», не противополагая себе объект исследования, а «включаясь», «вписываясь» в него.

Эмпирической (фактической) базой гуманитарных наук являются, как правило, тексты (в  широком смысле этого слова) —  исторические, религиозные, философские, юридические, рисованные, пластические и т.д. Поэтому методы гуманитарно-научного знания диалогичны: исследователь текста ведет своеобразный диалог с его автором. Рождающиеся в результате такого диалога интерпретации текстов, т.е. устанавливаемые смыслы зафиксированных в них проявлений жизнедеятельности людей, не могут, разумеется, быть строго однозначными. Да к тому же они обязательно будут меняться с каждой новой исторической эпохой2.

У гуманитарного  знания и цели иные, нежели у социально-научного. Гуманитарное знание стремится объяснить  общественную жизнь, чтобы научиться ею управлять. Задача гуманитарного знания — дать возможность человеку понять, принять жизнь, полюбить и насладиться ею в итоге. Как в семье: вы сначала примите своего супруга таким, каков он есть, полюбите его, а потом уж пытайтесь направлять его поступки. Обратный порядок действий, как правило, к успеху не приводит.

Необходимо  так же сказать про предмет  наук о мышлении. Вместе с общественными  науками они составляют гуманитарные науки, т. е. науки о человеке. Но в  отличие от собственно общественных наук они имеют своим предметом, строго говоря, не сам по себе объект, например в виде общественных отношений, но объект, отражённый в общественном или же индивидуальном сознании человека (субъекта)1.

4. ХАРАКТЕРИСТИКА  ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

В дисциплинарной структуре классификации научного знания особое место занимают науки  технические.

К ним  относятся электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и  др. Предмет их исследований — техника, технология, материалы, т.е. вещная и  процессуальная стороны человеческой деятельности.

Главной особенностью технических наук считается  то, что конечной их целью выступает  не познание истины о природных процессах, а эффективное использование  этих процессов в производственной и иной деятельности человека. Поэтому большая часть технического знания может быть отнесена к разряду прикладного, которое принято отличать от знания фундаментального.

Различаются эти виды научного знания по своим  главным функциям. Предметная область того и другого при этом может быть идентичной, а соотношение объяснительной и практически-действенной функций — разным.

Всякая  возникающая наука неизбежно  проходит ряд стадий своего формирования, на которых пределами ее возможностей последовательно выступают2:

а) описание объекта;

б) его  объяснение;

в) предсказание поведения объекта в различных  ситуациях;

г) управление изучаемым объектом;

д) его искусственное воспроизведение.

Лишь  очень немногие науки добираются в своей эволюции до последней  стадии (а для некоторых это  вообще, наверное, невозможно: ну как  воспроизвести Большой взрыв  или даже рождение одной звезды?), но устремление к ней неизбежно. Научиться искусственно воссоздавать изучаемый объект — предел мечтаний любой науки.

Научное знание, успешно выполняющее первые три из перечисленных выше функций (описание, объяснение, предсказание), считают фундаментальным. Если же оно  располагает возможностью выполнять  хотя бы одну из двух оставшихся функций (управление и воспроизведение), то такое знание получает статус прикладного.

Соотношение фундаментальных и прикладных наук обычно выражают противопоставлением  «знания, что» «знанию, как». Задача прикладных наук — обеспечить практическое применение фундаментального знания, довести его  конечный продукт до потребителя.

Наука второй половины XX в. характеризуется взрывообразным ростом именно прикладного научного знания, экономическая эффективность и выгодность которого очевидны. Возникла даже опасность недооценки значения фундаментального научного знания, которое по природе своей затратно, и быстрой отдачи, как правило, не обещает. Однако прикладные науки не могут существовать и развиваться самостоятельно, без опоры на новации знания фундаментального. Как в нынешней экономике: наиболее быстрые и «легкие» деньги делаются в торговле и финансовой сфере, но ведь ясно, что подобная ситуация в длительном плане может сохраниться только в том случае, если есть, чем торговать и на основе чего заниматься финансовыми спекуляциями. Так и в науке. Перспектив роста у прикладного научного знания нет без развития его основы — фундаментальных наук1.

    5. ХАРАКТЕРИСТИКА  ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Науки о природе представляют собой  первую группу наук этого класса. В  итоге естественнонаучного познания, из его содержания должно быть полностью  элиминировано всё привнесённое от самого исследователя (субъекта) в процессе познания, в ходе научного открытия. Закон природы или естественнонаучная теория только в том случае оказываются правильными, если они объективны по содержанию. Однако элиминировать полностью субъективный момент можно и должно лишь в отношении содержания научного познания, но не его формы, поскольку последняя, несёт на себе неизбежный отпечаток познавательного процесса. К этой же первой группе наук примыкают математические и абстрактно-математизированные науки, относящиеся к числу таких наук, которые различаются между собой по своему объекту (предмету).

