Криминологический аспект преступлений в сфере компьютерной информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в комплексном уголовно-правовом и криминологическом научном исследовании характерных черт и предупреждения преступлений в сфере компьютерной информации в Российской Федерации. Основными задачами исследования являются анализ норм права, устанавливающих уголовную ответственность; исследование проблемы квалификации преступления и проблемы привлечения к уголовной ответственности; раскрытие основных причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере компьютерной информации.

Оглавление

Реферат

Обозначения и сокращения

Введение

1. Уголовно-правовая характеристика составов преступлений в сфере компьютерной информации и проблемы их квалификации

1.1 Компьютерная информация как объект уголовно-правовой охраны

1.2 Неправомерный доступ к компьютерной информации: состав преступления, проблемы квалификации
1.3 Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, состав преступления, проблемы квалификации
1.4 Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети: состав преступления, проблемы привлечения к ответственности
2. Криминологический аспект преступлений в сфере компьютерной информации

2.1 Криминологическая характеристика личности преступника

2.2 Факторы, способствующие совершению преступлений в сфере компьютерной информации

2.3 Меры по предупреждению преступлений в сфере компьютерной информации

2.4 Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 104.18 Кб (Скачать)

     2. Возбуждение уголовных дел и  производство неотложных следственных  действий, при необходимости пресечение  указанных преступлений.

     3. Выявление лиц, групп и сообществ,  занимающихся противоправной деятельностью  в данной области, документирование  их преступной деятельности, проведение  мероприятий по предупреждению  таких преступлений.

     4. Выполнение поручений следователей  по расследованию указанных преступлений, производство оперативно - розыскных  мероприятий, а также участие  в расследовании в составе  следственно - оперативных групп.

     Аналогичные подразделения созданы и в  других российских правоохранительных органах - Генеральной прокуратуре  и Федеральной службе безопасности.

     1. Аналитическую разведку совершенствование информационного - аналитического обеспечения деятельности подразделении криминальной милиции, изучение перспективных средств и методов поиска и сопоставительного анализа самой разнообразной, имеющей значение для борьбы с данным компьютерным преступлением информации от материалов средств массовой информации в электронных библиотеках сети Интернет до конкретных оперативных данных. Целью такого анализа является формирование новых знаний о способах совершения неправомерного доступа к компьютерной информации, способах его сокрытия, выявления фактов несанкционированного доступа о которых не поступило заявлений в правоохранительные органы и.т.п.

     2. Компьютерную разведку - применение средств и методов организации гласного и негласного получения информации, хранимой и обрабатываемой компьютерными системами для получения сведений о готовящихся преступлениях. Деятельность по скрытому получению компьютерной информации может предусматривать как непосредственный доступ к интересующим информационным ресурсам, так и перехват электронных сообщений, передаваемых по компьютерным проводам и радиосетям.

     3. Обеспечение информационной безопасности органов внутренних дел которое распространяется от защиты субъектов и интересов органов внутренних дел от недоброкачественной информации до защиты ведомственной информации ограниченного доступа, информационных технологий и средств их обеспечения. Информационная безопасность ОВД определяется надежностью систем ее обеспечения включая надежность аппаратных средств и программного обеспечения [35, c.75].

     Международное сотрудничество при расследовании  рассматриваемого преступления осуществляется в формах[26, c.495]:

     а) обмена информацией, в том числе:

     - о готовящемся или совершенном  неправомерном доступе к компьютерной  информации и причастных к  нему физических и юридических  лицах.

     - о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия  и расследования данного преступления.

     - о способах его совершения

     - о национальном законодательстве  и международных договорах, регулирующих  вопросы предупреждения выявления  пресечения, раскрытия и расследования как рассматриваемого преступления, так и других преступлений в сфере компьютерной информации.

     б) исполнения запросов о провидении оперативно - розыскных мероприятий, а также  процессуальных действий, в соответствии с международными договорами о правовой помощи.

     в) планирования и проведения скоординированных  мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и  расследованию неправомерного доступа  к компьютерной информации.

     г) оказания содействия ив подготовке и  повышении квалификации кадров, в  том числе путем стажировки специалистов, организации конференций, семинаров, и учебных курсов.

     д) создания информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию данного преступления.

     е) проведения совместных научных исследований по представляющим взаимный интерес  проблемам борьбы с рассматриваемым  преступлениями, а с другой стороны- увеличить объем информации, проходящей через государственные СМИ, направленной на повышение уровня правовой, информационной и компьютерной культуры общества.

     Организационные мероприятия по предупреждению неправомерного доступа к компьютерной информации рассматриваются многими специалистами, занимающимися вопросами безопасности компьютерных систем как наиболее важные и эффективные. Это связано с  тем что они являются фундаментом на котором строится вся система защиты компьютерной информации от неправомерного доступа.

     Контроль  за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных  программно- технических средств защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Правительство Российской Федерации определяет порядок осуществления такого контроля. В организациях обрабатывающих государственную информацию с ограниченным доступом создается специальные службы обеспечивающие защиту такой информации[79, c.30].

     Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации, в случае невыполнения этих требований. Он также вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. Соответствующие органы определяет Правительство Российской Федерации. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой информации и результатов проверки. Субъектами, осуществляющими профилактику неправомерного доступа к компьютерной информации являются правоохранительные органы, поскольку профилактическая деятельность составляет обязательную составную часть правоохранительной деятельности: органы межведомственного контроля, отраслевые органы управления, международные органы и общественные организации, а так же непосредственные руководители предприятий и организаций в которых обращается конфиденциальная компьютерная информация ответственные сотрудники по информационной безопасности. Практика борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации показывает, что положительный результат можно получить только при использовании комплекса правовых, организационных и технических мер предупреждения неправомерного доступа к компьютерной информации, причем все они одинаково важны и лишь дополняя друг друга образуют целенаправленную систему предупреждения и профилактики исследуемого преступления.

