Естествознание и гуманитарные науки. В чем их различие?

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.

Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры.

Файлы: 1 файл

концепции современного естествознания.doc

— 166.50 Кб (Скачать)


Федеральное  агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт электроэнергетики и информатики

Кафедра общей физики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

8.              Естествознание и гуманитарные науки. В чем их различие?

 

 

     Выполнил: Студент гр. ЗДК-213

                                                   Хакова Гульназ Разифовна

                                                            Шифр зачетной книжки ______

                                                   Проверил              преподаватель

                                              кафедры общей физики

___________________________ 

 

 

 

Екатеринбург 2012

8.              Естествознание и гуманитарные науки. В чем их различие?

      Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной техники и медицины; естественно-научный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.

Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. «Предмет естествознания - движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания».

Природа, которая служит предметом Естествознание, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

Цели Естествознание :1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель Естествознание, содействие их практическому использованию - конечная цель Естествознание

Цели Естествознание совпадают, т. о., с целями самой человеческой деятельности. «Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека.

Закономерности и особенности развития естествознания Закономерности Естествознание - те, которые присущи всякой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета. Это - а) обусловленность практикой (в конечном счёте); б) относительная самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности; в) преемственность в развитии идей и принципов Естествознание, теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы; г) постепенность развития Естествознание при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ Естествознание, всей системы понятий и принципов Естествознание, всей естественнонаучной картины мира. При этом содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относительный характер; д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей Естествознание, когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук; е) противоречивость развития Естествознание, доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически; ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному (в т. ч. исходному пункту научного развития), но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с «кругом кругов», с движением по спирали.

Необходимым условием развития Естествознание является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов Естествознание, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.

  Методы естествознания

В Естествознание можно выделить стороны: 1) эмпирическую, 2) теоретическую, 3) производственно-прикладную. Они соответствуют общему ходу познания истины, который идёт «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...» .1) Эмпирическая сторона предполагает функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение фактов, их первичную систематизацию); 2) теоретическая - функции: объяснения, обобщения (генерализующую), открытия (создания новых теорий, выдвижения новых гипотез и понятий, накопления новых законов), предсказания (прогностическую), что даёт повод называть теории Естествознание «компасом» в научном исследовании.

  Аспекты и структура естествознания

Аспекты Естествознание носят строго объективный характер, определяемый либо самим предметом познания, либо методом его познания, который по своему содержанию адекватен предмету. Отсюда - два главных аспекта (или разреза) Естествознание: 1) предметный, соответствующий последовательной связи объектов природы, например их развитию и переходам одних в другие, и 2) методологический, соответствующий последовательным ступеням, которые проходит познание при изучении данного предмета - от его явлений к его сущности, от внешней стороны к внутренней. Соответственно всё Естествознание может быть разделено, согласно первому аспекту, на неорганическое и органическое, т. к. вся природа делится на неживую и живую.

Структура Естествознание определяется аспектами Естествознание Взаимная связь отраслей Естествознание отражает общий ход развития всей природы от более простых, низших ступеней и форм до наивысших и сложнейших. Раздвоение природы на неживую и живую, которое зарождается в пределах химии (поскольку химические соединения дифференцируются на неорганические и органические) можно представить так:

физика, химия

=>неорганическая(путь к неживой природе)

=>органическая(путь к живой природе)

Такое раздвоение подготовляется на атомном уровне структурной организации материи; далее из молекул образуются агрегаты (газообразные, капельножидкие, твёрдые - аморфные и кристаллические), составляющие основу различных сфер Земли. С др. стороны, постепенное усложнение молекул углеродистых соединений приводит к образованию биополимеров (белков, нуклеиновых кислот), которые составляют основу живой природы. Физика, химия, геология и биология относятся к числу фундаментальных отраслей современного Естествознание и образуют стержень классификации наук.

В основу приведённого (раздвоенного) ряда наук положен принцип развития предмета (природы). Но тот же принцип можно применить к различным по масштабу объектам природы - от космических систем (астрономия) до отдельных планет (геология, включая вообще учение об отдельных планетах и спутниках) и до отдельных сторон (география) и компонентов (биология) данной планеты. Тогда составится другой ряд наук:

=> астрономия - геология - география - биология.

