Естествознание. Понятие, предмет, цели и методы естествознания. Достижения в области естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:55, реферат

Краткое описание

Выделение человека из мира животных обязано интенсивному развитию его интеллекта. Но его взаимоотношения с окружающей Природой еще долго оставались такими же, как и у всех живых существ. Появляясь на свет, он руководствовался врожденными инстинктами и собственным опытом под опекой родителей: учился находить себе пищу, отличать врагов от друзей, ориентироваться в пространстве и выживать в самых разных условиях.

Оглавление

Естествознание – неотъемлемая часть культуры. (Введение). . . . . стр.1 – 2
Понятие, цели и закономерности естествознания. . . . . . . . . . . . . . .стр.3 – 5
Методы и средства естествознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.6 – 7
Достижения в области естествознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.8 – 13

Файлы: 1 файл

Естествознание реферат.doc

— 119.50 Кб (Скачать)
 

 Оглавление. 
 

  1. Естествознание  – неотъемлемая часть культуры. (Введение). . . . . стр.1 – 2
  2. Понятие, цели и закономерности естествознания. . . . . . . . . . . . . . .стр.3 – 5
  3. Методы и средства естествознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.6 – 7
  4. Достижения в области естествознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .стр.8 – 13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вологодский государственный педагогический университет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Естествознание. Понятие, предмет, цели и методы естествознания. Достижения в области естествознания. 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: Некрасова Марина Александровна, студентка 2 курса факультета социальной работы, педагогики и психологии.

                  Руководитель: Колесова Марина Леонидовна. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Вологда, 2009. 
 
 
 
 
 
 
 

Естествознание  – неотъемлемая часть  Культуры. 

 Выделение человека из мира животных обязано  интенсивному развитию его интеллекта. Но его взаимоотношения с окружающей Природой еще долго оставались такими же, как и у всех живых существ. Появляясь на свет, он руководствовался врожденными инстинктами и собственным опытом под опекой родителей: учился находить себе пищу, отличать врагов от друзей, ориентироваться в пространстве и выживать в самых разных условиях. 

   Накопленные отдельным человеком знания легко утрачиваются, если они не становятся достоянием многих. Человеческая речь не только сделала общедоступными приобретенные знания отдельными людьми, но подготовила, таким образом, средство сохранения этих знаний для новых поколений. Именно слова, обозначающие предмет или действие, явление или процесс, то, что вне нас, или то, что в нашей душе, сделали ощутимым тот мир, где воображение рождает соответствующий слову образ. Мир каждого человека индивидуален, так что рождаемые одним и тем же словом образы различны и совпадают лишь в главных чертах. Уже простое бытовое общение людей требует от собеседников дополнительных усилий для понимания сказанного. Смысл отдельного слова уточняется фразой, суждением, содержанием повествования. А последнее будет понято, если нам известен автор и его мировоззрение.

   Неоднозначность слов в современных национальных языках стала нормой, что благотворно  сказалось на развитии интеллекта, рождая ассоциации и возбуждая воображение. Язык приобрел способность легко  осваивать новое знание, сводя к минимуму употребление профессиональных терминов. Грамматика, закрепляя правила употребления и согласования слов, вносит упорядоченность и в пространство образов и понятий.

   В языке находит отражение вся  национальная культура – то духовное пространство, в котором зреет самосознание личности. Стимулируя творчество, впитывая мировое культурное наследие, язык помогает сохранить целостность и неповторимость национальной культуры.

   Несколько тысячелетий до н.э. люди на всей нашей  планете начали активно осваивать природную среду, обустраивая пространство своего обитания. Уже на этом этапе человек ощутил полезность знаний. Владеющие ими приобретали власть над людьми и образовывали замкнутые общества, вступлению в которые предшествовало длительное обучение и испытания. Посвященные таким образом являлись хранителями знаний, оберегая их от невежественного толкования.

   В те далекие времена вряд ли стоит выделять естествознание. Одухотворение природы способствовало целостному восприятию окружающего человека мира и гармония в нем свидетельствовала о творчестве богов.

   В первом тысячелетии до н.э. культурное пространство или культура в центрах древних цивилизаций приобретает строение, которое сохраняется и ныне: Европейская культура наследовала культуру Средиземноморья. Она вместила все многообразие интеллектуального творчества: все виды искусств, религию, философию и науки. Об искусстве и философии напоминать нет нужды, а некоторые научные достижения все-таки отметим. Разработана идея атомного строения материи, определены форма и размер Земли, предложена гелиоцентрическая модель Солнечной системы. Физика Аристотеля, обобщающая результаты наблюдения природных явлений и процессов, на протяжении почти тысячи лет служила просвещению человечества. Наука и естествознание были неразделимы. Наука занимает достойное место в культурном пространстве, но главенствуют в нем все-таки религиозные учения о тайне бытия и смерти, о назначении человека на этом свете.

