Естествознание и мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:01, реферат

Краткое описание

Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, — то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1. Естествознание 4
История науки 5
Причины возникновения науки 8
Предпосылки развития науки 9
Большой взрыв и другие теории 10
Принципы науки 12
Особенности современных методов научного познания 13
Раздел 2. Мифология 15
Происхождение мифов 16
Мифологическое мировоззрение 17
Важнейшие циклы в мифологии 20
Заключение 22
Список использованных источников 23

Файлы: 1 файл

КСЕ КУРСОВАЯ.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

    4. Наука общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности.

    5. Наука систематична – она представляет  собой определенную систему, структуру,  имеющую определенную внутреннюю  логику.

    6. Наука принципиально незавершенна – в основе мировосприятия характерного для нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.

    7. Наука преемственна – новые  знания определенным образом  всегда связанны с прежними. Ни  одно положение не возникает  в науке на пустом месте, даже если оно сформулировано как критика предшествующих теорий.

    8. Наука критична – сомнение  один из основных принципов  науки Нового времени, в науке  нет таких положений, даже среди  самых фундаментальных, которые  не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.

      Особенности современных методов  научного познания.

    • анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны признаки отношения) с целью их более глубокого изучения.
    • синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.
    • абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.
    • обобщение – прием мышления – в результате исследования, в результате которого общие свойства и признаки целого класса объектов.
    • индукция.
    • дедукция.
    • аналогия – прием познания при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается заключение об их сходстве по другим.
    • моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), воспроизводящей оригинал с определенной точки зрения интересующей исследователя.

      Эмпирические  методы:

  • наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
  • описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
  • измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
  • эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, он позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
  • Научные методы теоретического уровня исследования:
  • формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
  • аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом (утверждений доказательства истинности которых не требуются).
  • гипотетико-дедуктивный метод – создание систем дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Раздел 2.

      Мифоло́гия (греч. μυθολογία, от греч. μθος — предание, сказание и греч. λόγος — слово, рассказ, учение):

      1. Система сакрального знания различных народов мира, общественных групп, основанная на традиционных преданиях, характеризуется метафоричностью, верой в чудесное. Мифология призвана объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём.

      2. Священные рассказы, входящие в религиозную систему.

      3. Научная дисциплина, изучающая мифы (исследование источников, смысла, социальной почвы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Происхождение мифов

      Мифологические  представления существовали на определённых стадиях развития практически у  всех народов мира. Если европейцы  до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными  мифами, то затем постепенно они  узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски мифологической эпохи у семитских народов, у арабов до принятия ислама существовала своя мифология. Таким образом, мы говорим об имманентности мифологии человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни. 

      Отличие мифа от сказки:

      1 Различные функции.

      Основная  функция мифа - объяснительная. Основная функция сказки - развлекательная  и морализаторская.

      2 Отношение людей.

      Миф воспринимается и рассказчиком и  слушателем как реальность. Сказка воспринимается (как минимум рассказчиком) как выдумка. 
 
 
 
 
 
 

      Мифологическое  мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесен на всю природу.

      Мифологическое  сознание мыслит символами: каждый образ, бог, культурный герой, действующее  лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Это возможно потому, что в мифологическом мировоззрении существует постоянная и неразрывная связь между «однотипными» явлениями и объектами в социуме, личности, природе и космосе.

      Важнейшим аспектом Традиционной культуры и мифологического мировоззрения является и то, что мифы изначально живут в своем, особенном времени — времени «первоначала», «первотворения», к которому неприложимы линейные представления о течении времени. Подобное отношение к времени хорошо прослеживается в народных, в частности русских сказках, где время действия определяется как «давным-давно», «в стародавние времена» и т. д.

      Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях  своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

      Миф - это образная (символическая) система  взглядов человека, которая существует как абстракция, имитирующая окружающую среду. В этой системе условными единицами являются символы, при соприкосновении с которыми происходит раскрытие какого-то определенного информационного пространства. Символы нужны для того, чтобы с помощью их воздействия на всю систему, достигать не только полного единства с ней, но и иметь возможность воздействовать на систему взглядов человека, а с ее помощью воздействовать на все мироздание.

      Мифологическое  пространство в человеческом сознании целиком и полностью идентифицируются с окружающей средой. Мифологическая система имитирует окружающую среду и направлена на организацию общественной жизни и управление ей.

      Первая  система человека, которую он создал по образу мироздания и имитирующая  его, - это обряд, который по сути является символическим отношением и проявлением мировоззрения человека в окружающей среде. Вторая система – государство.

      Основным  принципом решения мировоззренческих  вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

      Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью  мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

      Мифы  были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая  роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

  1. Космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной. Например, в греческом мифе «Происхождение мира и богов» так описывается начало творения: «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги...»[3].
  2. Антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества. Согласно многим мифам, человек был сотворен из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший  плодов  с  древа познания добра  и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
  3. Мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ. Эти мифы повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные  культурные  блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое  сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе – «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь [4].
  4. Эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен. Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.

      Особенности мифологии:

  • В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое.
  • Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
  • Миф живет в своем, особенном времени - времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.
  • Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
  • Мифология, например, часто была привязана к конкретным объектам и образам, она не обобщала знания, а принимала их конкретные формы.
 
 
 

      Заключение

      Отличием  естествознания как науки от специальных  естественных наук является то, что  оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук, "выискивая" наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривает Природу как бы сверху. Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, в той или иной степени обобщенное знание, она оперирует понятиями, а мифология образами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованных источников:

  1. Легенды и мифы Древней Греции. Кун Н.А. - М.: Гос. уч.– пед. изд-во 5-е М. «Просвещение», 1975.
  2. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф.Ильичева., М., «Советская энциклопедия», 1983.
  3. Боги и герои Древнего мира/ Составитель Басаргина Е.Ю. – СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант»,1996.
  4. Запорожец В.М. Собрание трудов в области естествознания М.: «Терра», 2004
  5. www.wikipedia.ru

Информация о работе Естествознание и мифология