Гносеологическая схема религиозного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Хотя и в меньшей мере, но столкновения с наукой имеют место также в политике, искусстве, нравственности, да и в других сферах культуры. В антирелигиозной литературе науку сравнивали со светом, а религию - с тьмой и невежеством. Каждому советскому школьнику и студенту был известен тезис об их антагонистичности, который вошел в обыденное сознание как один из наиболее распространенных стереотипов господствовавшей идеологии.

Оглавление

Введение
Наука и религия: определения, функции, особенности
Гносеологическая схема религиозного познания
Список литературы

Файлы: 1 файл

наука и религия.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

     Человек осваивает мир различными способами. Наука как способ освоения мира - это тот способ, который ориентирован, прежде всего, на объективность отражения  действительности в сознании, на объяснение причин сущего, на проникновение в  сущность исследуемого. Это возможно осуществить, если использовать научный  метод, но научный метод предполагает знание законов природы.

     В современной науке сосуществуют как конкурирующие гипотезы о  происхождении жизни, стационарной и пульсирующей Вселенной. Рассмотренная  в динамике, развивающаяся наука  в качестве своего компонента может  включать в себя заблуждение - знание, не всегда характеризующееся полнотой. Поэтому в каждый конкретный момент времени сложно решить вопрос о рациональности той или иной концепции или  гипотезы. Начальные стадии существования  науки характеризовались критериальным типом рациональности, инструментальная рациональность характеризует науку, начиная с Нового времени. Во второй половине ХХ в. техногенная цивилизация столкнулась с очевидными проблемами, свидетельствующими о кризисе небывалого масштаба. Этот кризис порожден в конечном счете развитой наукой и выражен в ряде моментов, главные среди которых - проблема выживания человеческого рода как качественно своеобразной ступени в эволюции живой природы, проблема выведения человечества как рода за грань надвигающейся экологической катастрофы, исключение опасности уничтожения биосферы, наконец, проблема человеческих коммуникаций, проблема общения. Решение этих вопросов требует усилий глобального масштаба. В этих условиях ценность научно-технического прогресса приобретает проблематичный характер. 

     Ситуацию возможно изменить, придав научному прогрессу гуманистический облик. Такое возможно сделать с помощью религиозного воспитания человека, сформировав гуманистическое измерение научной рациональности, гармонизированное со сферой социальных ценностей, сделав гуманистические ориентиры определяющими в эволюции науки как сферы познания. Постигнув в полной мере социальности науки, ее связь с целостной культурой цивилизации, человек сможет науку гуманизировать. В конечном счете, человеку предстоит решить вопрос о взаимоотношении науки и рациональности с позиций гуманистического мироотношения, создав новую гуманистическую модель науки.

     Сегодня проблема синтеза “человек - наука - религия” звучит фантастически. Традиционная концепция гуманизма строится на толковании гуманизма как ценностных отношений, ориентированных на человека. Самоценно все то, что есть; являясь  самоценностью, существующее превращается в ценность для человека.

     Дегуманизация науки сегодня, дегуманизация современного научного рационализма, проявляющаяся  в утрате связи науки и человека, в технизации науки, в отчуждении знания от религиозного воспитания, потребительский характере науки, будет преодолен, но лишь через гуманистический опыт религии. Человек, желающий строить гуманное общество на научной основе, должен ввести в критерии научной рациональности фактор благочистивости. Тогда развитие науки пойдет по сути – «Все для блага планеты и человека». Методологически это означает приоритетное положение гуманистических критериев по отношению к прочим критериям научной рациональности.

     Масштабы  и интенсивность воздействия  научного прогресса на все наиболее существенные аспекты жизнедеятельности  общества и человека, на процессы социального  развития ставят задачу исследования взаимосвязи научного и социального  прогресса, особенностей взаимодействия человека и природы. Научный прогресс должен не только востребовать все  человеческие возможности, - творческие, духовно-практические, - но и служить  гарантом сохранения человеком его  человеческой духовной сущности в условиях, когда происходит радикальная научно-техническая  трансформация всего образа жизни  человека.

