Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:34, курс лекций
Рассмотренные в предыдущем разделе физические механизмы взаимодействия устройств ввода-вывода с вычислительной системой позволяют понять, почему разнообразные внешние устройства легко могут быть добавлены в существующие компьютеры. Все, что необходимо сделать пользователю при подключении нового устройства - это отобразить порты устройства в соответствующее адресное пространство, определить какой номер будет соответствовать прерыванию, генерируемому устройством, и, если нужно, закрепить за устройством некоторый канал DMA.
Лекция 16. Структура системы ввода-вывода. Функции базовой подсистемы ввода-вывода. 1
Логические принципы организации ввода-вывода 1
Структура системы ввода-вывода 1
Функции базовой подсистемы ввода-вывода 4
Буферизация и кэширование 5
Spooling и захват устройств. 6
Обработка прерываний и ошибок 6
Планирование запросов 7
Лекция 15. Система управления вводом-выводом. Физические принципы организации ввода-вывода. Общие сведения об архитектуре компьютера. Структура контроллера устройства. Опрос устройств и прерывания. 8
Физические принципы организации ввода-вывода 8
Общие сведения об архитектуре компьютера 8
Структура контроллера устройства 10
Опрос устройств и прерывания. Исключительные ситуации и системные вызовы 11
Для внешних прерываний характерны следующие особенности: 13
Прямой доступ к памяти (Direct Memory Access – DMA) 14
Лекция 14. Загрузка программ. Абсолютная загрузка. Относительная загрузка. Позиционно-независимый код. Загрузка ОС. Сборка программ. 15
Загрузка программ 15
Абсолютная загрузка 15
Абсолютная загрузка используется, например, в системе UNIX на 32-разрядных машинах. 16
Относительная загрузка 16
Позиционно-независимый код 17
Загрузка ОС 17
Пример: Загрузка системы MS-DOS. 20
Сборка программ 21
Объектный модуль 21
Библиотеки объектных модулей 22
Варианты построения загрузчиков 23
Лекция 13. Кэширование данных. Иерархия запоминающих устройств. Кэш память. Принцип действия кэш-памяти. Проблемы согласования данных. Проблемы отображения основной памяти в кэш. 25
Иерархия запоминающих устройств 25
Кэш-память 25
Принцип действия кэш-памяти 26
Проблема согласования данных 28
Способы отображения основной памяти на кэш 28
Схемы выполнения запросов в системах с кэш-памятью 29
К третьей группе
относятся асинхронные
Под буфером
обычно понимается некоторая
область памяти для
Существуют три причины, приводящие к использованию буферов в базовой подсистеме ввода-вывода:
Первая причина буферизации – это разные скорости приема и передачи информации, которыми обладают участники обмена. Рассмотрим, например, случай передачи потока данных от клавиатуры на модем. Скорость, с которой поставляет информацию клавиатура, определяется скоростью набора текста человеком и обычно существенно меньше скорости передачи данных модемом. Для того чтобы не занимать модем на все время набора текста, делая его недоступным для других процессов и устройств, разумно накапливать введенную информацию в буфере или нескольких буферах достаточного размера и отсылать ее через модем после заполнения буферов.
Вторая причина буферизации – это разные объемы данных, которые могут быть приняты или получены участниками обмена единовременно. Возьмем другой пример. Пусть информация поставляется модемом и записывается на жесткий диск. Помимо обладания разными скоростями совершения операций модем и жесткий диск относятся к разным типам устройств. Модем является символьным устройством и выдает данные байт за байтом, в то время как диск является блочным устройством и для проведения операции записи для него требуется накопить необходимый блок данных в буфере. Здесь также можно применять более одного буфера. После заполнения первого буфера модем начинает заполнять второй одновременно с записью первого на жесткий диск. Поскольку скорость работы жесткого диска в тысячи раз больше, чем скорость работы модема, то к моменту заполнения второго буфера операция записи первого будет завершена, и модем снова может заполнять первый буфер одновременно с записью второго на диск.
Третья причина
буферизации связана с
Под словом кэш
(cache – “наличные”), этимологию которого
мы не будем здесь рассматривать, обычно
понимают область быстрой памяти, содержащую
копию данных, расположенных где-либо
в более медленной памяти, предназначенную
для ускорения работы вычислительной
системы. Мы с вами сталкивались с этим
понятием при рассмотрении иерархии памяти.
В базовой подсистеме ввода-вывода не следует смешивать два понятия: буферизация и кэширование, хотя зачастую для выполнения этих функций отводится одна и та же область памяти. Буфер часто содержит единственный набор данных, существующий в системе, в то время как кэш, по своему определению, содержит копию данных, существующих где-нибудь еще. Например, буфер, используемый базовой подсистемой для копирования данных из пользовательского пространства процесса при выводе на диск, может в свою очередь использоваться как кэш для этих данных, если операции модификации и повторного чтения этого блока выполняются достаточно часто.
Функции буферизации
и кэширования не обязательно
должны быть локализованы в
базовой подсистеме ввода-
О понятии spooling мы с вами говорили в первой главе нашего курса, как о механизме, впервые позволившем совместить реальные операции ввода-вывода одного задания с выполнением другого задания. Теперь мы можем определить это понятие более аккуратно. Под словом spool мы будем понимать буфер, который содержит входные или выходные данные для устройства, на котором следует избегать чередования его использования (возникновения interleaving) различными процессами. Правда, в современных вычислительных системах spool практически не используется для ввода данных, а в основном предназначен для накопления выходной информации.
Рассмотрим
в качестве внешнего
В некоторых операционных системах вместо использования spooling’а для устранения race condition применяется механизм монопольного захвата устройств процессами. Если устройство свободно, то один из процессов может получить его в монопольное распоряжение. При этом все другие процессы при попытке осуществления операций над этим устройством будут либо блокированы (переведены в состояние ожидание), либо получат информацию о невозможности выполнения операции до тех пор, пока процесс, захвативший устройство, не завершится или явно не сообщит операционной системе о своем отказе от его использования.Обеспечение spooling’а и механизма захвата устройств является прерогативой базовой подсистемы ввода-вывода.
Если при
работе с внешним устройством
вычислительная система не
Одна и
та же процедура обработки
прерывания может
Если этот процесс был заблокирован до выполнения завершившейся операции, то операционная система переводит его в состояние готовность. При наличии других неудовлетворенных запросов к освободившемуся устройству операционная система может инициировать выполнение следующего запроса, одновременно известив устройство, что прерывание обработано. На этом собственно обработка прерывания заканчивается, и система может приступать к планированию использования процессора.
Действия
по обработке прерывания и
компенсации возникающих
При использовании
не блокирующегося системного
вызова может оказаться, что
требуемое устройство уже
После завершения
выполнения текущего запроса
операционная система (по ходу
обработки возникшего
Задача планирования
использования устройства
Существует
много разнообразных устройств,
В простейшем
случае процессор, память и
многочисленные внешние