Науковедческие основы криминалистического автороведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой является изучение автороведческого метода, стадий исследования и объектов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ 4
2. АВТОРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
3.СУДЕБНО-АВТОРОВЕДЧЕСКОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

Файлы: 1 файл

КРИМИНАЛИСТИКА.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине 

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

на тему:

«Науковедческие основы криминалистического автороведения»

 

 

 

 

Выполнила:

 Студентка гр. ИБ761011:302

Сасалина М.В.

Проверила:

Дяблова Ю.Л.

 

 

 

 

 

Тула 2013

 

 

Оглавление


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В следственной практике лицам, ведущим расследование преступлений, часто приходится сталкиваться с различными документами. В последнее время понятие “документ'' значительно расширилось, сюда входят фото-, фоно-, кинодокументы. Объектами криминалистического исследования, как правило, являются письменные документы, т.е. такие документы, в которых при помощи различных графических обозначений закодирована какая-либо информация.

В зависимости от целей  и задач, стоящих перед следствием и специалистами, проводящими исследование, различают два вида криминалистического исследования документов: криминалистическое исследование письма; судебно-техническое исследование документов.

В свою очередь, криминалистическое исследование письма состоит из двух своеобразных подразделов: почерковедческое и автороведческое.    Почерковедческие    исследования    решают    задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) плана. К числу идентификационных относятся вопросы установления исполнителя рукописи или подписи. Неидентификационные исследования — это решение вопросов о половой принадлежности писавшего, его возрасте, некоторых физических и профессиональных особенностях и условиях выполнения рукописи или подписи. Автороведческими исследованиями решаются вопросы установления того, кто является автором (а не исполнителем) документа.  
Целью курсовой является изучение автороведческого метода, стадий исследования и объектов.

К компетенции судебно-автороведческой  экспертизы относится решение двух основных задач: 1) установление конкретного автора текста и 2) выяснение фактов неидентификационного характера. При решении первой задачи устанавливается подлинный или исключается предполагаемый автор; констатируется факт создания документов одним или разными авторами; выясняется тот факт, что автор или исполнитель не одно и то же лицо. Вторая задача включает установление принадлежности текста к определенному функциональному стилю речи; факта намеренного искажения письменной речи, а также иных фактов, относящихся к условиям создания текста документа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

 

 

При исследовании рукописных текстов различают отдельные  группы признаков, необходимые для  получения информации о пишущем. К ним относятся признаки письменной речи, пространственной ориентации движений (топографические) и почерка.

Письменная  речь. Это деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора, о внешних и внутренних факторах, воздействовавших на него в период исполнения рукописи. Отдельные слова, словосочетания, предложения не могут рассматриваться как объекты, несущие признаки письменной речи. Для этого необходим текст, исполненный на 1 — 2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой.

Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы: 1) степень грамотности пишущего; 2) словарный запас; 3) стиль изложения.

Степень грамотности связывают с наличием в рукописи различных грамматических ошибок и особенностей, выражающихся в неправильном написании отдельных слов и фраз. Грамматические признаки устойчивы и иногда составляют идентификационный комплекс. Лексические признаки (словарный запас) — это употребление профессиональных терминов, старых, вышедших из употребления слов, местных диалектов. Человек может обладать большим или малым запасом слов. Частое употребление одних и тех же слов свидетельствует о небольшом словарном запасе.

Стиль изложения характеризует манеру излагать мысли, привычку строить предложения, которые могут быть простыми, лаконичными или витиеватыми, сложными. Стиль может быть литературным, разговорным, последовательным, беспорядочным. В  сложных предложениях выявляют их структуру,  наиболее  часто встречающиеся обороты, употребление сравнений, пословиц, афоризмов.

Топографические признаки письма, или признаки пространственной    ориентации движений.  Это устойчивые    привычки размещения    текста. При изучении топографии обращают внимание на поля, абзацы, красные строки, строение строк по направлению, размеры между ними, на величину промежутков между словами. Сюда же можно отнести привычки выделять в тексте отдельные слова, способ сокращения и переноса слов, написание дат, нумерацию страниц. Если имеются обращения или подписи, исследуют их размещение относительно текста или срезов бумаги.

Почерк. Его признаки обычно делят на общие и частные. К общим относится степень выработанности, конструктивная сложность, общее направление движения, а также размер букв, их разгон, наклон, связность и темп исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АВТОРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Сформировавшись на основе судебного почерковедения, автороведческая  экспертиза вышла за пределы исследования рукописных текстов, дополнив их текстовым материалом, выполненным с помощью машинописи и всех иных способов множительной техники и полиграфии. Как самостоятельный вид криминалистического исследования документов, криминалистическое автороведение синтезирует данные многих специальных наук, изучающих закономерности письменной речи: лингвистики, психологии, психолингвистики, социологии, теории коммуникации, логики и ряда других, и разрабатывает методы ее исследования для решения возникающих криминалистических задач.

Научную основу судебно-автороведческой  экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность его письменной речи, и о методах  исследования авторства.

Объектом автороведческой экспертизы становятся тексты документов, относящиеся к бытовому, публицистическому и официально-деловому сталям речи.

