Человек как предмет естествознания. Проблема появления человека на Земле. Сходства и отличия человека от животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о происхождении человека волнует людей с незапамятных времен. И это не мудрено. Не зная собственного происхождения не возможно узнать собственного предназначения, найти собственный смысл, оправдание собственному существованию. С давних пор люди вели счет годам и поколениям. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть процесс выделения человека из мира животных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. Человек как предмет естественно – научного познания………………………4
II. Проблема появления человека на Земле………………………………..…….6
III. Различия строения и поведения человека и животных ……………………..8
IV. Сходства человека и человекообразных обезьян…………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...12

Файлы: 1 файл

КСЕ контрольная работа.docx

— 30.97 Кб (Скачать)

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Факультет:  Экономики и инвестиций

НАПРАВЛЕНИЕ: «Государственное и муниципальное управление»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Концепции современного естествознания

Человек как предмет естествознания. Проблема появления человека на Земле. Сходства и отличия человека от животных

 

 

 

 

                                                                                 Работа выполнена:

                                                                                    « 20 » апреля 2014г.

                                                                                                          Студенткой 1ого курса__________

                                                                                                            Золотарёвой___________________

                                                                                                             Дарьей________________________

                                                                                                             Евгеньевной___________________

                                                                                             № зач. книжки: №13|11|02

                                                                                Работа проверена:

                                                                                     «____» ______ 2014г.

                                                                                                           Оценка_______________________

                                                                                                            Преподаватель_________________

 

 

Барнаул

2014

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

I. Человек как предмет естественно – научного познания………………………4

II. Проблема появления человека на Земле………………………………..…….6

III. Различия строения и поведения человека и животных ……………………..8

IV. Сходства человека и человекообразных обезьян…………………………...9

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...11

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Вопрос  о происхождении человека волнует  людей с незапамятных времен. И это не мудрено. Не зная  собственного происхождения не  возможно узнать собственного  предназначения, найти собственный  смысл, оправдание собственному  существованию. С давних пор люди  вели счет годам и поколениям. Несмотря на то, что вопрос  звучит весьма просто, единого  ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой  – проблемой возникновения и  развития человека – занимается  целый ряд наук. В частности в науке антропологии выделено даже такое понятие, как антропогенез, то есть процесс выделения человека из мира животных. Другие аспекты происхождения человека изучаются философией, теологией, историей, палеонтологией. В связи с этим существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновения человека на Земле, но основные из них следующие: Эволюционная теория; Теория творения; Теория внешнего вмешательства; Теория пространственных аномалий.  
История описывает различные века и стороны свершавшихся событий. Различные науки описывают «прошлое» отраженное на различных носителях. Археология ищет остатки прошлых времен в толщах земной поверхности. История отвоевала себе титул — «наука о прошлом». 
 
   С эволюционной теории Ч. Дарвина история поисков ответа на выше поставленный вопрос начинает свой новый отсчет. Новая теория, претендующая на научное подтверждение биологического происхождения человека, сменила теологическую теорию, гласящую, что именно Бог сотворил человека, в соответствии со строками священного писания. Эволюционная теория, в основе которой лежат работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов» и «Происхождение человека» изменила взгляд последующих поколений ученых на неизменность форм всего живого на планете Земля.  
 
   Прежде всего археология помогает осветить участки ранней истории человека. Найденные археологические находки останков прежних существ, населявших землю, и их орудий труда, антропологи исследуют на предмет принадлежности определенному историческому периоду. После чего, на основании множества подобных находок выстраивается гипотеза об истории того или иного вида живых существ. Конечно, не последнюю роль в этом играет богатое воображение исследователя, способного предположить достаточно достоверный ход событий и попытаться восстановить его связав различные факты воедино и заполнить пробелы логичными рассуждениями и доказательствами.  
 
   Основную роль в таких построениях научных гипотез и выводов играет представление о постепенном развитии и изменении живых существ, в процессе их адаптации к природной среде обитания.  
 
   Эволюционная теория составляет основу парадигмы сегодняшней науки антропологии. Это наиболее обоснованная и подкрепленная фактами теория происхождения всего живого на планете Земля.

 

I. Человек как предмет естественно – научного познания.

   Когда  мы говорили о различии естественно  – научного и гуманитарного  знания, то определили, что естествознание  изучает природу так, как она  есть, а гуманитарные науки изучают  духовные продукты творческой  деятельности человека. В каком  смысле, учитывая такое разделение, можно говорить о человеке  как предмете естествознания? В  том смысле, что человек тоже  естественен: во-первых, по своему  происхождению, и, во-вторых, по своей  природе, т.е. биологической основе  своего существования. Человека  можно рассматривать и как  физическое тело и как биологическое  существо. 

   В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек – биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. С этим можно согласиться, не забывая, во-первых, что человека можно рассматривать и с физической точки зрения и изучать происходящие в нем химические процессы и, во вторых, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные. Более того, с каждым годом этология накапливает все больше данных, свидетельствующих о том, что социальное поведение человека во многом генетически детерминировано. 
 
   Еще в античной философии много внимания уделялось определению природы человека. Киники видели её в естественном образе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека и животных» Сенека и стоики – в разуме. В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной сущности человека. 
 
   С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его родовую (собственно, человеческую) сущность. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Наука в применении к изучению человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания. 
 
