Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 20:52, курсовая работа
Цель исследования состоит в комплексном уголовно-правовом и криминологическом научном исследовании характерных черт и предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации в Российской Федерации. Основными задачами исследования являются анализ норм права, устанавливающих уголовную ответственность; исследование проблемы квалификации преступления и проблемы привлечения к уголовной ответственности; раскрытие основных причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере компьютерной информации.
Реферат
Обозначения и сокращения
Введение
1. Уголовно-правовая характеристика составов преступлений в сфере компьютерной информации и проблемы их квалификации
1.1 Компьютерная информация как объект уголовно-правовой охраны
1.2 Неправомерный доступ к компьютерной информации: состав преступления, проблемы квалификации
1.3 Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, состав преступления, проблемы квалификации
1.4 Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети: состав преступления, проблемы привлечения к ответственности
2. Криминологический аспект преступлений в сфере компьютерной информации
2.1 Криминологическая характеристика личности преступника
2.2 Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере компьютерной информации
2.3 Меры по предупреждению преступлений в сфере компьютерной информации
2.4 Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации
Заключение
Список литературы
2.
Возбуждение уголовных дел и
производство неотложных
3.
Выявление лиц, групп и
4.
Выполнение поручений
Аналогичные подразделения созданы и в других российских правоохранительных органах - Генеральной прокуратуре и Федеральной службе безопасности.
1. Аналитическую разведку совершенствование информационного - аналитического обеспечения деятельности подразделении криминальной милиции, изучение перспективных средств и методов поиска и сопоставительного анализа самой разнообразной, имеющей значение для борьбы с данным компьютерным преступлением информации от материалов средств массовой информации в электронных библиотеках сети Интернет до конкретных оперативных данных. Целью такого анализа является формирование новых знаний о способах совершения неправомерного доступа к компьютерной информации, способах его сокрытия, выявления фактов несанкционированного доступа о которых не поступило заявлений в правоохранительные органы и.т.п.
2. Компьютерную разведку - применение средств и методов организации гласного и негласного получения информации, хранимой и обрабатываемой компьютерными системами для получения сведений о готовящихся преступлениях. Деятельность по скрытому получению компьютерной информации может предусматривать как непосредственный доступ к интересующим информационным ресурсам, так и перехват электронных сообщений, передаваемых по компьютерным проводам и радиосетям.
3. Обеспечение информационной безопасности органов внутренних дел которое распространяется от защиты субъектов и интересов органов внутренних дел от недоброкачественной информации до защиты ведомственной информации ограниченного доступа, информационных технологий и средств их обеспечения. Информационная безопасность ОВД определяется надежностью систем ее обеспечения включая надежность аппаратных средств и программного обеспечения [35, c.75].
Международное сотрудничество при расследовании рассматриваемого преступления осуществляется в формах[26, c.495]:
а) обмена информацией, в том числе:
-
о готовящемся или совершенном
неправомерном доступе к
-
о формах и методах
- о способах его совершения
-
о национальном
б) исполнения запросов о провидении оперативно - розыскных мероприятий, а также процессуальных действий, в соответствии с международными договорами о правовой помощи.
в) планирования и проведения скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию неправомерного доступа к компьютерной информации.
г) оказания содействия ив подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем стажировки специалистов, организации конференций, семинаров, и учебных курсов.
д) создания информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию данного преступления.
е) проведения совместных научных исследований по представляющим взаимный интерес проблемам борьбы с рассматриваемым преступлениями, а с другой стороны- увеличить объем информации, проходящей через государственные СМИ, направленной на повышение уровня правовой, информационной и компьютерной культуры общества.
Организационные
мероприятия по предупреждению неправомерного
доступа к компьютерной информации
рассматриваются многими
Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно- технических средств защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Правительство Российской Федерации определяет порядок осуществления такого контроля. В организациях обрабатывающих государственную информацию с ограниченным доступом создается специальные службы обеспечивающие защиту такой информации[79, c.30].
Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации, в случае невыполнения этих требований. Он также вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. Соответствующие органы определяет Правительство Российской Федерации. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой информации и результатов проверки. Субъектами, осуществляющими профилактику неправомерного доступа к компьютерной информации являются правоохранительные органы, поскольку профилактическая деятельность составляет обязательную составную часть правоохранительной деятельности: органы межведомственного контроля, отраслевые органы управления, международные органы и общественные организации, а так же непосредственные руководители предприятий и организаций в которых обращается конфиденциальная компьютерная информация ответственные сотрудники по информационной безопасности. Практика борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации показывает, что положительный результат можно получить только при использовании комплекса правовых, организационных и технических мер предупреждения неправомерного доступа к компьютерной информации, причем все они одинаково важны и лишь дополняя друг друга образуют целенаправленную систему предупреждения и профилактики исследуемого преступления.
2.4 Международное сотрудничество
в борьбе с преступлениями
в сфере компьютерной
Исходя
из изложенного, можно сделать выводы
о том, что сложность компьютерной
техники, неоднозначность квалификации,
а также трудность сбора
Например, только по данным ГИЦ МВД России, в 2007-2009 гг. выявлено 26821 преступление преступлений с использованием электронных средств доступа. По данным Федеральной службы реагирования на ЧП в компьютерном пространстве, только в 2008г. было зарегистрировано 9010 преступлений, из них раскрыто-8419, на 24% больше, чем в предыдущем году. За 2009г. раскрыто-9991 из 10575 (на 43,6% больше, чем в 2008г.) В первом квартале 2010г. преступлений в данной сфере было зарегистрировано 11918 (из них 1230 – в январе, 3634 – в феврале, 2541 – в марте и 4513 – в апреле), среди которых раскрыто 10488 (более 88 %). Обнаружить удается менее 15% всех преступлений этого рода и лишь 10% из них предаются огласке. Понятно, что без тщательно отработанных методик расследования, помогающих людям обрести чувство защищенности, под сомнением оказывается - ни больше ни меньше - стабильность сегодняшних военных и коммерческих предприятий, не говоря уже об электронной торговле на базе Internet. Результаты статистического анализа убытков и типов преступлений не могут считаться достаточно корректными, поскольку, во-первых, не все группы жертв смогли предоставить достоверные сведения о своих финансовых потерях, а во-вторых, чисто денежными потерями ущерб в данном случае далеко не ограничивается.
Подобная картина требует кардинальных решений на международном уровне. И первые попытки уже сделаны. Надо отметить, что российские правоохранительные органы в достаточной степени осознали угрозу которую таит в себе информатизация общества и государства. В меру возможностей, отпущенных финансированием ведомства пытаются делать упреждающие шаги. Создавать компьютерную сеть МВД у нас начали еще в 1991году, понимая, что с бумажными картотеками много преступников не наловишь. Программное обеспечение для управления базами данных, в которых МВД хранит миллионы записей, приобретено у не менее знаменитой американской фирмы Oracle. Создание милицейской компьютерной сети, которая в конце концов должна раскинуться от Калининграда до Южно-Сахалинска, - сегодня один из глобальных российских информационных проектов, который выполняется четко и в положенные сроки. Остается пожелать, чтобы подобная сеть сама не стала объектом посягательств преступников.
В ходе проведенного исследования:
-
выявлены недостатки
-
дана общая характеристика
-рассмотрен
состав преступления по ст. 272
"Неправомерный доступ к
-исследованы
проблемы квалификации
-
проанализированы проблемы
-дана
криминологическая
-установлены
основные особенности личности
компьютерных преступников, совершающих
неправомерный доступ к
-указаны
основные факторы,
-рассмотрены
меры по предупреждению
Новизна работы определяется также теми результатами исследования:
1.
Компьютерная сфера является
основой для возникновения
2.
Применение компьютерных
3.
Проанализировав
-
в существующем понятийном
-
основным из недостатков в
использовании названных
Информация о работе Криминологический аспект преступлений в сфере компьютерной информации