Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа
В настоящее время в оперативно-розыскной и следственной практике довольно часто возникает необходимость исследования большого количества рукописных записей, подписей (при предоставлении на экспертизу большого количества документов), выполненных от имени различных лиц, на предмет их подлинности и о выполнении их проверяемыми (подозреваемыми). Даже в самых полных методических рекомендациях о назначении почерковедческих экспертиз и исследований невозможно предусмотреть все вероятные ситуации, возникающие в процессе расследования по уголовному делу либо оперативной проверки (разработки) по поводу идентификации записи (подписи) или лица, ее выполнившего. Поэтому необходимо при назначении указанных экспертиз (исследований) в каждом конкретном случае консультироваться с экспертами-почерковедами.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность почерковедческой экспертизы………………………………5
Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы…………………5
Задачи почерковедческой экспертизы……………………………………….6
Глава 2 .Методика почерковедческой экспертизы…………………………….11
2.1 Идентификационные признаки почерка……………………………………11
2.2 Основы методики почерковедческой экспертизы…………………………………17
2.3 Заключение эксперта-почерковеда: структура, оценка и использование следователем и судом………………………………………………………………26
2.4 Состояние и возможности почерковедческой экспертизы………………….31
Глава 3. Подготовка материалов для почерковедческой экспертизы…………34
Заключение………………………………………………………………………..39
Библиографический список………………………………………………………42
Особенно часто такие вопросы ставятся перед экспертом в случаях когда другими доказательствами по делу (например, показаниями свидетелей) установлено, что подпись была выполнена в очень необычных условиях больным человеком (например, подпись на завещании). В данном случае результатом сравнительного исследования является исключение или подтверждение условий, сходных с проверяемыми по характеризующим их признакам.
Иногда одной из задач неидентификационного исследования, которую ставят перед экспертом, является установление факта дописки слова или фразы к тексту, цифры к числу и т. д. Например, существенное значение может иметь установление того, выполнен ли весь текст накладной в одно и то же время либо некоторые из наименований товаров были дописаны позднее, после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием с применением методик как почерковедческой экспертизы, так и технической экспертизы документов.
Необходимость в определении времени выполнения рукописи может возникнуть при решении вопросов о приоритете научных открытий, давности составления завещаний.
Задачи, поставленные перед экспертом следователем или судом, определяют методику проведения экспертизы рукописного текста, а также процесс подготовки и оформления материалов, направляемых для исследования.
При необходимости установления исполнителя рукописного текста либо подписи следователь или суд должны представить эксперту, производящему экспертизу, свободные и экспериментальные образцы почерка (подписи) лица, в отношении которого проводится исследование.
Если
перед экспертом поставлена задача установить,
одним или разными лицами выполнены отдельные
фрагменты текста в исследуемом документе
или несколько текстов (подписей), то на
экспертизу представляются лишь исследуемые
документы (например, завещание с подписью
умершего лица). При проведении экспертизы
почерка по рукописям, выполненным в необычных
условиях, требуются образцы почерка или
подписей, выполненные в аналогичных условиях.
Глава 2.
Методика почерковедческой экспертизы
2.1. Идентификационные
признаки почерка
Для того чтобы установить, не исполнена ли рукопись тем или иным лицом, необходимо сравнить исследуемый почерк с почерком данного лица. Такое сравнение проводится по тем признакам, которые дают возможность различать почерки и идентифицировать писавшего. В результате научных исследований и практики почерковедческих экспертиз эти признаки были выделены, систематизированы и получили название идентификационных признаков письма.6
Под
идентификационным признаком
Особенности
письменно-двигательного навыка входят
в так
называемый идентификационный комплекс
признаков, который позволяет дифференцировать
почерки разных лиц и устанавливать исполнителя
рукописи.
Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Это процесс начинается задолго до поступления ребенка в школу еще в раннем дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте у ребенка формируется понятие о письме как средстве общения между людьми и как способе фиксации своих мыслей. В период дошкольного возраста ребенок контролирует не только некоторые свои движения, но и внимание. Формирование сознательных целенаправленных движений у него во многом зависит от условий выполнения графических упражнений, отношения родителей и воспитателей дошкольных учреждений к этим занятиям детей.7
Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные. Общие признаки почерка характеризуют в целом почерк определенного лица, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка.
