Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:01, реферат
Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, — то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества.
Введение 3
Раздел 1. Естествознание 4
История науки 5
Причины возникновения науки 8
Предпосылки развития науки 9
Большой взрыв и другие теории 10
Принципы науки 12
Особенности современных методов научного познания 13
Раздел 2. Мифология 15
Происхождение мифов 16
Мифологическое мировоззрение 17
Важнейшие циклы в мифологии 20
Заключение 22
Список использованных источников 23
Содержание.
Введение
Раздел
1. Естествознание
История
науки
Причины
возникновения науки
Предпосылки
развития науки
Большой
взрыв и другие теории
Принципы
науки
Особенности современных методов научного познания 13
Раздел
2. Мифология
Происхождение
мифов
Мифологическое
мировоззрение
Важнейшие
циклы в мифологии
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. В социокультурном и интеллектуальном развитии человечества существенную роль сыграли стихийно родившиеся сказания, овеянные преданиями и расцвеченные фантазией, — то, что мы называем мифами. Они послужили необходимым этапом в закономерной эволюции сознания человечества. Нелепо было бы видеть в них лишь досужие выдумки, игру живого ума, капризы “чистой мысли”, нет, то были попытки разобраться во всем сущем, в загадочных предметах и таинственных явлениях, как бы вжиться в них, внедриться вглубь со своими эмоциями и первыми логическими суждениями, чтобы понять непонятное изнутри.
Наука
появилась значительно позднее
мифологии, потому что для ее появления
были нужны соответствующие
В этой работе мы попробуем
разобраться в том, как и
почему появилась мифология, какую
роль она играла в жизни античного человека,
как появилась наука, как выделить научные
знания о мире
Раздел 1.
Естествознание — область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятая как целое.
Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.
Естествознание – это раздел науки основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Предмет естествознания - факты и явления, воспринимаемые нашими органами чувств. Задача ученого обобщить эти факты и создать теоретическую модель изучаемого явления природы включающую законы управляющие им.
Основной
принцип естествознания гласит: знания
о природе должны допускать эмпирическую
проверку.
История науки
Накопление знаний происходит с появлением цивилизаций и письменности; известны достижения древних цивилизаций (египетской, месопотамской и т. д.) в области астрономии, математики, медицины и др. Однако в условиях господства мифологического, дорационального сознания эти успехи не выходили за чисто эмпирические и практические рамки. Так, например, Египет славился своими геометрами; но если взять египетский учебник геометрии, то там можно увидеть лишь набор практических рекомендаций для землемера, изложенных догматически («если хочешь получить то-то, делай так-то и так-то»); понятие же теоремы, аксиомы и особенно доказательства было этой системе абсолютно чуждо. Действительно, требование «доказательств» показалось бы почти кощунством в условиях, предполагавших авторитарную передачу знания от учителя к ученику.
Можно считать, что истинный фундамент современной науки был заложен в Древней Греции, начиная примерно с VI в. до н. э., когда на смену мифологическому мышлению впервые пришло мышление рационалистическое. Эмпирия, во многом заимствованная греками у египтян и вавилонян, дополняется научной методологией: устанавливаются правила логических рассуждений, вводится понятие гипотезы и т. д., появляется целый ряд гениальных прозрений, как например теория атомизма. Особенно важную роль в разработке и систематизации как методов, так и самих знаний сыграл Аристотель. Отличие античной науки от современной состояло в её умозрительном характере: понятие эксперимента было ей чуждо, учёные не стремились соединять науку с практикой (за редкими исключениями, например, Архимеда), а наоборот гордились причастностью к чистому, «бескорыстному» умозрению. Отчасти, это объясняется тем, что греческая философия предполагала, что история циклично повторяется, и развитие науки бессмысленно, так как оно неизбежно закончится кризисом этой науки.