В Естествознание существует также множество переходных, промежуточных или междисциплинарных отраслей, что свидетельствует об отсутствии резких границ между науками, об их взаимопроникновении. В современных условиях тенденция к дифференциации наук дополняется тенденцией к их интеграции: вновь возникающие науки ведут не к дальнейшему разобщению наук между собой, а к тому, что прежние резкие разрывы между науками (например, физикой и химией) заполняются за счёт появления новых наук, носящих промежуточный характер (физическая химия, химическая физика).

  Место естествознания в обществе

Место Естествознание в жизни и развитии общества вытекает из его связей с др. социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через неё с производством, производительными силами вообще и с философией, а через неё с борьбой классов в области идеологии. При всей внутренней целостности, вытекающей из единства как самой природы, так и теоретического взгляда на неё, Естествознание представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Естествознание не входит ни в базис, ни в идеологическую надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части (где формируется картина мира) оно связано с этой надстройкой. Связь Естествознание через технику с производством, а через философию с идеологией довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи Естествознание Связь Естествознание с техникой складывается в силу того, что «техника... потому и служит целям человека, что ее характер (суть) состоит в определении ее внешними условиями (законами природы)». В современную эпоху Естествознание опережает технику в своём развитии, т. к. его объектами всё чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы (например, атомная энергия), а потому, прежде чем может встать вопрос об их техническом применении, требуется «фронтальное» их изучение со стороны Естествознание Тем не менее техника с её потребностями остаётся движущей силой развития Естествознание Связь с техникой лежит, согласно К. Марксу, в основе определения Естествознание как непосредственной производительные силы.

  Общий ход развития естествознания

Общий ход развития Естествознание включает основные ступени познания природы. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 227). Познание в непосредственных явлениях «... открывает сущность (закон причины, тождества, различие etc.) - таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания... Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 298, 301). Ф. Энгельс показал, что общий ход познания природы, как и всякого познания вообще, проходит следующие основные ступени: 1) непосредственное созерцание природы как нерасчленённого целого; здесь охватывается верно общая картина, но совершенно неясны частности; такой взгляд был присущ древнегреческой натурфилософии; 2) анализ природы, расчленение её на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий, например анатомирование живых организмов, выделение составных частей сложных химических веществ; но за частностями исчезает общая картина, универсальная связь явлений; 3) воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путём приведения в движение остановленного, оживления омертвленного, связывания изолированного раньше.

Гуманитарные науки-  дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода. Если в других науках важна конкретность, то в гуманитарных, если и важна такая точность, например описания исторического события, то и важна многогранность и даже безграничность такого произведения (описания), так, чтобы, по возможности, каждый человек находил в нём нечто своё, получая при этом определённое эстетическое удовлетворение.

В средней школе в совокупность естественных наук обычно включают прежде всего физику, химию и биологию, а дополнительно к ним астрономию и географию, имеющие более специфический характер. В высшей школе число всевозможных естественных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисциплины. С некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию, которую относят также и к гуманитарным наукам.

 

 

 

 

 

 

 

Различия естествознания и гуманитарных наук.

Естествознание

Гуманитарные науки

объектом исследования является:  

- природа и человек как ее часть, т.е. его биологическая сторона.

объект исследования :

- это сам субъект познания, человек, его социальная, духовная сторона.

- влиянию культурной системы,

авторитету того или иного ученого, автора концепции

- значительное влияние системы человеческих ценностей, идеология

той или иной культурной системы

- ведущими являются понятия объекта и закона.

- ведущими являются понятия формы и стиля

-  цель познания: выработать универсальные законы природы

 

 

- естественно-научные

дисциплины отличаются от наук о культуре, т.е. гуманитарных, методом исследования

-  цель познания: это понять «тотальность форм,  в которой

осуществляется человеческая жизнь

- науки о культуре – исторический

метод

 

- Науки о природе выработали естественно-научный, или «генерализирующий» метод

- также применяются подобные методы, но объектом исследования является человек,  единое биосоциальное существо

- В процессе познания природы, единой по своей сущности, происходит ее условное деление на отдельные части. Традиционные методы исследования в естествознании предполагают выделение отдельных объектов исследования из системы и сведение их к простейшим элементам,абстрагируясь от целого

- науки неразрывно связаны с понятием «ценности», от которого в этом контексте неотделимо понятие духовности,  т.е.  высшей  духовной  жизни человека, которая  может  возникнуть только в культуре

- представляет собой историче-

ский продукт культур.

 

Информация о работе Естествознание и гуманитарные науки. В чем их различие?