Естествознание. Понятие, предмет, цели и методы естествознания. Достижения в области естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:55, реферат

Краткое описание

Выделение человека из мира животных обязано интенсивному развитию его интеллекта. Но его взаимоотношения с окружающей Природой еще долго оставались такими же, как и у всех живых существ. Появляясь на свет, он руководствовался врожденными инстинктами и собственным опытом под опекой родителей: учился находить себе пищу, отличать врагов от друзей, ориентироваться в пространстве и выживать в самых разных условиях.

Оглавление

Естествознание – неотъемлемая часть культуры. (Введение). . . . . стр.1 – 2
Понятие, цели и закономерности естествознания. . . . . . . . . . . . . . .стр.3 – 5
Методы и средства естествознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.6 – 7
Достижения в области естествознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.8 – 13

Файлы: 1 файл

Естествознание реферат.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

 В 40-х  годах XIX в. идея единства форм движения (так называемых "сил" природы) и их взаимной превращаемости прочно пустила корни в естествознании. Учение об энергии в это время разрабатывали многие выдающиеся естествоиспытатели в разных странах: в Германии - Р.Майер (1814-1878) и Г.Гельмгольц (1821-1894), в Англии - Дж.Джоуль (1818-1889) и У.Р.Гров, в Дании -Кольдинг и т.д. 

 Юлиус Роберт Майер (1814-1878), немецкий естествоиспытатель и врач, в 1842 г. первым сформулировал закон сохранения и превращения энергии и теоретически рассчитал механический эквивалент теплоты. Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889), английский физик, экспериментально обосновал закон сохранения и превращения энергии и определил механический эквивалент тепла. Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894), немецкий ученый, в 1847 г. впервые математически обосновал закон сохранения и превращения энергии, показав его всеобщий характер.Открытие и обоснование закона сохранения и превращения энергии нанесло решающий удар по всей метафизической и идеалистической концепции "сил" и по всему метафизическому учению о "невесомых жидкостях". 

 Большое значение имело также появление эволюционного учения великого английского естествоиспытателя-новатора Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882). 24 ноября 1859 г. в Лондоне вышел основной труд Ч. Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь". Тираж этой книги разошелся в течение одного дня, что для тех лет был случай невиданный. Отношение к книге было неоднозначно, одни восхищались этой книгой, а другие - злобно бранили. В этом своем труде, в основе которого лежали обобщенные результаты собственных наблюдений во время пятилетнего кругосветного путешествия на корабле "Бигль" (1831-1836), достижений современной ему биологии и многовекового практического опыта сельского хозяйства по разведению культурных растений и домашних животных, были вскрыты основные факторы эволюции органического мира. Ч.Дарвин показал, что в качестве движущей силы прогрессивной эволюции животного мира выступают - изменчивость, наследственность и естественный отбор. В 1868 г. выходит следующий труд Ч.Дарвина "Изменение домашних животных и культурных растений", в котором приводится дополнительный фактический материал к основному труду. А в 1871 г. вышла знаменитая его работа "Происхождение человека и половой отбор", в которой была высказана и обоснована гипотеза естественного, природного, а не божественного происхождения человека, гипотеза происхождения человека от общего с современными человекообразными обезьянами предка.

 Историческое  значение исследований Ч.Дарвина заключалось  в том, что он опроверг господствующие в то время в биологии религиозно-идеалистические представления о "творческих актах", а также подорвал религиозно-идеалистическую, креационистскую "теорию" происхождения видов К.Линнея и Ж.Кювье, в основе учения которых лежало представление о живой природе, разных видах растений и животных как всегда постоянных и неизменяемых. Он установил и доказал, что биологические виды изменяются, что между видами существует преемственность, а возникающие в природе уклонения в видовых признаках наследуются. Также своим учением он доказывал, что современная живая природа, все биологические виды, в том числе и человек, появились в результате закономерного процесса постепенного развития, который длился миллионы лет.

