Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:38, контрольная работа
Человек является предметом естествознания по нескольким причинам. Человек есть биологический индивид и поэтому во многом связан с остальными компонентами биосферы: растениями, микроорганизмами, животным миром. Его сложный организм входит в круговорот природы и подчиняется ее законам. Человеческий организм, как организмы других животных, реагирует на суточные и сезонные ритмы, изменения температуры, изменения солнечного Человек- не просто биологический вид, он- существо общественное. В нем две программы- генетическая и социальная. Человек способен не только приспосабливаться к внешней среде, действовать по образу других живых существ, но и изменять среду своего обитания. Отсюда и возникает как экологическая проблема, так и проблемы биоэтики.
Человек как предмет естествознания
Человек является предметом естествознания по нескольким причинам. Человек есть биологический индивид и поэтому во многом связан с остальными компонентами биосферы: растениями, микроорганизмами, животным миром. Его сложный организм входит в круговорот природы и подчиняется ее законам. Человеческий организм, как организмы других животных, реагирует на суточные и сезонные ритмы, изменения температуры, изменения солнечного Человек- не просто биологический вид, он- существо общественное. В нем две программы- генетическая и социальная. Человек способен не только приспосабливаться к внешней среде, действовать по образу других живых существ, но и изменять среду своего обитания. Отсюда и возникает как экологическая проблема, так и проблемы биоэтики. Человек создает ноосферу, включающую человечество, социальные системы, науку, технику, технологию.
Представление о сотворении живых организмов Богом получило название креационизма. Видов животных и растений столько, сколько создано Богом; организмы построены в соответствии с изначальной целесообразностью, т.е. в зависимости от цели, которую поставил творец.
К концу XVIII в. выдающийся шведский ученый К. Линней ввел принцип двойного наименования для обозначения положения определенного вида в системе, например Человек разумный.
Эволюционное учение Ламарка. В системе природы Ламарк разместил организмы в восходящем порядке – от простейших до высокоорганизованных существ. Причиной многообразия живого Ламарк считал воздействие различных факторов среды, причем реакции организма на воздействия среды носят целесообразный характер и передаются по наследству. Ж.-Б.Ламарк считал, что новые признаки всегда полезны и наследуются. Это представление об изначальной целесообразности любой реакции на измененные условия, так же как и мнение о прямом воздействии окружающей среды на эволюционные процессы и внутреннем стремлении организмов к прогрессу, оказались ошибочными.
Теория эволюции Дарвина. В 1858 г. Ч.Дарвин и независимо от него А.Р. Уоллес обосновали принцип естественного отбора и представление о борьбе за существование как механизме этого отбора. Теория эволюции путем естественного отбора основана на следующих положениях:
1. Для живого
характерно наличие изменчивост
2. Для организмов характерно размножение в геометрической прогрессии. Потенциально вид в каждом поколении производит гораздо больше особей, чем их может выжить до взрослого состояния на занимаемой территории. Следовательно, значительная часть родившихся гибнет в «борьбе за жизнь».. Таким образом, следствием борьбы за существование является естественный отбор.
Естественный отбор, по Дарвину, – это выживание наиболее приспособленных, и преимущественное оставление ими потомства.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) возникла в конце XIX в. и представляет собой единение нескольких наук, первостепенными из них являются теория эволюции и генетика. Основные положения СТЭ по Н.Н. Воронцову следующие:
1. Материалом
для эволюции служат
2. Основным
движущим фактором эволюции
3. Наименьшая
эволюционирующая единица
5. Эволюция
носит постепенный и
Эволюционную теорию антропогенеза П. Тейяр де Шарден, изложил в своей работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека» определялся внутренними силами самого организма будущего homo sapiens.
Его заслуга заключается также в том, что он в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека. Если представить ближайший к homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра де Шардена, он будет иметь следующий вид: австралопитек — питекантроп — синантроп — homo sapiens.
. От человека умелого
прослеживается связь с
Биологическое и социальное, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий.
Организм и личность – две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем обращен к социальному бытию, обществу, истории человечества, культуре.
Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию человека. Это, разумеется, не исключает, что в разных познавательных и практических целях акценты на биологическое или социально-психологическое в человеке могут несколько смещаться в ту или в иную сторону. Но в итоговом осмыслении непременно должно осуществиться совмещение двух сущностей человека.
Фрейд, открывший целое направление в учении о человеке и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.
Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Самый нижний и мощный пласт — «Оно» (id) — находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного — это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа — «Сверх-я» (Super Ego) — это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.