Распространившееся в Европе христианство упразднило взгляд на историю, как на повторяющиеся периоды (Христос, как историческая личность, явился на земле только единственный раз) и создало высокоразвитую богословскую науку (родившуюся в ожесточённых богословских спорах с еретиками в эпоху Вселенских Соборов), построенную на правилах логики. Однако, после разделения церквей в 1054 году, в западной (католической) части обострился кризис богословия. Тогда интерес к эмпирике (опыту) был совершенно отброшен, а наука стала сводиться к толкованию авторитетных текстов и развитию формально-логических методов в лице схоластики. Однако труды античных учёных, получивших статус «авторитетов» — Евклида в геометрии, Птолемея в асторономии, его же и Плиния Старшего в географии и естественных науках, Доната в грамматике, Гиппократа и Галена в медицине и, наконец, Аристотеля, как универсального авторитета в большинстве областей знаний — донесли основы античной науки до Нового Времени, послужив реальным фундаментом, на котором было заложено все здание современной науки.
В эпоху Возрождения происходит поворот к эмпирическому и свободному от догматизма рационалистическому исследованию, во многом сравнимый с переворотом VI в. до н. э. Этому способствовало изобретение книгопечатания (середина 15-го века), резко расширившего базу для будущей науки. Прежде всего происходит становление гуманитарных наук, или studia humana (как называли их в противоположность богословию — studia divina); в середине XV в. Лоренцо Валла издает трактат «О подложности Константинова дара», заложив тем самым основы научной критики текстов, сто лет спустя Cкалигер закладывает основы научной хронологии. Параллельно идёт стремительное накопление новых эмпирических знаний (особенно с открытием Америки), подрывающее картину мира, завещанную классической традицией; жестокий удар по ней наносит теория Коперника.
Современное
экспериментальное
Причины возникновения науки
Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создает первые орудия труда из камня и кости – топор, нож, скребло, копье, лук, стрелы, овладевает огнем и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетет сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н.э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колесные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.
Второй
причиной формирования науки является
усложнение познавательной деятельности
человека. «Познавательная», поисковая
активность характерна и для животных,
но в силу усложнения предметно-практической
деятельности человека, освоения человеком
различных видов преобразующей деятельности,
происходят глубокие изменения в структуре
психики человека, строении его мозга,
наблюдаются изменения в морфологии его
тела.
Предпосылки развития науки
Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:
Формирование речи;
Развитие счета;
Формирование письменности;
Формирование мировоззрения (миф);
Возникновение философии;
Возникновение
искусства.
Большой взрыв
Теория Большого Взрыва, широко распространённая в современной физике, оценивает появление Вселенной около 13 миллиардов лет назад. Самая ранняя известная эпоха это Планковское время (10ֿсекунд после Большого Взрыва)
По
современным представлениям, наблюдаемая
нами сейчас Вселенная возникла 13,7
± 0,2 миллиарда лет назад из некоторого
начального сингулярного состояния с
гигантскими температурой и плотностью
и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается.
В последнее время ученым удалось определить,
что скорость расширения Вселенной, начиная
с определённого момента в прошлом, постоянно
увеличивается, что уточняет некоторые
концепции теории Большого взрыва. Современная
стандартная модель развития Вселенной
в физической космологии (так называемая
Лямбда-CDM модель) учитывает эти модификации.
Другие теории
Согласно одной из альтернативных теорий (так называемой «бесконечно пульсирующей Вселенной»), мир никогда не возникал и никогда не исчезнет (или по другому рождается и умирает бесконечное количество раз), но обладает периодичностью, при этом под сотворением мира понимается точка отсчета после которой мир строится заново (она же обозначает и конец мира).
Объяснение ряда наблюдаемых или предполагаемых явлений, таких как сингулярности, возникающие при развитии массивных звёзд в "чёрные дыры" или существовавшие в "точке 0" в теории Большого взрыва, или асимметрия вещества и антивещества, могут быть найдены при допущении
,что наша Вселенная - продукт процессов, имевших место в "Сверхвселенной", метрика которой больше наблюдаемой нами. Такими процессами могли быть соударение сверхмасс, или столкновение сверхмассы с нашей пространственно-временной метрикой, возникшее искривление которой вызывает эффект разбегания галактик, или прорыв в виде "сверхбелой дыры".
Для
всех этих гипотез существенны: а) представление
о нашей Вселенной, как о вложенном
пространстве, открытой системе; б) понимание,
что с момента зарождения наша Вселенная
наследует некоторые фундаментальные
свойства источника творения, например,
значительное количественное преобладание
вещества над антивеществом; в) временной
фактор (материя Сверхвселенной поступает
в наше пространство или формирует его
в течение конечного интервала времени
с переменной интенсивностью).
Принципы науки: