Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 04:47, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия и значения осмотра места происшествия, как следственного действии. Для достижения указанной цели необходимо поставить следующие задачи:
* Процессуальный порядок производства осмотра места происшествия;
* Основания производства осмотра места происшествия
* Процессуальный порядок производства осмотра места происшествия
* Фиксация результатов осмотра места происшествия
Введение………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Общие положения……………………………………………….5
1.1. Понятие, виды и участники осмотра места происшествия в уголовном процессе……………………………………………………………….5
Глава 2. Проведение осмотра места происшествия и фиксация его результатов……………………………………………………………………….16
2.1. Основания производства осмотра места происшествия….. 16
2.2. Процессуальный порядок производства осмотра места происшествия…………………………………………………………………….20
2.3. Фиксация результатов осмотра места происшествия………39
Заключение…………………………………….…………………………44
Список использованной литературы……………………………………45
Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В части 3 ст. 35 Конституции РФ говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
В УПК судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных (п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В их число входят:
1.
производство осмотра жилища
при отсутствии согласия
2. производство обыска и (или) выемки в жилище;
3. производство личного обыска;
4. производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
5.
наложение ареста на
6.
наложение ареста на имущество,
7. контроль и запись телефонных и иных переговоров.
Учитывая новые изменения в УПК РФ, процедура возбуждения уголовного дела следователем, а так же, дознавателем и органом дознания упростилась: им не потребуется согласовывать соответствующее решение с прокурором.
Основным в принятых изменениях является снижение роли прокуратуры в расследовании уголовных дел и надзоре за органами предварительного следствия, а следовательно, повышение статуса следователя как участника уголовного судопроизводства. (Необходимо отметить, что изменения не коснулись деятельности органов дознания и дознавателей).
Итак, прежде всего, из УПК РФ полностью изъяты нормы, регламентирующие возможность прокурора возбуждать, расследовать уголовные дела, давать по ним обязательные для исполнения указания, а также принимать по ним какие-либо процессуальные решения, кроме права в окончательной стадии предварительного следствия утверждать обвинительное заключение для направления уголовного дела в суд.
УПК РФ установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства.
Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия.
Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.
Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство.
Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации40.
УПК РФ, однако, допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска без получения судебного решения.
Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства, как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска.
Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска в таких ситуациях производится на основании постановления следователя, дознавателя.41
Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.
К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия.
Цель данного уведомления – проверка законности решения о его производстве.
Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.
Прокурор также должен проверять обоснованность производства следственных действий.
Нередко возникает обстановка, исключающая ожидание решения суда. Неотложность осмотра может вызываться разными причинами - необходимостью обнаружить скрывающегося преступника, предотвратить гибель людей, утрату документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, припрятывание ценностей, оружия, наркотиков, предупредить совершение особо тяжкого и тяжкого преступления. Следователь в подобных случаях вправе провести осмотр и без согласия лиц, проживающих в жилом помещении. Материалы осмотра в течение 24 часов представляются в суд для проверки законности проведенного действия.
Признание его незаконным переводит протокол осмотра в разряд недопустимых доказательств (ст. 165 УПК РФ)42.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
законодатель придает следственному
осмотру огромное значение, наделяя
органы предварительного расследования
значительными полномочиями на ущемление
прав граждан в ходе данного следственного
действия. Такое положение обусловлено
важностью данного следственного действия
для закрепления следов преступления.
2.3. Фиксация
результатов осмотра места
Фиксация
результатов осмотра
Протокол осмотра должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к протоколам следственных действий, сформулированным в ст. 166 УПК РФ. Прилагаем образец заполненного протокола (Приложения №1.).
Так, он должен составляться либо в ходе осмотра (в этом случае следователь последовательно фиксирует промежуточные, а затем окончательные результаты осмотра) либо непосредственно после его окончания. Промедление с протоколированием чревато утратой (забыванием) деталей, выявленных при осмотре, трудностями удостоверения протокола участниками процесса. В протоколе должны быть точно указаны место и дата осмотра, должностное лицо, производившее осмотр, и все его участники, а также факт разъяснения последним их прав и обязанностей, факт ознакомления их с содержанием протокола и удостоверения его правильности. При осмотре жилища фиксируется согласие на осмотр проживающих в нем лиц. Другие общие требования к составлению протокола конкретизированы в норме, определяющей содержание протокола осмотра (ст. 180 УПК РФ)44.
Объективность фиксации результатов осмотра обеспечивается требованием указывать в протоколе внешние условия проведения следственного действия: время осмотра (отражается с точностью до минуты момент его начала и окончания), состояние погоды и освещенность. Все обнаруженное при осмотре должно описываться в протоколе в той последовательности, в которой производился осмотр и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра (ч. 1 ст. 180 УПК РФ).
Последнее означает, что в протоколе излагаются только наблюдавшиеся следователем обстоятельства. Предположения и выводы следователя относительно механизма образования следов, последовательности действий преступника и т.д., которые неминуемо возникают в ходе осмотра, в протоколе не излагаются. Однако это требование не исключает необходимости сделать протокольное описание логичным и последовательным.
Ясное и понятное отображение в протоколе картины места происшествия - достаточно сложная задача, особенно в случаях, когда осмотру подвергается значительная по размерам территория, с множеством расположенных на ней объектов. Неупорядоченное описание всего того, что наблюдалось, может стать своеобразной инвентаризационной ведомостью, в которой в бессистемном порядке фигурируют многие вещи, что затруднят возможность представить себе целостную картину места происшествия45. Для того, чтобы придать протоколу осмотра упорядоченность, целесообразно, зафиксировав в его вводной части общую характеристику места происшествия, взаиморасположение осматриваемых объектов, каждому из них посвятить затем отдельный раздел, содержащий подробное описание всего, что в этом объекте имеет отношение к делу. Системному описанию результатов осмотра способствует также учет выработанных практикой рекомендаций:
а) употребление ясной терминологии, обозначающей типически свойства следов (поверхностные или объемные, от давления, скольжения или удара и т.д.);
б) указание на последовательность обнаружения следов. Соблюдение этого правила протоколирования (ч. 2 ст. 180 УПК РФ) особенно важно, когда процесс осмотра соответствует хронологии события, или его противоположному направлению (от последствий события к действиям, его вызвавшим);
в) фиксация, наряду с признаками следов, приемов их обнаружения, так как последние сами по себе отражают некоторые скрытые свойства следов (выявление маловидимых следов опылением парами, порошками и т.д.);
г) фиксация отрицательных результатов поисков следов, которые должны быть на месте происшествия при определенном течении события (отсутствие следов ног на мягком грунте перед взломанной дверью) и негативных обстоятельств (трупные пятна расположены не на нижних конечностях трупа, висящего в петле, а на спине). Вышеперечисленные приемы помогут придать языку «немых свидетелей» наибольшую последовательность и ясность46.
Важной частью протокола осмотра является отражение в нем применения технических средств и полученных при этом результатов.
Эти средства не могут применяться втайне от участников, а предупреждение их о возможности применения должно фиксироваться в протоколе. Если в ходе осмотра применялась фотосъемка, результаты которой (фотонегативы, снимки) могут быть получены определенное время спустя, в протоколе фиксируются лишь факт и условия применения фотосъемки, а также точки, с которых она производилась, указываются сфотографированные объекты, технические характеристики фотоаппарата и пленки. Изготовленные же позже негативы, фотоснимки, с указанием даты их изготовления отдельно удостоверяются подписью следователя и понятых (тех же, которые присутствовали при фотографировании) и прилагаются к протоколу в виде фототаблиц.
Схожей
должна быть и фиксация факта применения
видео- и киносъемки. После изготовления
кинофильма он демонстрируется понятым
и удостоверяется ими и следователем
в отдельном протоколе. Видеофильм,
изготавливаемый в ходе осмотра,
после окончания записи демонстрируется
участникам, с отражением этого факта
в протоколе осмотра. Видеозаписи, слепки,
оттиски, планы и схемы, изготовленные
непосредственно в ходе следственного
действия, также должны быть удостоверены
следователем и понятыми, с соблюдением
соответствующих рекомендаций криминалистики,
и приложены к протоколу47.
Поскольку
доказательственными
Заключение.
В данной курсовой работе я осветил практические и теоретические проблемы проведения такого следственного действия, как осмотр места происшествия.
В ходе исследования данной темы следует прийти к следующим выводам. Закон различает несколько видов осмотра, в частности осмотр 1) места происшествия; 2) местности; 3) жилища; 4) иного помещения; 5) предметов; 6) документов (ст. 176 УПК РФ); 7) трупа (ст. 178 УПК РФ). Осмотр живых лиц называется освидетельствованием (ст. 179 УПК РФ).