Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:38, реферат
Хотя и в меньшей мере, но столкновения с наукой имеют место также в политике, искусстве, нравственности, да и в других сферах культуры. В антирелигиозной литературе науку сравнивали со светом, а религию - с тьмой и невежеством. Каждому советскому школьнику и студенту был известен тезис об их антагонистичности, который вошел в обыденное сознание как один из наиболее распространенных стереотипов господствовавшей идеологии.
Введение
Наука и религия: определения, функции, особенности
Гносеологическая схема религиозного познания
Список литературы
Человек осваивает мир различными способами. Наука как способ освоения мира - это тот способ, который ориентирован, прежде всего, на объективность отражения действительности в сознании, на объяснение причин сущего, на проникновение в сущность исследуемого. Это возможно осуществить, если использовать научный метод, но научный метод предполагает знание законов природы.
В
современной науке сосуществуют
как конкурирующие гипотезы о
происхождении жизни, стационарной
и пульсирующей Вселенной. Рассмотренная
в динамике, развивающаяся наука
в качестве своего компонента может
включать в себя заблуждение - знание,
не всегда характеризующееся полнотой.
Поэтому в каждый конкретный момент
времени сложно решить вопрос о рациональности
той или иной концепции или
гипотезы. Начальные стадии существования
науки характеризовались
Ситуацию возможно изменить, придав научному прогрессу гуманистический облик. Такое возможно сделать с помощью религиозного воспитания человека, сформировав гуманистическое измерение научной рациональности, гармонизированное со сферой социальных ценностей, сделав гуманистические ориентиры определяющими в эволюции науки как сферы познания. Постигнув в полной мере социальности науки, ее связь с целостной культурой цивилизации, человек сможет науку гуманизировать. В конечном счете, человеку предстоит решить вопрос о взаимоотношении науки и рациональности с позиций гуманистического мироотношения, создав новую гуманистическую модель науки.
Сегодня проблема синтеза “человек - наука - религия” звучит фантастически. Традиционная концепция гуманизма строится на толковании гуманизма как ценностных отношений, ориентированных на человека. Самоценно все то, что есть; являясь самоценностью, существующее превращается в ценность для человека.
Дегуманизация науки сегодня, дегуманизация современного научного рационализма, проявляющаяся в утрате связи науки и человека, в технизации науки, в отчуждении знания от религиозного воспитания, потребительский характере науки, будет преодолен, но лишь через гуманистический опыт религии. Человек, желающий строить гуманное общество на научной основе, должен ввести в критерии научной рациональности фактор благочистивости. Тогда развитие науки пойдет по сути – «Все для блага планеты и человека». Методологически это означает приоритетное положение гуманистических критериев по отношению к прочим критериям научной рациональности.
Масштабы
и интенсивность воздействия
научного прогресса на все наиболее
существенные аспекты жизнедеятельности
общества и человека, на процессы социального
развития ставят задачу исследования
взаимосвязи научного и социального
прогресса, особенностей взаимодействия
человека и природы. Научный прогресс
должен не только востребовать все
человеческие возможности, - творческие,
духовно-практические, - но и служить
гарантом сохранения человеком его
человеческой духовной сущности в условиях,
когда происходит радикальная научно-
Преодоление
дегуманизации современной
Сегодня проблема синтеза “человек - наука - гуманизм” звучит принципиально ново. Новая гуманистическая модель науки, призванная исключить “человеческий разрыв”, обнаруживает себя в науке: она словно отслаивается от гуманистических аспектов.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio – святость) – это такая форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование тех или иных сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Специфическими чертами религии, как правило, считают веру и культ.
Что для верующего человека является истиной? Что Бог существует – это для него абсолютная истина и потому столь же абсолютна истина, явившаяся в откровении, ибо она от Бога. Добытая таким путем Истина становится неотъемлемой и внутренне непреложной для того, кто отыскивает ее сам. Она побуждает уверовавшего действовать именно так и не иначе. Следовательно, у проблемы в религиозном познании, как и в научном, имеется две составляющих: проблема познания и проблема действия согласно знанию.
Иерархия
религиозных ценностей имеет
точкой отсчета абсолютную ценность,
абсолютное благо – Бога, что
отражено в так называемом законе
божьем (люби Бога больше всего, ближнего
своего – как себя самого), где
понятие любви выражает универсальную
движущую силу мира (дух мироздания).
Свою жизнь человек может
Истина
для человека тоже должна иметь определенную
ценность, поскольку на истину претендуют
из практических соображений обоснования
действий. Уверенность в обладании
истиной позволяет делать выбор.