 Эволюционная  теория Ч.Дарвина противостояла  реакционной "теории катастроф", внезапных изменений Ж.Кювье, отрицавшей развитие в природе и саму идею развития. В своем труде "Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара" (1821) Ж.Кювье, проанализировав полученные до него и им самим данные об ископаемых организмах (окаменелостях), установил закономерную связь между определенными видами ископаемых и геологическими формациями, в отложениях которых они были найдены, что позволило установить закономерную историческую последовательность в образовании геологических слоев в земной коре. Но, несмотря на то, что он своим открытием фактически обосновал исторический взгляд на природу, он решительно выступает против идеи развития, выдвигая свою "теорию катастроф". По этой теории, на поверхности земли периодически происходили катастрофы или катаклизмы. Морское дно внезапно поднималось, а суша опускалась, в результате чего все живое на суше гибло погребенное водой, в свою очередь все живое в воде, оказавшись на суше, также погибало. Поэтому, по мнению Ж.Кювье, количество имевших место в истории земли геологических эпох и периодов соответствовало такому же количеству катастроф, произошедших на поверхности земли

 Эволюционизм  получил широкое распространение  не только в биологии, он стал одним  из ведущих направлений общественной мысли того времени. Опираясь на представление о единстве законов истории природы и истории человека, о единстве метода естественных и общественных наук, он подрывал провиденциалистские объяснения развития. Спроецирование теории эволюции на сферу общественной жизни породило многочисленные версии социал-дарвинизма. А принципы биологической эволюции многие ученые начали использовать для обоснования различных концепций социальной эволюции. 

 Прогресс  естествознания в первой половине и  середине XIX в. в странах Западной Европы был обусловлен бурными темпами развития капиталистического производства, в первую очередь крупной промышленности, начавшимися после победы французской буржуазной революции конца XVIII в. и утверждения капиталистического строя. Интересы развивающегося материального производства, запросы технического прогресса с неизбежностью вели к развитию естествознания. Например, открытие закона сохранения энергии и возникновение термодинамики были обусловлены технической потребностью, практической заинтересованностью в более рациональном использовании силы пара, а именно, повышении коэффициента полезного действия паровой машины. Развитие химической атомистики сначала было обусловлено запросами крупной химической промышленности в необходимости контроля химического производства и разработки рациональных способов химической технологии, а во второй трети XIX в. - в потребности расширения сырьевой базы за счет замены естественных химических продуктов искусственными, синтетическими. В основе биологического учения Ч.Дарвина лежало теоретическое обобщение селекционной практики растениеводов и животноводов. Таким образом, естественнонаучные открытия ученых первой половины и середины XIX в. в значительной степени зависели от социально-исторической обстановки и технике экономических условий развития каждой страны, а также от научной связи с учеными других европейских стран. 

 Все вышеперечисленные и другие открытия, сделанные учеными в области  естествознания, подводили к составлению  совершенно иной картины мироздания и исторического прогресса человечества, нежели та, которая господствовала до этого. Объективное значение великих открытий естествознания первой половины и середины XIX в. заключалось в раскрытии всеобщей связи явлений природы. Они доказывали, что как в живой, так и в неживой природе происходят развитие и превращение разнообразных форм движущейся материи. Великие открытия естествознания послужили естественнонаучной основой для создания нового, диалектико-материалистического мировоззрения, что было осуществлено в середине XIX в. основоположниками марксизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Оглавление. 
 

  1. Естествознание  – неотъемлемая часть культуры. (Введение). . . . . стр.1 – 2
  2. Понятие, цели и закономерности естествознания. . . . . . . . . . . . . . .стр.3 – 5
  3. Методы и средства естествознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.6 – 7
  4. Достижения в области естествознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.8 – 13

Информация о работе Естествознание. Понятие, предмет, цели и методы естествознания. Достижения в области естествознания