Эволюционные и революционные этапы развития естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 11:32, реферат

Краткое описание

Основными формами обобщения фактов в системе мира, которые обеспечивают, эволюционное ее развитие являются:

1 объяснение фактов в рамках существующей системы мира;

2 объяснение фактов путем введения дополнительных понятий, новых способов формализации или с помощью введения ограничений на принципы теории.

Файлы: 1 файл

Эволюционные и революционные периоды развития естествознания.doc

— 50.50 Кб (Скачать)
 

Эволюционные  и революционные этапы развития естествознания.

ИНЭ НЭ-2 1к 

Юрковский Алексей

    1. Введение

История человеческого познания - это история  возникновения, раз­вития и замены одних научных картин мира другими, которые возникают в недрах предыдущих и в процессе эволюции приближаются к объективной научной картине мира. Основными формами обобщения фактов в системе мира, которые обеспечивают, эволюционное ее развитие являются:

1   объяснение фактов в рамках существующей системы мира;

2 объяснение фактов путем введения дополнительных понятий, новых способов формализации или с помощью введения ограничений на принципы теории.

Нет сомнений в том, что наука развивается, т.е. необратимо качественно меняется со временем. Она постоянно наращивает свой объем, непрерывно разветвляется, усложняется и т. п. Развитие это оказывается неравномерным: с «рваным» ритмом, причудливым переплетением медленного кропотливого накопления новых знаний с «обвальным» эффектом внедрения в тело науки сумасшедших идей», перечеркивающих за непостижимо короткое время складывающиеся веками картины мира. Фактическая история науки внешне выглядит достаточно дробно и хаотично. .

  1. Понятие научной революции

Научная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания1. Историческими примерами научной революции могут служить переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики 16—18 вв., переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение элек­тродинамической картины мира (19 в.), создание квантово-релятивистской физики в начале 20 в. и др. 

Сама  наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Научное знание дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека. Научные знания выражаются в различных формах - в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Важнейшая особенность науки - в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится отразить мир таким, каким он существует как бы «сам по себе».

В истории  естествознания четко выделяются эволюционные и революционные периоды развития. Революции в естествознании связаны с изменениями способов познания, т.е. целостной системы средств научно-исследовательской деятельности, призванной воспроизводить содержание, сущность, качественное своеобразие целостного среза объективной реальности; основание этой системы выступают принципы фундаментальной теории в единстве с методологическими установками познания в данной науке (или группе наук). Научная революция - это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс качественного перехода от одного способа познания к другому, который отражает более глубинные связи и отношения природы. В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резкое изменение системы методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критика старых и утверждение новых ценностей познания. Этап научной революции сменяется периодом эволюционного развития науки. На эволюционном этапе своего развития наука опирается на сложившийся в ходе научной революции новый способ познания (парадигму, фундаментальную теорию), основания которого принимаются учеными уже без существенной критики, как новый, мощный и действенный инструмент познания.

Накопление  рациональных знаний о природе началось еще в первобытную эпоху. В древнегреческой культуре формируется идея о необходимости получения доказательного, обоснованного и систематического знания о мире, послужившая исходной основой для превращения донаучного познания природы в научное. В античной культуре происходит формирование первой научной картины мира, концентрированно воплощенной в механике, физике и космологии Аристотеля и геоцентрической системе Птолемея. В эпоху Возрождения происходит коренное преобразование способа познания природы. Естественнонаучные знания отпочковываются от философии и зарождается аналитическое исследование природы, классическое естествознание. Труд Коперника положил начало научной революции ХVI-ХVII веков, основным содержанием которой явилось создание классической механики как первой фундаментальной естественнонаучной теории.

В ХVIII в. естествознание вступает в эпоху  эволюционного развития. В первой половине ХVIII в. происходило утверждение  классической механики в качестве господствующей теории в системе естествознания. На базе методологических установок классической физики и классической астрономии складывалась вторая научная картина мира.

Рубеж ХIХ-ХХ вв. ознаменовался новой революцией в естествознании, результатом которой явилось создание неклассического естествознания, новой (третьей по счету) научной картины мира и новых систем методологических установок познания.

На  рубеже ХХI в. естествознание, по-видимому, вступает в новую историческую фазу своего развития - на уровень постнеклассической науки.

Для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных  и проблемно-ориентировочных форм исследовательской деятельности. Все чаще в определении познавательных целей науки начинают играть решающую роль не внутринаучные цели, а цели экономического и социально-политического характера. Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, изменяет свою структуру, характеризуется принципиальной необратимостью процессов и др. Среди таких систем особое место занимают природные комплексы, в которые включен сам человек ( объекты экологии, медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, системы человек-машина и др.)

Становление постнеклассической науки приводит к изменению методологических установок естественнонаучного познания. 
 

 

Эйнштейновская  революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила серия        открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности,         дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была         подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира –         убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между         неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

Фундаментальные основы новой картины мира:

общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и         времени привела к тому, что  все системы отсчета стали равноправными,         поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе  отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект, способа наблюдения и т.д.)   квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи).

Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную  научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной         истинностью.  Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в  космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание   очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.      Три глобальных революции предопределили три длительных периода развития науки, они являются ключевыми этапами в развитии естествознания. Это не   означает, что лежащие между ними периоды эволюционного развития науки были  периодами застоя

Концепция эволюции в биологии.

Чарльз  Дарвин - основоположник теории эволюции.

Учение  Дарвина -  "Происхождения видов  путем естественного отбора".                         Причины эволюции - борьба за существование  и  естественный отбор.                        Инструмент эволюции - изменчивость. При этом на первое    место по значению для эволюции видов Дарвин поставил   индивидуальную (неопределенную) изменчивость. Три вида борьбы за существование:

1. Внутривидовая

2. Межвидовая

З. Борьба с неблагоприятными условиями неживой природы.

Цель  эволюции по Дарвину - видообразование.      Слабым местом в учении Дарвина были представления о  наследственности.    Дженкин: "Если отбор оставляет  в живых те особи, которые   лишь незначительно отличаются от других, то уже при  следующем скрещивании наступает "поглощение" новых признаков, т.к. партнер по скрещиванию вероятнее всего  не имеет этого нового свойства - произойдет растворение признаков в потомстве".

Систематическая теория эволюции.

Систематическая теория эволюции основывается на принципах синергетики, в частности на принципе самоорганизации и саморазвитии сложных систем.  Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная предстает как развивающееся во времени природное целое, а вся история Вселенной от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю. В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность — направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной — от момента сингулярности до возникновения человека — предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Информация о работе Эволюционные и революционные этапы развития естествознания