     Преодоление дегуманизации современной науки  и современной научной рациональности, ориентированное на новое понимание  гуманизма, формирует новую модель науки. В основе этой модели науки  лежит представление о так  называемой “понимающей рациональности”, представляющей новый гуманистический  тип научной рациональности. Откуда это определение и что характеризует  этот тип научной рациональности? Его основой становится проблема понимания: понимание постигаемого мира, понимание отношения к миру, наконец, понимание себя, человека, как части мироздания. Мир - самоцель, и человек - его составляющая, - столь  же самоценен. На этом базируется новый  гуманистический принцип научной  рациональности, именно он связан с  формированием новой гуманистической  модели науки.

     Сегодня проблема синтеза “человек - наука - гуманизм” звучит принципиально  ново. Новая гуманистическая модель науки, призванная исключить “человеческий  разрыв”, обнаруживает себя в науке: она словно отслаивается от гуманистических  аспектов.

     Религиозное мировоззрение (от лат. religio – святость) – это такая форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование тех или иных сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Специфическими чертами религии, как правило, считают веру и культ.

     Что для верующего человека является истиной? Что Бог существует –  это для него абсолютная истина и  потому столь же абсолютна истина, явившаяся в откровении, ибо она  от Бога. Добытая таким путем Истина становится неотъемлемой и внутренне  непреложной для того, кто отыскивает ее сам. Она побуждает уверовавшего действовать именно так и не иначе. Следовательно, у проблемы в религиозном познании, как и в научном, имеется две составляющих: проблема познания и проблема действия согласно знанию.

     Иерархия  религиозных ценностей имеет  точкой отсчета абсолютную ценность, абсолютное благо – Бога, что  отражено в так называемом законе божьем (люби Бога больше всего, ближнего своего – как себя самого), где  понятие любви выражает универсальную  движущую силу мира (дух мироздания). Свою жизнь человек может рассматривать  и в качестве средства, и в качестве цели. Если он рассматривает ее как  цель, все остальное должно быть средством, если как средство, то его  собственная жизнь становится равной жизни других существ в отношении  к чему-то большему, в случае веры – к Богу.

     Истина  для человека тоже должна иметь определенную ценность, поскольку на истину претендуют из практических соображений обоснования  действий. Уверенность в обладании  истиной позволяет делать выбор. Критерий истинности религиозного знания имеет психологический характер – это чистая радость. Чем сильнее  она проявлена в религиозном  переживании, тем реальнее воспринимается это состояние. Этот факт лежит в  основании всякой Веры. Он позволяет  определять, что для верующего  будет благим и, значит, истинным, а  что таковым не будет. 
 
 
 
 
 
 

     Гносеологическая  схема религиозного познания

     Процесс религиозного познания заключается  не в последовательном приближении  к абсолютной истине от одной относительной  истины к другой, а в непосредственном ее постижении через откровение. Абсолютное непознаваемо опосредовано, знание Его  – непосредственное. Верующий должен готовить себя для встречи с Абсолютным, внутренне совершенствуясь. Усилия, направляемые человеком на самого себя для познания своей сокровенной сущности и сущности мира, трансформируют весь облик верующего, способствуя возможности откровения.

     Процесс религиозного познания включает два  основных этапа: подготовку и волевое  устремление; акт знания, познавание, откровение.

     В христианской традиции эти этапы  имеют свои названия: любовь – воскрешение  – вознесение. В их основе лежит  универсальная идея, которая проявляется  в их онтологии и гносеологии: человек в отношении к своей  личности (душе) является переходным существом. В этих двух моментах особенно отчетливо  наблюдаемо различие между научным  познанием и религиозным познанием.

     Откровение. Особенностью религиозного познания является его метод – откровение. Откровение часто смешивают с особыми  психическими переживаниями. Что такое  откровение? Во-первых, творческое откровение – это не религиозное откровение. Хотя творческое откровение тоже не рационально  по природе, но оно может быть рационализируемо. Во-вторых, религиозная реальность открывается верующему персоналистически, как его личное переживание божества. Действительность божества не выводится из религиозного ощущения, но является содержанием самого ощущения.