   Итак, человек как предмет естественно-научного познания может рассматриваться в трех аспектах: 
 
-происхождение; 
 
-соотношение в нем естественного и гуманитарного; 
 
-изучение специфики человека методами естественно-научного познания. 
 
   Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает, когда, от того и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление – социобиология – изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественно-научным путем мозга человека, его сознания, и.т.п.

 

II. Проблема появления человека на Земле.

   Современные знания об эволюции человека дополняют и уточняют трудовую теорию происхождения человека.

 

   В  настоящее время не ведутся поиски определяющих факторов происхождения человека, скорее появляются новые сведения об эволюции человека и эволюции живой природы. К факторам эволюции человека относят прямохождение, физиологическую близость человека к своим предкам и постепенность развития Homo sapiens sapiens, наличие орудий труда и производственной деятельности у предков человека. Нерешёнными и, скорее всего, неразрешимыми вопросами являются причины превращения труда животных в труд человека. Почему предки человека стали трудиться, а не выжили, совершенствуясь биологически? Возможно, это случайный поворот эволюции. Его предпосылкой могли быть мутации предков людей после космической катастрофы, например, падения астероида. Сложно ответить, что явилось толчком к запуску социоантропогенеза, так как невозможно подтвердить это какими-либо фактами, поскольку это было очень давно и сам процесс социоантропогенеза весьма длительный.

 

   Сложно определить ключевые моменты в эволюции человека. Известно, что Homo habilis стал производить орудия труда 2,5 миллиона лет назад, а морфологически предок человека появился примерно 200 тысяч лет назад. Отсюда следует, что предки человека осваивали производство орудий труда постепенно, и производство орудий труда было не единственным и, возможно, не всегда ключевым фактором эволюции человека.

 

   В  последние 15 лет был открыт ряд новых ветвей эволюционного древа гоминид, которое оказалось гораздо более разветвленным, чем считалось ранее. Число описанных видов гоминид увеличилось вдвое. Стало ясно, что эволюция гоминид вовсе не была линейной, она была скорее кустообразной. Неандертальцы и люди морфологически очень похожи. Но современная наука говорит о том, что предки человека не произошли от неандертальцев, хотя у них имелись достаточно сложные орудия труда, а были параллельной ветвью развития эволюции.

 

   Несмотря на то, что гоминиды расселились по территории большинства континентов около миллиона лет назад, современный человек происходит из юго-восточной Африки от небольшой группы гоминид, которые жили здесь около 100 тысяч лет назад. Около 74 000 лет назад произошло грандиозное извержение вулкана Тоба на Суматре, которое привело к ядерной зиме и резкому похолоданию, которое длилось несколько веков. Анатомически предки современных людей появились около 200 тысяч лет назад, но после глобального кризиса и вымирания почти всей популяции около 74 тысяч лет назад, осталась только часть предлюдей, а потомки этих людей впоследствии заселили все континенты. В пользу этой теории говорит генетическое однообразие человека. Упомянутая в Библии общая праматерь Ева, возможно, действительно существовала. К такому выводу пришли молекулярные генетики на основе сравнительного анализа митохондриальной ДНК (мтДНК) у множества людей. Эта небольшая кольцевая молекула передается исключительно по материнской линии. Исследования показали, что все выявленные типы мтДНК человека происходят от одной и той же предковой молекулы. В 2009 году группа ученых под руководством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале Science результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установили, что древнейшей ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества.

 

   Также еще ранее было установлено, что наибольшее разнообразие митохондриальной ДНК встречается в Африке. Противостоит данной теории теория мультирегионального происхождения человека, согласно которой современный человек формировался повсеместно в результате скрещивания различных гоминид и постоянных контактов между ними. Однако теория мультирегионального происхождения человека противоречит данным генетики.

 

   Итак, развитие человека как биологического вида сегодня становится объектом исследования генетики и биологии, и результаты этих исследований свидетельствуют о постепенности и сложности эволюции человека.

 

III. Различия строения и поведения человека и животных.

   Наряду со сходством человек имеет определенные отличия от обезьян.

 

   У обезьян позвоночник дугообразный, а у человека он имеет четыре изгиба, придающие ему S-образную форму. У человека более широкий таз, сводчатая стопа, смягчающая сотрясение внутренних органов при ходьбе, широкая грудная клетка, соотношение длины конечностей и развития отдельных их частей, особенности строения мышц и внутренних органов.

   Ряд особенностей строения человека связан с его трудовой деятельностью и развитием мышления. У человека большой палец на руке противопоставлен другим пальцам, благодаря чему рука может выполнять разнообразные действия. Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200- 1450 см3 (у обезьян - 600 см3), на нижней челюсти хорошо развит подбородок.

   Большие отличия обезьян от человека обусловлены приспособлением первых к жизни на деревьях. Эта особенность, в свою очередь, ведет ко многим другим. Существенные отличия человека от животных, состоят в том, что человек приобрел качественно новые особенности - способность к прямо хождению, освобождение рук и использование их как органов труда для изготовления орудий труда, членораздельную речь как способ общения, сознание, т. е. те свойства, которые тесно связаны с развитием человеческого общества. Человек не только использует окружающую природу, но подчиняет, активно изменяет ее соответственно своим потребностям, сам создает необходимые вещи.

 

IV. Сходства человека и человекообразных обезьян.

-Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.

-Обезьяны нежно ласкают детенышей.

-Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.

-У обезьян хорошо развита память.

-Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.

Информация о работе Человек как предмет естествознания. Проблема появления человека на Земле. Сходства и отличия человека от животных