Гносеологическая схема религиозного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Хотя и в меньшей мере, но столкновения с наукой имеют место также в политике, искусстве, нравственности, да и в других сферах культуры. В антирелигиозной литературе науку сравнивали со светом, а религию - с тьмой и невежеством. Каждому советскому школьнику и студенту был известен тезис об их антагонистичности, который вошел в обыденное сознание как один из наиболее распространенных стереотипов господствовавшей идеологии.

Оглавление

Введение
Наука и религия: определения, функции, особенности
Гносеологическая схема религиозного познания
Список литературы

Файлы: 1 файл

наука и религия.docx

— 34.92 Кб (Скачать)
 

     Содержание 

     Введение

     Наука и религия: определения, функции, особенности

     Гносеологическая  схема религиозного познания

     Список  литературы 

Введение.                                                                                                                                                        История взаимоотношений религии и науки непроста и насыщена столкновениями. Это стало основанием для пропагандистской формулы «Религия - враг науки». Хотя и в меньшей мере, но столкновения с наукой имеют место также в политике, искусстве, нравственности, да и в других сферах культуры. В антирелигиозной литературе науку сравнивали со светом, а религию - с тьмой и невежеством. Каждому советскому школьнику и студенту был известен тезис об их антагонистичности, который вошел в обыденное сознание как один из наиболее распространенных стереотипов господствовавшей идеологии. 
Переосмысливая духовное наследие недавнего прошлого, обратимся к этому стереотипу. Вспомним, что главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Последователи религии недаром именуются верующими. Религия провозглашает непознаваемость Бога и ряда догм, таких, например, как «Святая Троица». Впрочем, непознаваемыми провозглашаются и глубинные тайны бытия. 
Наука же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Ее отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Наука низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно осмысленному. С этой позиции чудо -- порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: «Чем больше верят, тем больше чудес». 
Религиозная вера основана, прежде всего, на чувстве. Многое в ней от непосредственности, удивления перед мирозданием. Удивления, вызванного не плодами познания, но мистическим откровением. Научная деятельность основана на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями. Научный опыт постепенно накапливается в ситуациях, которые не допускают даже невольное влияние эмоций и пристрастий ученого на ход его исследований. 
Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия вынуждает верующего искать Бога в себе, в своем духовном мире. Наука обращена преимущественно к объективной сфере действительности и самого человека. Она обозревает действительность и человека как бы со стороны, намеренно очищая поиск знаний и его результаты от субъективной и тем более мистической окраски. 
Религия объясняет мир, опираясь на сказания «священных книг», каноны, догмы, свидетельства пророков, писания «святых отцов» и иных церковных авторитетов. Верующему не положено критиковать их, подвергать сомнению. Научное же объяснение мира - критично. Сомнение - долг ученого, а критичность - веление его профессиональной совести, его почерк, стиль мышления и деятельности на всех этапах исследования. 
Отмеченные различия и противоречия между религией и наукой еще более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания; религия не изучает мир, она объясняет его и ориентирует в нем, опираясь на верования. Столкновения между Церковью и наукой были обусловлены тем, что открытия последней нарушали ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и «священных книг». 
Борьба Церкви против свободомыслия - явление, свойственное всем конфессиям. Так, в 1656 г. амстердамские раввины подвергли «великому отлучению» («херем») философа Б. Спинозу за научную критику Библии. Анафема гласила: «Да будет он проклят и днем и ночью, да будет проклят, когда ложится и встает; да будет проклят и при выходе и при входе! Предупреждаем вас, что никто не должен говорить с ним ни устно, ни письменно, не оказывать ему какие-либо услуги, не проживать с ним под одной крышей, не стоять от него ближе, чем на четыре локтя, не читать ничего, им составленного или написанного!»

     РЕЛИГИЯ - (от лат . religio - набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам)

     НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и  теоретическая систематизация объективных  знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму  знаний, лежащих в основе научной  картины мира; обозначение отдельных  отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система  наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические  науки. Зародившись в древнем  мире в связи с потребностями  общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического  развития превратилась в важнейший  социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

     Формирование  научной картины мира впервые  было осуществлено Исааком Ньютоном. В основном труде "Математические начала натуральной философии" (1687) сформулированы понятия и законы классической механики, дана математическая формулировка закона всемирного тяготения  и т.д. В завершенном виде механика Ньютона явила собой классический образец научной теории вообще, сохранив это значение до настоящего времени.