Таблица 1
Сознательное |
Бессознательное |
Вербальное |
Невербальное |
Формально-логическое |
«Нелогичное», неформальная логика |
Концептуальное, абстрактное |
Образно-визуальное, конкретное |
Символическое |
Иконическое |
Синтаксическая связанность |
Свобода комбинации знаков |
Вторичные мыслительные процессы |
Первичные мысли тельные процессы |
Рациональное |
Иррациональное |
Интенционалъное мышление |
Сновидения, фантазии, галлюцинации |
Формализация |
Интуиция |
Научная систематизация |
Мифологическая систематизация |
Последовательность |
Одновременность |
Дискретность |
Континуальность |
Говоря о влиянии окружающей среды на здоровье человека, следует иметь в виду, что экологической проблемы в чистом виде не существует. Она всегда прямо или косвенно связана с политикой, экономикой, новыми технологиями, наконец, с общей культурой человека и общества, с уровнем зрелости экологического сознания. И если у нации в целом и у каждого гражданина в отдельности не будет сформировано ответственное экологическое мышление, то ни о каком решении экологической проблемы не может быть и речи.
загрязненность воздуха вызывает заболевания органов дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д. Кроме того, она является одной из важнейших причин накопления мутаций организма, затрагивающих генотип человека.
Примерно 85% заболеваний вызываются и переносятся водой. К болезням приводит прежде всего низкое качество питьевой воды, содержащей различные токсичные соединения тяжелых металлов, вредные органические примеси и бактерии. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск заболевания атеросклерозом, инсультом, инфарктом и т.д. В огромной степени нам портит здоровье хлор.
Большую опасность для здоровья человека представляет и загрязнение почвы. Среди загрязнителей в первую очередь следует назвать токсичные тяжелые металлы промышленных и бытовых отходов, радиоактивные вещества, гербициды, пестициды и т.д.
Всем известно, как велика опасность влияния повышенной радиации на здоровье человека: происходит ослабление иммунной системы организма, увеличивается восприимчивость к заболеваниям. Но главная опасность заключается в том, что при этом страдают не только сами облученные, но и последующие поколения. Рождаются больные дети, страдающие прежде всего онкологическими и нервными заболеваниями.
Современная естественно-научная картина мира.
В процессе
развития науки возникает упорядоченная
целостность
Современная
научная картина мира включает научные
открытия ХХ века в области астрономии,
физики, геологии, синергетики, кибернетики,
экологии, биологии и др. Поскольку
предметами рассмотрения уже стали
физическая, астрономическая и
Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и этаким большущим живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, эта довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно.
Можно выделить следующие открытия в естествознании, которые привели к научным революциям в XX веке.
Астрономия: модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.
Геология: тектоника литосферных плит.
Физика: смещение точки отсчета от матери к энергии и от вещества к полю.
Теория относительности: относительность пространства и времени.
Квантовая механика: корпускулярно-волновой дуализм.
Синергетика: становление новых структур в неживой природе.
Биология: модели происхождения жизни.
Генетика: механизм воспроизводства жизни.
Экология: взаимодействие живого со средой.
Этология: формы поведения организмов.
Социобиология: соотношение естественного и социального.
Кибернетика: управление в неживой и живой природе.
Психоанализ: роль бессознательного в человеческой психике.
Эти научные
революции позволили
1. Эволюция
природы (от Вселенной до
2. Самоорганизация
(от неживых систем до
3. Системность связи неживой природы, живой природы и человека (в экологии).
4. Имманентность
природных систем пространству
и времени (в теории
5. Относительность
разделения на субъект и объект
(в квантовой механике и
Появились новые
общенаучные концепции и
Появление синергетики в современном естествознании инициировано, скорее всего, подготовкой глобального эволюционного синтеза всех естественно-научных дисциплин. Эту тенденцию в немалой степени сдерживало такое обстоятельство, как разительная асимметрия процессов деградации и развития в живой и неживой природе. Дело в том, что в классической науке (XIX в.) господствовало убеждение, что материи изначально присуща тенденция к разрушению всякой упорядоченности, стремление к исходному равновесию, что в энергетическом смысле и означало неупорядоченность, т.е. хаос. Такой взгляд на вещи сформировался под воздействием образцовой физической дисциплины — равновесной термодинамики.
Эта наука занимается процессами взаимопревращения различных видов энергии. Ею установлено, что взаимные превращения тепла и работы неравнозначны. Работа может полностью превратиться в тепло трением или другими способами, а вот тепло полностью превратить в работу принципиально невозможно. Это означает, что во взаимопереходах одних видов энергии в другие существует выделенная самой природой направленность! Знаменитое второе начало (закон) термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так: «Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему».
Информация о работе Человек как предмет естествознания. Современная естественно-научная картина мира