     Религиозное познание происходит в процессе диалога, но чтобы этот диалог состоялся, как  и в научном познании, необходимы и способность, и воля, и духовный труд. В религиозном познании объект познания – Бог, но Бог в своей трансцендентности не может быть внешним предметом ни для опыта, ни для мысли, ни для эксперимента. Поэтому лишь в той мере, в какой Бог входит в мир человека, он становится доступен верующему. «Государство Божие внутри вас», – это значит, что лишь себя субъект может использовать в качестве средства познания, лишь изменяя себя самого, он формирует в себе способность к откровению. Откровение – это момент качественного изменения опыта. Религиозный опыт можно в общих чертах определить как переживание, связанное с чувством реального присутствия некоего высшего начала в бытии всех людей и всей Вселенной. Это ощущение дается в акте непосредственного «видения», исполненного для верующего такой же внутренней достоверности, какую имеет видение собственного «Я». Должен ли каждый сделать выбор между верой и наукой? Религиозное знание не может заменить собой привычного чувственно- рационального знания, необходимого как верующему, так и неверующему. Действительно ли, в таком случае, откровение доставляет абсолютное знание? Истина, как всегда, лежит посредине. Религиозное погружение в себя может приблизить (но лишь приблизить) человека к трансцендентным основаниям его души и, трансформировав, привести ее в согласие с реальностью. Значит, чем в большем противоречии с реальностью находится душа человеческая, тем больше она нуждается в религиозной вере.

     Важно понять, что главное в православном мышлении - не создание нового, а подключение  к кладезю христианской мудрости. Создание нового, столь ценное и  необходимое сейчас, в то далекое  время оценивалось как "самомышление", проявление греховности человеческой природы. Поэтому основным и главным являлось сохранение, трансляция во времени прошлого как постоянного настоящего.

     В христианской системе ценностей  человек есть высшее творение, Бог  есть центр мироздания. Бог - абсолютный творец - по замыслу Своему продолжает Себя в человеке. Именно здесь кроется  абсолютно новое понимание свободы  как возможности совершенствования  человечности и духовности.

     Заключение

     Времена, когда религия отвергала науку  давно прошли, времена, когда наука  отвергает религию проходят, и  надеюсь, скоро пройдут. Наука и  религия должны найти точки соприкосновения, потому что в них есть очень  много общего. Религиозные знания несут в себе духовность, терпимость к происходящему, познание Бога как  нечто далекое светлое, справедливое и доброе. Так и наука стремится  открыть все новые и новые  горизонты познания, хотя и делает она это порой топорно, во вред всему. Научный прогресс, если проанализировать историю, всегда был направлен вначале  на разрушение окружающего нас мира и нас самих, а уж после мы пользовались так называемыми благами цивилизации. А если совместить религиозное воспитание человека с научным прогрессом, в  современном мире, думаю, у нашей  планеты появилась бы надежда  на будущее. Ведь все во Вселенной  взаимосвязано, и поэтому ко всем научным открытия надо подходить  с точки зрения добра, дабы не навредить  миру, в котором мы живем, так как  мы ответственны за все плохое, что  сделали. Этому учит религия и  это должна понимать наука. И самое  главное не нужно высмеивать какие-то понятия и вещи, в писаниях, рассуждая  с научной точки зрения, ибо  мудрейшие говорили: «Чем больше я  знаю – тем меньше я знаю.

     Список  использованной литературы

  1. Ильин В.В. Научное образование и гуманистические ценности // Онтологическая проблема и современное методологическое сознание. - М., 1990.
  2. Степин В.С. Философия, наука, гуманизм // Человек, вып.3. - М., 1990.
  3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
  4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.
  5. Философия ТПУ 2002
  6. Философия ТПУ 2005
  7. Философия ТПУ 2007
  8. Мень А. История религии. T.I. M., 1991.
  9. Чаадаев П.Я. «Философские письма». 1829-31г.
  10. Князей В.И. Человек и технология. – Киев. 1990
  11. Проппер К. Логика и рост научного знания. Прогресс, 1983

Информация о работе Гносеологическая схема религиозного познания