Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:34, курс лекций
Рассмотренные в предыдущем разделе физические механизмы взаимодействия устройств ввода-вывода с вычислительной системой позволяют понять, почему разнообразные внешние устройства легко могут быть добавлены в существующие компьютеры. Все, что необходимо сделать пользователю при подключении нового устройства - это отобразить порты устройства в соответствующее адресное пространство, определить какой номер будет соответствовать прерыванию, генерируемому устройством, и, если нужно, закрепить за устройством некоторый канал DMA.
Лекция 16. Структура системы ввода-вывода. Функции базовой подсистемы ввода-вывода. 1
Логические принципы организации ввода-вывода 1
Структура системы ввода-вывода 1
Функции базовой подсистемы ввода-вывода 4
Буферизация и кэширование 5
Spooling и захват устройств. 6
Обработка прерываний и ошибок 6
Планирование запросов 7
Лекция 15. Система управления вводом-выводом. Физические принципы организации ввода-вывода. Общие сведения об архитектуре компьютера. Структура контроллера устройства. Опрос устройств и прерывания. 8
Физические принципы организации ввода-вывода 8
Общие сведения об архитектуре компьютера 8
Структура контроллера устройства 10
Опрос устройств и прерывания. Исключительные ситуации и системные вызовы 11
Для внешних прерываний характерны следующие особенности: 13
Прямой доступ к памяти (Direct Memory Access – DMA) 14
Лекция 14. Загрузка программ. Абсолютная загрузка. Относительная загрузка. Позиционно-независимый код. Загрузка ОС. Сборка программ. 15
Загрузка программ 15
Абсолютная загрузка 15
Абсолютная загрузка используется, например, в системе UNIX на 32-разрядных машинах. 16
Относительная загрузка 16
Позиционно-независимый код 17
Загрузка ОС 17
Пример: Загрузка системы MS-DOS. 20
Сборка программ 21
Объектный модуль 21
Библиотеки объектных модулей 22
Варианты построения загрузчиков 23
Лекция 13. Кэширование данных. Иерархия запоминающих устройств. Кэш память. Принцип действия кэш-памяти. Проблемы согласования данных. Проблемы отображения основной памяти в кэш. 25
Иерархия запоминающих устройств 25
Кэш-память 25
Принцип действия кэш-памяти 26
Проблема согласования данных 28
Способы отображения основной памяти на кэш 28
Схемы выполнения запросов в системах с кэш-памятью 29
Многие из перечисленных ОС, например MS Windows 3.x и Windows95, используют DOS и во время работы в качестве дисковой подсистемы. Тем не менее, эти системы умеют самостоятельно загружать пользовательские программы и выполнять все перечисленные во введении функции и должны, в соответствии с нашим определением, считаться полноценными операционными системами.
Выполнение начинается с фиксированного адреса (0FFFF0H), который содержит команду передачи управления программе проверки системы и программе начального загрузчика.
Программа начального
загрузчика (ПЗУ) считывает программу
дискового начального загрузчика и
передает ей управление. (Здесь же находится
таблица с информацией о
Дисковый начальный загрузчик считывает первый сектор корневого каталога в поисках файлов IO.SYS и MSDOS.SYS. Если нет таковых - "Non system disk or disk error". Если найден, то загружается файл IO.SYS, содержащий BIOS и модуль инициализации системы SYSINIT.
SYSINIT переносит
в память ядро системы (MSDOS.
Программа инициализации ядра строит внутренние системные таблицы и инициализирует резидентные драйверы, в результате чего становится доступен обычный дисковый сервис MS-DOS.
SYSINIT открывает
и выполняет файл CONFIG.SYS (если таковой
имеется) в результате чего
осуществляется настройка
SYSINIT вызывает системную функцию EXEC для выполнения COMMAND.COM (или другой оболочки).
Секция инициализации COMMAND.COM выполняет AUTOEXEC.BAT.