Криминалистическое автороведение  имеет своими целями установление конкретного  автора одного или нескольких анонимных документов (идентификационная задача), а также установление принадлежности автора к определенной группе лиц в зависимости от его образовательного уровня, профессии, наличия навыков определенного стиля письменной речи, его социально-демографического портрета и т.п. (классификационно-диагностическая задача). Криминалистическое автороведение основано на результатах изучения закономерностей речевого поведения человека, определяющих индивидуальность письменной речи, ее динамическую устойчивость и вариационность. Письменная речь как объект криминалистического изучения представляет собой сложную саморегулирующуюся систему, основу которой составляет комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков. К языковым навыкам относятся пунктуационные, орфографические, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические. Пунктуационные и орфографические навыки связаны непосредственно с письмом и сами по себе существовать не могут. Они выполняют в письменной речи второстепенную, вспомогательную роль. Интеллектуальные навыки – навыки мышления, памяти – определяют способ познания действительности, присущий человеку и обусловленный его индивидуальным опытом и особенностями психики.

     Текст документа — это всегда единство двух основных сторон: смысловой (содержание) и формально-языковой. Содержание документа выражается языковыми средствами, однако оно регулируется не нормами языка, а в основном социально-психологическими факторами. Отсюда по тексту всегда можно сделать вывод о той реальной среде, которая окружает автора (социальной, этической, профессиональной), и, в определенной мере, о тех знаниях, которыми он обладает. Это имеет большое значение для органов расследования в их поисковой деятельности. Особенности языковой организации (синтаксические, морфологические и др.) индивидуальны для каждого человека, а поэтому играют существенную роль при отождествлении личности.

Для решения задач  автороведческой экспертизы необходимо иметь текст, минимальный объем которого 500 слов. В структурных свойствах исследуемого текста содержится информация, используемая для установления автора текста. С одной стороны, это информация о познаваемом объекте, предмете мысли, в которой могут содержаться конкретные сведения о лицах, предметах, явлениях, известных только определенному автору. Изучение и использование такой информации не требует специальных знаний, но на начальном этапе исследования она может быть использована для создания условной модели автора текста. С другой стороны, текст документа содержит информацию о познающем субъекте, пораженную его языковыми особенностями. В отличие от первой, эта информация может быть установлена с помощью специальных знаний, позволяющих «раскодировать» структурную организацию текста и получить данные об уровне образования автора, его этических взглядах, эмоциональном состоянии и других свойствах личности, заключенных в соответствующих признаках письменной речи.

Ряд вопросов неидентификационного плана (психические расстройства, необычные писихофизиологические состояния) могут быть решены лишь при комплексном исследовании с участием специалистов в области психиатрии или невропатологии.

Методика экспертного  исследования основывается на анализе  лингвистических, логико-психологических, психологических и иных методик.

Письменная речь есть фиксируемая в рукописи деятельность индивида, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного  языкового коллектива. Эту деятельность следует рассматривать    как    сложно    организованную    систему, функционирование которой осуществляется на основе комплекса качественно неоднородных навыков. Выделяется два основных типа навыков — языковые и интеллектуальные, имеющие большое значение при исследовании рукописей. Наличие в текстах каких-то жаргонных слов, архаизмов, характерного стиля изложения, отклонений от общепринятых языковых норм, как правило, является основанием для выдвижения конкретных следственных версий.

Для производства автороведческой  экспертизы с целью идентификации автора определенного текста необходимо иметь образцы письменной речи проверяемых лиц. Эти образцы, как и в почерковедческой экспертизе, могут быть свободными, экспериментальными и условно свободными.

Свободные образцы письменной речи – это тексты, составленные подозреваемым лицом вне связи с расследуемым событием и до его возникновения. Они должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения текста, стилю письменной речи, адресату и характеру речевого общения с ним, по состоянию автора.

Требование о соответствии образцов исследуемому тексту по языку  изложения означает, что образцы  письменной речи должны быть выполнены  на том же языке, что и исследуемый  документ. Важность этого требования определяется тем, что синтаксические, лексико-фразеологические, стилистические элементы и структуры в разных языках существенно различаются.

Необходимость соблюдения требования о выполнении образцов и  исследуемого документа в один и  тот же период времени связана  с тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. По мере становления и развития личности, к результате воздействия множества факторов субъективного и объективного характера (обучение, приобретенная профессия, социальная, национальная и профессиональная среда и т.п.) письменная речь человека претерпевает существенные изменения: повышается общий уровень грамотности, увеличивается лексический состав, усложняются стилистические особенности и синтаксис. И, напротив, в преклонном, старческом возрасте, в результате возрастных, биологических и психофизических изменений в организме нередко происходят также изменения письменной речи к сторону упрощения и нарушения смысловой и языковой структур изложения.

 

 

 

3.СУДЕБНО-АВТОРОВЕДЧЕСКОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

 

Судебно-автороведческое экспертное исследование состоит из нескольких стадий: подготовительной; аналитической (стадия раздельного исследования); сравнительной; синтезирующей, формирующей вывод.

На подготовительной стадии эксперт  знакомится с постановлением (определением) о назначении экспертизы и поступившими материалами, оценивает их с точки зрения количества и качества, достаточности для экспертного исследования.

На аналитической стадии производится раздельный анализ исследуемого текста и образцов письменной речи проверяемого лица. В результате такого анализа определяются стиль письменной речи, свойства лексико-фразеологических, синтаксических и стилистических навыков – уровень их развития – и особенности. Если проверяемых лиц несколько, проводится четкая дифференциация языковых навыков каждого лица.

Информация о работе Науковедческие основы криминалистического автороведения