     Трудами Ньютона был заложен фундамент  механистической картины мира и  механистического мировоззрения: из начал  механики, ее законов можно и нужно  вывести все явления природы. Мироздание во всех частях, формах и  видах существует и взаимодействует  по законам механики. Общество и  человек в своей жизнедеятельности  функционируют по законам механики. Научные открытия XIX−XX вв. привели  к необходимости пересмотра философской  и научной картины мира, что  нашло решение в диалектическом материализме, в котором отражается естественное убеждение человека в  том, что мир есть, он существует, наличествует, бытует здесь, всегда и  везде, образуя целостное единство конечного и бесконечного. Мир является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения людей. Мир имеет внутреннюю логику своего существования и развития, его существование объективно, то есть он реально предзадан сознанию и действию отдельных людей и общества в целом.

     В современной науке абстрактное  чистое бытие не только не находит  эквивалента при обобщении новых  тенденций, но эти тенденции требуют, чтобы исходные понятия религиозного анализа не претендовали на априорный  характер, обладали богатством определения, были конкретными.

     Наука XX века достигла огромных успехов в  познании структуры и закономерностей  развития Вселенной. Различают следующие  основные структурные элементы Вселенной: мегамир − мир космических объектов; макромир − мир объектов нашей планеты; микромир − мир элементарных частей. В особые структурные группы выделяют неживую природу, живую природу и социально-организованную природу. Научная картина мира является важнейшим блоком оснований научного знания, на основе которого формируются специальные картины мира. Вторым важнейшим блоком научного знания являются идеалы и нормы научного познания.

     Третьим блоком основания науки являются философские идеи. Современная наука  выполняет и социальные функции:

     1) функция культурно-мировоззренческая;

     2) функция непосредственной производительной  силы;

     3) функция социальной силы в  решении назревших социальных  проблем.

     Философские интуиции Чаадаева изложены в знаменитых восьми "философических письмах", из которых только одно при жизни  было напечатано в России (журнал "Телескоп" 1836 г.). Чаадаев впервые в русской  истории связал вопросы сознания, культуры и смысла истории в единую проблему человеческого бытия, которое  имеет иерархическую структуру. Вершина - Бог; Его эманацией является всеобщее сознание, отождествляемое  с сознанием надындивидуальным. Следующая сфера - сознание индивидуальное. Самый низкий уровень - природа как  феномен человеческого восприятия и деятельности.

     Надындивидуальное, коллективное сознание, с одной стороны, это незамутненная ясность, приближающаяся к божественному ведению, а с  другой стороны - это та сфера духовной социальности (идеалы, вкус, нормы, суждения и т.п.), которая является основой жизнедеятельности и транслируется во времени как самоочевидное, не требующее доказательств. Вслед за Декартом эту сферу духовности Чаадаев называет "врожденными идеями", которые являются основой суждений a priori, с которых начинается вхождение человека в мир. Путь к Богу у Чаадаева - не аскеза и индивидуалистическое самосовершенствование, а, напротив, стремление к преодолению в человеке узко индивидуального начала "ив замене его существом совершенно социальным". Это и есть, по Чаадаеву, "растворение" себя в Боге и обретение "безличности" как высшей социальности. Он писал: "Только когда человек отрешится от "пагубного Я", он выйдет за пределы времени и пространства в беспредельность и вечность бытия".

     Характерной особенностью современной эпохи  является интенсивное развитие науки, возрастание ее вклада в социальный прогресс, последовательность и планомерность  применения результатов научного прогресса  в обществе. Наука выполняет роль основы, инструмента и метода управления и прогнозирования общественного развития. Человечество достигло техногенной цивилизации, характеризующейся высоким уровнем развития производительных сил, сложной и динамичной системой общественного управления неограниченными возможностями развития сущностных сил личности. Техногенный тип цивилизации характеризуется процессом функциональной перестройки науки, превращением ее в непосредственную производительную силу развитого общественного производства. Это сопряжено с совершающимися техническими и научно-техническими революциями, с качественными преобразованиями “неорганического тела человека” - предметной среды, созданной им, с формированием динамичных социальных связей. Техногенная цивилизация возникла в XVII - XVIII в. и характеризуется рациональностью.