Выдается приглашение. Система готова к работе.
В предыдущем
разделе шла речь о типах
исполняемых модулей, но не
говорилось ни слова о том,
каким образом эти модули
В большинстве
современных языков
Объектный
модуль отчасти похож по
Кроме ссылок
на собственные объекты,
Одна из
трудностей состоит в том, что
значение символа может быть
определено двумя способами:
Одним из
возможных решений проблемы
В большинстве
существующих систем
типичный
объектный модуль содержит
Как правило, эта информация разбита на именованные секции. В masm/tasm такие секции называются сегментами, в DEC'овских и UNIX'овых ассемблерах - программными секциями (psect). В готовой программе весь код или данные, принадлежащие к одной секции, собираются вместе.
Крупные программы
часто состоят из сотен и
более отдельных модулей.
Библиотека,
как правило, представляет
Список всех объектных модулей, со смещением каждого модуля от начала библиотеки. Это нужно для того, чтобы можно было легко найти требуемый модуль.
Список всех глобальных символов, определенных в каждом из модулей, с указанием, в каком именно модуле он был определен.
Линкер обычно собирает в программу все объектные модули, которые были ему заданы в командной строке, даже если на этот модуль не было ни одной ссылки. С библиотечными модулями он ведет себя несколько иначе.
Встретив ссылку
на глобальный символ, линкер ищет определение
этого символа во всех модулях, которые
ему были заданы. Если там такого
символа нет, то линкер ищет этот символ
в заголовке библиотеки. Если его
нет и там, линкер говорит: Не определен
символ SYMBOL и завершает работу. Некоторые
линкеры, правда, могут продолжить работу
и даже собрать загружаемый модуль,
но, как правило, таким модулем
пользоваться нельзя, так как в
нем содержится ссылка на некорректный
адрес. Если же определение символа
в библиотеке есть, линкер вытаскивает
соответствующий модуль и дальше
работает так, будто этот модуль был
задан ему наравне с остальными
объектными файлами. Этот процесс повторяется
до тех пор, пока не будут разрешены
все глобальные ссылки, в том числе
и те, которые возникли в библиотечных
модулях - или пока не будет обнаружен
неопределенный символ. Благодаря такому
алгоритму в программу
Во многих
современных системах с
Как следует из вышеизложенного, подготовка программы к выполнению сопряжена со следующими взаимосвязанными процессами:
Загрузкой, обеспечивающей размещение программы в оперативной памяти для исполнения.
Перемещением, которое позволяет модифицировать объектную программу так, что она может загружаться с адреса, отличного от первоначально заданного.
Связыванием, обеспечивающим
объединение двух и более отдельно
оттранслированных объектных
Как уже говорилось ранее, связывание (сборка) выполняется специальной программой связывания, называемой также линкером или редактором связей.
Системная программа, выполняющая загрузку называется загрузчиком. Многие загрузчики обеспечивают, кроме того, перемещение и связывание.
Загрузчик,
реализующий минимальный набор
функций - запись программы в
оперативную память и передачу
ей управления называют
Загрузчики,
обеспечивающие перемещение
Существуют
также связывающие загрузчики, осуществляющие
одновременно с загрузкой
Основное
отличие между редактором
Вначале исходный текст программы переводится ассемблером или компилятором в объектную программу (которая может состоять из нескольких модулей). Связывающий загрузчик выполняет все операции связывания и перемещения, включая, если это необходимо, и автоматический библиотечный поиск, и загружает подготовленную для исполнения программу непосредственно в оперативную память.
С другой
стороны, редактор связей
Кроме уже рассмотренных, существуют также схемы загрузки, в которых связывание откладывается до момента исполнения программы. В этом случае загрузка и связывание подпрограмм осуществляются тогда, когда к ней происходит первое обращение. Такая организация процесса загрузки обычно называется динамическим связыванием или динамической загрузкой.