   Вера  в единого Бога, олицетворяющего разум вселенной, усилила интерес к внутреннему миру человека. Учение Христа, обращенное ко всем людям, возвеличившее Разум и законы нравственности, оказало огромное влияние на Культуру. Традиция кастовой замкнутости жрецов была прервана: каждый, уверовав в Бога, обретал надежду воссоздать царство Божие в себе самом. На протяжении веков многие сильные умы искали Истину, не опытом постигая суть вещей, а через "откровения", что подготовило будущие абстрактные исследования в науках.

   Начиная со средних веков н.э. усиливается  опытное изучение вещественной природы, обогащая новым знанием физику и химию, а, начиная с Галилея и Ньютона закладываются основы современной механики и математики.  наступает золотая пора для естествознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие, цели и закономерности естествознания. 

 Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как  целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая  основа промышленной и с.-х. техники и медицины; естественно - научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы. 

 Предмет естествознания - различные формы  движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

 Природа, которая служит предметом естествознания, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, так как её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества. 

 Цели  естествознания - двоякие: 

1) находить  сущность явлений природы, их  законы и на этой основе  предвидеть или создавать новые  явления 

2) раскрывать  возможность использования на  практике познанных законов, сил  и веществ природы. 

 Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель естествознания, содействие их практическому использованию - конечная цель естествознания. 

 Закономерности  естествознания: 

    1. обусловленность практикой (в конечном счёте);
 
    1. относительная самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;
    2. преемственность в развитии идей и принципов естествознания, теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы;
    3. постепенность развития естествознания при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ естествознания, всей системы понятий и принципов естествознания, всей естественнонаучной картины мира. 
    4. взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук; При этом содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относительный характер;
    5. противоречивость развития естествознания, доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;
    6. повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с «кругом кругов», с движением по спирали.
 

 Необходимым условием развития естествознания является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов естествознания, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем. 

 Попытки не считаться с закономерностями развития естествознания влекут за собой серьёзные недостатки в деятельности отдельных учёных и целых научных школ и направлений. Отрыв от запросов техники и производства порождает уход в схоластику. Игнорирование относительной самостоятельности и внутренней логики Естествознание ведёт к слепому практицизму, к недооценке теории, к неспособности учитывать реальные возможности естествознания. Непонимание преемственности в развитии естествознания влечёт за собой нигилистическое отношение к естествознанию предшествующих эпох, к утрате способности находить исторические корни современных воззрений. Неумение различать стадии в естествознании (эволюционные и революционные) вызывает либо задержку на пройденной ступени, либо забегание вперёд, выдвижение идей, для которых почва ещё не подготовлена. Игнорирование целостности естествознания, непонимание характера взаимодействия отраслей естествознания порождает либо отрицание применимости методов одних наук при изучении предмета других, либо, наоборот, отрицание специфики предмета одной науки на том основании, что он может изучаться методами др. наук. Непонимание противоречивости познания природы влечёт опасность впадения в односторонность, в крайность. Незнание того, что развитие естествознания идёт по спирали, с возвратами к исходному пункту, приводит к ошибочной мысли, будто всякий такой возврат есть регресс. Наконец, всякое администрирование в области Естествознание, подмена научных аргументов декретированием и организационными мерами, попытки сковать свободу критики и дискуссий, навязывание науке одной, заранее апробированной точки зрения как якобы единственно правильной, не подлежащей оспариванию, ведёт к застою естествознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Методы  и средства естествознания. 

 В естествознании можно выделить 3 стороны:

 1) эмпирическую,

 2) теоретическую,

 3) производственно-прикладную.

 Они соответствуют общему ходу познания истины, который идёт от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

 1) Эмпирическая  сторона предполагает функции:  собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию);

 2) теоретическая  - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории естествознания «компасом» в научном исследовании.С теоретическими функциями естествознания неразрывно связана мировоззренческая функция естествознания; она направлена на выработку естественно-научной картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистических и религиозных взглядов на природу;

 3) производственно-практическая сторона естествознания проявляет себя как непосредственная производительная сила общества. Современная научно-техническая революция показывает, что естествознание прокладывает пути для развития техники. 

 Средства  естествознания соответствуют всем ступеням, которые проходит естественно-научное знание и в которых находят своё выражение функции естествознания: эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, особенно измерительных, установок, инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование предполагает абстрактную работу учёных, направленную на объяснение фактов (предположительное - с помощью гипотез, проверенное и доказанное - с помощью теорий и законов науки); на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе (нередко с выходом в область опытных полузаводских и экспериментальных установок, конструкторских бюро) осуществляют проверку познанного на практике. 

 В основе методов естествознания лежит единство эмпирических и теоретических сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв или хотя бы преимущественное развитие одной за счёт другой закрывает путь к правильному познанию природы: теория становится беспредметной, опыт - слепым.

Информация о работе Естествознание. Понятие, предмет, цели и методы естествознания. Достижения в области естествознания