     Основополагающая  роль в развитии этого типа цивилизации  принадлежит науке. Именно разум  вывел человека из объектных отношений, разум создал отношения субъектно-объектные, создал собственно человека и культуру как среду его обитания. Между  тем возникла ситуация, когда неограниченные возможности науки, породившие ее культ, пришли в противоречие с теми проблемами, которые взрастила наука. Наука - смысловой центр, душа человеческой культуры, - вывела человечество на грань экологической катастрофы. Она создала возможности быть используемой против человека, и человечество драматически переживает ситуацию, в которой наука не смогла разрешить глобальные проблемы: сохранить среду обитания, разрешить проблему ядерного разоружения, разрешить демографическую проблему, и в целом решить трагическую проблему ХХ в. - проблему выживания. И разве только это? Кажется, что вера в разум терпит крушение, а мы, характеризуя жизнедеятельность общества, все чаще и чаще обращаемся к термину “дегуманизация”.

     Наука выступает в качестве существенного  достижения цивилизации, однако человек  драматически переживает успех разума: наука многое обещает, и она же реально угрожает человеку. Так совершающаяся  компьютерная революция меняет формы  и характер интеллектуальной деятельности, меняет психологию человека. Человек  освобождается от рутинных процедур, они передаются машине, но дополнительные резервы времени используются для  продуцирования продуктов интуиции неэффективно. Для их появления нужен  инкубационный период, который, возможно, совпадает со временем выполнения этих рутинных, механических процедур. К  примеру, компьютер становится средством, стимулирующим развитие знания в  гуманитарных науках. Одновременно осознается необходимость проникновения в  него идеалов, норм, ценностей гуманитарного  познания, необходимость гуманитаризации компьютерной науки. Использование компьютера требует сегодня формирования особого видения мира - системно-кибернетической онтологии. Значительны и социальные последствия компьютеризации. Компьютеризация пронизывает сферу управления, обслуживания, систему образования.

     В условиях массовой компьютеризации  межличностные и социальные контакты меняют свою суть, может быть ослаблена  субъективная мотивация к активности. Искусственные языки лишены духовности, в них нет скрытого смысла. В  этих условиях развитие творческих механизмов человеческого мышления будет затруднено.

     Эта ситуация порождает настороженное, недоверчивое отношение к науке, порождает понимание того, что  старый тип рациональности в науке  исчерпал свои возможности и стал опасен для человека. В науке, ориентированной  на этот тип рациональности, человек  исключен из познавательного процесса, а знание, отделенное от человека, - объективистское, бездушное знание. Воистину, рациональность вытеснила  разум. Что представляет собой научная рациональность, каковы ее границы и роль в жизни общества? Ответить на этот вопрос невозможно, не выяснив, что есть рациональность вообще. Проблема эта - отнюдь не только теоретического свойства, это актуальнейшая жизненная проблема. Она взращена техногенной цивилизацией.

     Наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является переработка и теоретическая  систематизация объективных знаний о действительности. Наука - особая форма отражения реальности, та форма, существование которой невозможно вне системы методов, норм, идеалов  и того, что выполняет роль критериев научности (объективность, системность, интерсубъективность, логическая непротиворечивость). Являясь формой познания действительности, наука представляет собой рациональное освоение научного познания как предпосылки объективности научного знания, обретающего всеобщий и кумулятивный характер благодаря рациональности как свойства научного знания. Безусловно, рациональность характеризует не только сферу науки, это специфическая особенность не только в области теоретического мышления. Любая область, характеризующаяся ценностными отношениями, может быть охарактеризована посредством использования категории “рациональность”. А.Эйнштейн сказал однажды, что Достоевский сыграл в появлении теории относительности роль значительно большую, чем Гаусс, показав, что искусство и “чистая мысль”, научное творчество связаны в едином процессе: разумное невозможно вне интуиции, реализующей эвристическую функцию разума, а художественное сознание - то, что оттачивает, шлифует интуитивную способность исследователя. Можно сказать, что любая духовная и практическая деятельность, включающая в себя элемент познавательной деятельности и поэтому представляемая как феномен сознания, характеризуется рациональностью, что не исключает различия в критериях рациональности, скажем, в деятельности научной, эстетической, религиозной.

Информация о работе Гносеологическая схема религиозного познания