Очевидно, что когда мы говорим о естествознании, первое, о чем вспоминаем - это  физика. Физика - это, вне всякого  сомнения, самая фундаментальная, самая  всеобъемлющая из всех наук. Представление  о физике в умах многих людей совершенно справедливо сливается с понятием “знание”. Мир физики столь же велик, сколь неисчерпаем мир знаний. Один из крупнейших ученых нашего времени  Эрнест Резерфорд говорил: “Все науки  можно разделить на физику и коллекционирование марок”. Возможно, это преувеличение, но физика всегда оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на все  развитие науки.

Физика - это основная область естествознания, наука о свойствах и строении материи, о формах ее движения и изменения, об общих закономерностях явлений  Природы.

Нынешняя  физика вполне равноценна давнишней  натурфилософии, из которой возникло большинство современных наук. Одной  из таких наук является астрономия, наука о происхождении, строении и законах движения космических  тел. Астрономия старше физики. Фактически физика и возникла из нее, когда астрономия заметила поразительную простоту движения звезд и планет. Объяснение этой простоты и стало началом физики. На современном этапе развития астрономия и физика так сильно переплетаются, а их влияние друг на друга так  огромно, что порой трудно отличить, где кончается астрономия и начинается физика.

С физикой  тесно связана и химия. В свои младенческие годы химия почти целиком  сводилась к тому, что мы сейчас называем неорганической химией, т.е. химии  веществ, не связанных с живыми телами. Кропотливым трудом химиков (а также  алхимиков) открывались новые и  новые химические элементы, изучались  их связи друг с другом и их соединения, анализировался состав почвы и минералов. Со временем возникла еще одна область  химии - органическая химия, т.е. химия  веществ, связанных с жизненными процессами. В настоящее время химия - это одна из основных областей естествознания, наука о строении, составе, свойствах и взаимном превращении веществ.

Неорганическая  химия тесней всего, пожалуй, связана  с геологией, т.е. наукой о Земле. Если быть более точным, то говорить нужно не об одной, а о нескольких науках о Земле. К ним относятся, например, минералогия, или наука о минералах Земли; метеорология, или наука о погоде; сейсмология, или наука о процессах, протекающих в толще земной коры (горообразование, землетрясения и т.п.), и другие науки.

Органическая  химия неразрывно связана с биологией, наукой о строении и законах функционирования живых организмов, наукой о процессах, которые лежат в основе жизни. Строго говоря, биология - это тоже целая  система наук. Сюда относится, например, зоология, изучающая животный мир; ботаника, изучающая мир растений; физиология, изучающая процессы, протекающие в живых организмах, в частности, в организме человека; психология, изучающая процессы, связанные с деятельностью сознания, и др.

Все естественные науки оказывают огромное взаимное влияние друг на друга, они все  взаимосвязаны. Больше того, само деление  единой Природы на “предметы изучения”  люди придумали только для того, чтобы облегчить себе жизнь. Оглянитесь вокруг, разве мы видим химию или  физику? Конечно же, нет. Мы видим  сложный и удивительно прекрасный мир, которому по большому счету все  равно, что мы о нем знаем. Границы  отдельных наук размыты, а на стыке  различных наук возникают новые  науки. Так на стыке химии и  физики возникла физическая химия, на стыке физики и биологии - биофизика. Геофизика, геохимия, астрофизика,- все  это только небольшое число так  называемых смежных наук1.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимов О.Е. Естествознание: Курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 639 с. (стр. 11).
  2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003.
  3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Академический Проект, 2002.
  4. Кедров Б.М. Классификация наук. – М.: 1965. – 530 с.
  5. Концепции современного естествознания: Учебник для ВУЗОВ / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд, переработанное и дополненное. ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 317 с.( с. 8, 20-30).
  6. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В.Г. Торосян. – М.: Высшая школа, 2003. – 208 с.
  7. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: 2000. – 245 с.

1 Акимов  О.Е. Естествознание: Курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 11.

1 Концепции  современного естествознания: Учебник  для ВУЗОВ / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд, переработанное и дополненное. ЮНИТИ – ДАНА, 2004. С.20.

1 Горбачев  В.В. Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательский дом  «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство  «Мир и Образование», 2003. С.45.

1 На данную теория ссылается Кедров Б.М. Классификация наук. – М.: 1965. С.384.

1 Кедров  Б.М. Классификация наук. – М.: 1965. с.385.

2 Кедров  Б.М. Классификация наук. – М.: 1965. с.386.

1 Концепции  современного естествознания: Учебное  пособие / В.Г. Торосян. – М.: Высшая школа, 2003. с. 18.

1 Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: 2000. с. 45.

1 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Академический Проект, 2002. С. 34.

2 Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Академический Проект, 2002.С. 35.

1 Концепции  современного естествознания: Учебник  для ВУЗОВ / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд, переработанное и дополненное. ЮНИТИ – ДАНА, 2004. с. 23.

2 Акимов  О.Е. Естествознание: Курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 11.

1 Акимов  О.Е. Естествознание: Курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 11.

1 Акимов  О.Е. Естествознание: Курс лекций. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. с. 11.

Информация о работе Классификация наук