Общие признаки условно можно разделить на три большие группы:
1)отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;
2) отражающие структурные характеристики движений;
3)отражающие отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические).
Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
1.
Выработанность почерка
Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко.
О малой выработаннсти почерка в первые периоды обучения письму свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями.
В противоположность школьному в маловыработанном практическом почерке признаки низкой координации движений, особенно неравномерность протяженности, направления и размещения движений, выражены еще более отчетливо. В связи с этим рукописи выглядят нестройными, нечеткими.
Средневыработанные почерки — этo нecфopмиpoвaвшийcя дo кoнцa пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo и быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний xapaктepизyeтcя нeycтoйчивocтью пpoтяжeннocти, нaпpaвлeния и paзмeщeния движeний пpи выпoлнeнии пиcьмeнныx знaкoв и иx элeмeнтoв. Тaкoмy пoчepкy cвoйcтвeнен cpeдний тeмп.
Высоковыработанные почерки — это вполне сформировавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для них характерны относительно большая точность движений, значительная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв.
2.
Координация движений при
Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений.
Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей рукописи.
3. Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым.
Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний.
Темп письма – признак, тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа.
4.Степень сложности движений, отображающихся в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма.
По степени сложности движений различают: 1) почерки простого строения; 2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения.
К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи.
Для
обладателей упрощенного
Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и буквы в целом.
Вместе с тем, несмотря на относительную устойчивость почерка конкретного лица, в нем (почерке) под воздействием различных обстоятельств могут наступить различные изменения. Недаром И. П. Павлов, называя системы временных связей стереотипами подчеркивал их динамичность, выражающуюся в изменчивости в зависимости от обстоятельств объективного и субъективного характера. «Образованные условные рефлексы,— отмечал И.П. Павлов,— представляют собой в высшей степени чувствительную величину – потому при обыкновенных жизненных условиях подлежат постоянным колебаниям».8
Подытожив
выше изложенное, следует сказать, что
почерк, как система зафиксированных
в рукописи письменных знаков, обладает
свойствами индивидуальности, относительной
устойчивости, сохраняемости и вариционности.
Это означает, что абсолютно любой почерк,
естественно при наличии достаточного
количества исследуемого и сравнительного
материала, можно идентифицировать, то
есть установить его исполнителя.
Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории
1. Как показывают наблюдения и экспертная практика, преобладающая форма движений при письме в соответствии с прописями – прямолинейно-дуговая. Но возможны и отклонения — угловая, петлевая, изломанная либо извилистая, а также разнотипные формы, являющиеся результатом сочетания различных форм движений.
2. Преобладающее направление движений рассматривается отдельно в отношении основных элементов, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв и букв в целом.
По данному признаку различают наклон правый, левый, косой правый и неравномерный, а также выделяют случай отсутствия наклона.
Направление движений при выполнении дугообразных элементов — левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке).
Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и расстановка): высота — большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее 2мм); разгон — большой, средний, малый; расстановка — широкая, узкая.
Степень связности (непрерывности) движений – высокая (5-6 букв), средняя (3-4 буквы), малая (1-2 буквы).
Степень и характер нажима — сильный, средний, слабый. Однако силу нажима бывает довольно трудно определить при письме шариковыми ручками.
Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений
1)Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа бумаги.
2)Размещение текста относительно срезов листа бумаги: наличие или отсутствие полей, их локализация, размер и конфигурация — прямолинейная, вертикальная, правонаклонная, левонаклонная.
3)Размещение
начального движения в первой строке абзаца
относительно начала других строк и предшествующей
строки
(размер красной строки или интервала
между абзацами).
4)Размер интервала между строками — большой, малый.
5)Размещение линии письма относительно бланковой строки — на типографской линовке, под типографской линовкой.
6)Направление письма в строке (положение строк относительно горизонтального среза бумаги) — горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.
7)Форма линии письма в строке — дугообразная выпуклая, дугообразная вогнутая, ступенчатая.
8)Размер интервалов между словами — большой, средний, малый.
9)Размещение движений при выполнении знаков препинания — относительно предшествующего слова, относительно линии письма или бланковой строки.