Критерий истинности религиозного знания
имеет психологический характер
– это чистая радость. Чем сильнее
она проявлена в религиозном
переживании, тем реальнее воспринимается
это состояние. Этот факт лежит в
основании всякой Веры. Он позволяет
определять, что для верующего
будет благим и, значит, истинным, а
что таковым не будет.
Гносеологическая схема религиозного познания
Процесс религиозного познания заключается не в последовательном приближении к абсолютной истине от одной относительной истины к другой, а в непосредственном ее постижении через откровение. Абсолютное непознаваемо опосредовано, знание Его – непосредственное. Верующий должен готовить себя для встречи с Абсолютным, внутренне совершенствуясь. Усилия, направляемые человеком на самого себя для познания своей сокровенной сущности и сущности мира, трансформируют весь облик верующего, способствуя возможности откровения.
Процесс религиозного познания включает два основных этапа: подготовку и волевое устремление; акт знания, познавание, откровение.
В
христианской традиции эти этапы
имеют свои названия: любовь – воскрешение
– вознесение. В их основе лежит
универсальная идея, которая проявляется
в их онтологии и гносеологии:
человек в отношении к своей
личности (душе) является переходным существом.
В этих двух моментах особенно отчетливо
наблюдаемо различие между научным
познанием и религиозным
Откровение.
Особенностью религиозного познания является
его метод – откровение. Откровение
часто смешивают с особыми
психическими переживаниями. Что такое
откровение? Во-первых, творческое откровение
– это не религиозное откровение.
Хотя творческое откровение тоже не рационально
по природе, но оно может быть рационализируемо.
Во-вторых, религиозная реальность
открывается верующему
Религиозное познание происходит в процессе диалога, но чтобы этот диалог состоялся, как и в научном познании, необходимы и способность, и воля, и духовный труд. В религиозном познании объект познания – Бог, но Бог в своей трансцендентности не может быть внешним предметом ни для опыта, ни для мысли, ни для эксперимента. Поэтому лишь в той мере, в какой Бог входит в мир человека, он становится доступен верующему. «Государство Божие внутри вас», – это значит, что лишь себя субъект может использовать в качестве средства познания, лишь изменяя себя самого, он формирует в себе способность к откровению. Откровение – это момент качественного изменения опыта. Религиозный опыт можно в общих чертах определить как переживание, связанное с чувством реального присутствия некоего высшего начала в бытии всех людей и всей Вселенной. Это ощущение дается в акте непосредственного «видения», исполненного для верующего такой же внутренней достоверности, какую имеет видение собственного «Я». Должен ли каждый сделать выбор между верой и наукой? Религиозное знание не может заменить собой привычного чувственно- рационального знания, необходимого как верующему, так и неверующему. Действительно ли, в таком случае, откровение доставляет абсолютное знание? Истина, как всегда, лежит посредине. Религиозное погружение в себя может приблизить (но лишь приблизить) человека к трансцендентным основаниям его души и, трансформировав, привести ее в согласие с реальностью. Значит, чем в большем противоречии с реальностью находится душа человеческая, тем больше она нуждается в религиозной вере.
Важно понять, что главное в православном мышлении - не создание нового, а подключение к кладезю христианской мудрости. Создание нового, столь ценное и необходимое сейчас, в то далекое время оценивалось как "самомышление", проявление греховности человеческой природы. Поэтому основным и главным являлось сохранение, трансляция во времени прошлого как постоянного настоящего.
В
христианской системе ценностей
человек есть высшее творение, Бог
есть центр мироздания. Бог - абсолютный
творец - по замыслу Своему продолжает
Себя в человеке. Именно здесь кроется
абсолютно новое понимание
Заключение
Времена,
когда религия отвергала науку
давно прошли, времена, когда наука
отвергает религию проходят, и
надеюсь, скоро пройдут. Наука и
религия должны найти точки соприкосновения,
потому что в них есть очень
много общего. Религиозные знания
несут в себе духовность, терпимость
к происходящему, познание Бога как
нечто далекое светлое, справедливое
и доброе. Так и наука стремится
открыть все новые и новые
горизонты познания, хотя и делает
она это порой топорно, во вред
всему. Научный прогресс, если проанализировать
историю, всегда был направлен вначале
на разрушение окружающего нас мира
и нас самих, а уж после мы пользовались
так называемыми благами
Список использованной литературы
Информация о работе Гносеологическая схема религиозного познания