Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:35, реферат
Целью работы является рассмотрение этнического конфликта как деструктивного фактора в обществе.
Задачи работы: Рассмотрение видов этнических конфликтов;
Выявление специфики протекания этнических конфликтов;
Анализ основных стадий этнических конфликтов.
Объект работы: общество.
Предмет работы: этнические конфликты.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 3
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 6
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Содержание
В психологии этнических
отношений исследуются три
Целью работы является рассмотрение
этнического конфликта как
Задачи работы:
Рассмотрение видов этнических конфликтов;
Выявление специфики протекания этнических конфликтов;
Анализ основных стадий этнических конфликтов.
Объект работы: общество.
Предмет работы: этнические конфликты.
Один из важных аспектов исторического развития состоит в неуклонном расширении этнических контактов. Развитие коммуникаций, рост мобильности населения, совершенствование средств массовой информации — все это разрушает замкнутость этносов, расширяет сферу их взаимодействия и взаимозависимости. Наряду с этим наблюдается и противоположная тенденция. В настоящее время в мире насчитывается свыше 2 тыс. этносов, среди которых 96,2% населения составляют этносы численностью в один миллион и более человек (их в мире 267). Происходит увеличение численности этносов и уменьшение малочисленных народов. Этнические общины стремятся сохранить себя, свой исторический опыт, культуру, самобытность.
По мнению ряда политиков, географов, социологов, существующие границы государств будут терять свое значение, если они не соответствуют языковым и территориальным границам проживающих там этносов. Результатом этой тенденции может стать увеличение числа независимых государств со 190 (в настоящее время) до 300 с лишним (через 25—30 лет). Нередко вторая тенденция оказывается определяющей в системе межэтнических отношений и часто приводит к межэтническим конфликтам.
Межэтнические конфликты представляют собой конфликты, происходящие между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтацию двух или нескольких этносов. В качестве типов межэтнических конфликтов можно выделить: межличностные, этносоциальные и межэтнические конфликты в строгом смысле термина.
По мере разрешения главных идеологических конфликтов XX в. затяжные этнические конфликты непременно станут заметными и ожесточенными. Важно уметь разобраться в истоках межэтнических конфликтов, знать и пути их урегулирования.
Этнический конфликт — тип социального конфликта, выражающийся в противоречии интересов, взаимной неприязни, эмоциональной вражде, противоречивом состоянии и действиях этносов по отношению один к другому.
Основные особенности межэтнических конфликтов:
Субъектом межэтнического конфликта является этническая группа.
Как и всякий конфликт, межэтнический конфликт играет как конструктивную, так и деструктивную роль.
Конструктивная роль межэтнического конфликта:
может привести к решению значимой этнической проблемы;
усиливает адаптационные возможности этноса. «Чем чаще и слабее происходят конфликты в социальной системе, тем вероятнее, что изменения в системе в результате приведут к повышению степени ее адаптированности и интегрированности».
Деструктивная роль межэтнического конфликта заключается в том, что он приводит к разрушению государства.
Факторы, усиливающие этнический конфликт:
Итак, межгрупповые отношения состоят из неразрывной связи конфликтов и сотрудничества, но главные проблемы для любого общества вносятся многочисленными конфликтами. Когда мы говорим – «межгрупповые конфликты», на ум приходят революции, религиозная нетерпимость, межэтнические столкновения, соперничество между полами, острые трудовые споры. Русско-американский социолог П.Сорокин подсчитал, что за 24 века в истории человечества на четыре мирных года приходится один год, сопровождающийся насильственными конфликтами – войнами, революциями, бунтами. Среди межгрупповых (или социальных в широком смысле слова) конфликтов обычно выделяют:
политические конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет;
социально-экономические (или социальные в узком смысле слова) – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и работодателями;
этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей1.
Итак, одними из наиболее значимых являются конфликты между этническими общностями. Однако можно согласиться с В.А.Тишковым, что этнических конфликтов в «чистом» виде фактически не существует. В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами, каждый из которых составляет питательную среду для другого. Не случайно, даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело – с этническим в политическом камуфляже или наоборот. По мнению Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: «В силу полиэтничного состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств..., фактически любой внутренний конфликт, социально-экономический или политический по своей природе, обретает этническую окраску, что, как правило, углубляет и осложняет возникающие противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон».
Исследователи предлагают самые разные классификации этнических конфликтов. При классификации по целям, которые ставят перед, собой вовлеченные в конфликт стороны в борьбе за ограниченные ресурсы, их можно подразделить на:
социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения):
культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности;
политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);
территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому – «родственному» с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства.
Социолога, политологи и этнологи, стремясь выделить конфликт из других близких феноменов, часто рассматривают его исключительно как реальную борьбу между группами, как столкновение несовместимых действий. Так, В.А.Тишков дает определение «...этнического конфликта как любой формы гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий». При таком понимании конфликта он оказывается стадией крайнего обострения противоречий, проявляющейся в конфликтном поведении, и имеет точную дату начала – как начала противоборств.
Но с точки зрения психолога, учитывающего динамику конфликта, само противоречие между группами, имеющими несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж), оказывается лишь одной из стадий конфликта – той стадией, которую обычно называют объективной конфликтной ситуацией. Любые межгрупповые отношения состоят из непрерывной связи конфликтов и сотрудничества. Разделяют несколько типов этнических конфликтов. Однако чистых типов практически не встречается. Более того, практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, независимо от их внутренней природы, обретают этническую окраску, что усугубляет их отрицательный эмоциональный фон.
С общесистемной или общесоциальной точки зрения большинство этнических конфликтов - это выражение объективно существующих противоречий между группами, которые имеют несовместимые цели в борьбе за ограниченные ресурсы (территорию, власть, престиж). Такие противоречия между этносами на Земле существуют, к сожалению, почти повсюду.
Чаще всего, как уже говорилось, напряженность существует между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством. Конфликт между ними в своем развитии проходит несколько стадий:
1. стадия скрытой (тлеющей) напряженности. Противоречия не осознаются, но сравнение между группами делается преимущественно в пользу своей.
2. стадия осознания
и эмоционального вызревания
конфликта. Стороны осознают
3. собственно конфликтное взаимодействие. Переход переходит, к счастью, далеко не всегда. Необходимым условием здесь служит нестабильность высокостатусного этноса, а "спусковые механизмы", как правило, эмоциональны или даже иррациональны. Пример: именно в ситуации нестабильности, вызванной развалом СССР, настали самые удобные моменты для "мщения за травмы" (конфликты между осетинами и ингушами, между азербайджанцами и армянами, грузинами и абхазами и т.д.). Стадия имеет тенденцию к саморазрастанию (эскалации) - от массовых ненасильственных действий (митинги и пр.) к столкновениям и военным действиям.
4. прекращение прямого
противодействия,
Психологическое направление
в изучении межэтнических конфликтов
связано с так называемой «теорией
фрустрации — агрессии — смещения».
Согласно ей конфликт между группами
— лишь проективный симптом внутренних
психических состояний индивидо
Негативные этнические предрассудки выступают лишь как инструмент на последней стадии развития агрессии (повод к ней), воплощаясь в конкретных этностереотипах.
Межэтнические конфликты — групповые. А в толпе агрессивность возрастает многократно, коллективная внушаемость также возрастает.
Разжигание ненависти
обуславливает