 

      2.4 Международное сотрудничество  в борьбе с преступлениями  в сфере компьютерной информации 

     Исходя  из изложенного, можно сделать выводы о том, что сложность компьютерной техники, неоднозначность квалификации, а также трудность сбора доказательственной информации не приведет в ближайшее  время к появлению большого числа  уголовных дел, возбужденных по статьям 272-274 УК. Кроме этого, нас ждет появление  таких специфических форм компьютерных правонарушений, к которым не применимы  составы преступлений, предусмотренные  вышеуказанными статьями. Но все же попытка реализации уголовно-правовой политики России в новой для нее  области - сфере компьютерных правоотношений, поможет снять накопившиеся здесь  противоречия, защитить права заинтересованных лиц. Ее успех будет зависеть от многих факторов политического, экономического, научно-технического, организационного характера. Немаловажное значение будет  играть понимание правоведами транснационального характера компьютерной преступности и, как следствие, установление международных  контактов с правоохранительными  структурами. Такими же значимыми факторами  будут и контакты с частными охранными  структурами и структурами информационной безопасности в кредитно-денежной сфере. Сегодняшние реалии заставляют двигаться  в этих направлениях. По данным правоохранительных органов криминальное поле кредитно-банковской системы активно заполняется  преступлениями, связанными с использованием электронных средств доступа  к информации (компьютерные, телекоммуникационные системы, кредитные карточки и др.). Для правоохранительных органов  эта проблема наиболее остро встает в связи с переходом абсолютного  числа банковских и финансовых структур на расчеты с использованием компьютерных сетей.

     Например, только по данным ГИЦ МВД России, в 2007-2009 гг. выявлено 26821 преступление преступлений с использованием электронных средств доступа. По данным Федеральной службы реагирования на ЧП в компьютерном пространстве, только в 2008г. было зарегистрировано 9010 преступлений, из них раскрыто-8419, на 24% больше, чем в предыдущем году. За 2009г. раскрыто-9991 из 10575 (на 43,6% больше, чем в 2008г.) В первом квартале 2010г. преступлений в данной сфере было зарегистрировано 11918 (из них 1230 – в январе, 3634 – в феврале, 2541 – в марте и 4513 – в апреле), среди которых раскрыто 10488 (более 88 %). Обнаружить удается менее 15% всех преступлений этого рода и лишь 10% из них предаются огласке. Понятно, что без тщательно отработанных методик расследования, помогающих людям обрести чувство защищенности, под сомнением оказывается - ни больше ни меньше - стабильность сегодняшних военных и коммерческих предприятий, не говоря уже об электронной торговле на базе Internet. Результаты статистического анализа убытков и типов преступлений не могут считаться достаточно корректными, поскольку, во-первых, не все группы жертв смогли предоставить достоверные сведения о своих финансовых потерях, а во-вторых, чисто денежными потерями ущерб в данном случае далеко не ограничивается.

     Подобная  картина требует кардинальных решений  на международном уровне. И первые попытки уже сделаны. Надо отметить, что российские правоохранительные органы в достаточной степени  осознали угрозу которую таит в себе информатизация общества и государства. В меру возможностей, отпущенных финансированием ведомства пытаются делать упреждающие шаги. Создавать компьютерную сеть МВД у нас начали еще в 1991году, понимая, что с бумажными картотеками много преступников не наловишь. Программное обеспечение для управления базами данных, в которых МВД хранит миллионы записей, приобретено у не менее знаменитой американской фирмы Oracle. Создание милицейской компьютерной сети, которая в конце концов должна раскинуться от Калининграда до Южно-Сахалинска, - сегодня один из глобальных российских информационных проектов, который выполняется четко и в положенные сроки. Остается пожелать, чтобы подобная сеть сама не стала объектом посягательств преступников.

 

      Заключение

 

     В ходе проведенного исследования:

     - выявлены недостатки законодательной  техники при конструировании  ст. 272 УК РФ, сформулированы и  обоснованы рекомендации по решению  ряда задач прикладного характера;

     - дана общая характеристика составов  преступлений в сфере компьютерной  информации и проблемы их квалификации;

     -рассмотрен  состав преступления по ст. 272 "Неправомерный доступ к компьютерной  информации" и проблемы квалификации  данного преступления;

     -исследованы  проблемы квалификации преступления  по ст.273 "Создание, использование  и распространение вредоносных  программ для ЭВМ";

     - проанализированы проблемы привлечения  к уголовной ответственности  по ст.274 УК РФ "Нарушение правил  эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ  или их сети

     -дана  криминологическая характеристика  особенностям преступлений в  сфере компьютерной информации;

     -установлены  основные особенности личности  компьютерных преступников, совершающих  неправомерный доступ к компьютерной  информации;

     -указаны  основные факторы, способствующие  совершению преступлений;

     -рассмотрены  меры по предупреждению преступлений  в сфере компьютерной информации  и обобщен опыт международного  сотрудничества в борьбе против  преступлений данного вида.

     Новизна работы определяется также теми результатами исследования:

     1. Компьютерная сфера является  основой для возникновения нового  вида общественных отношений  - компьютерных, которые, в свою  очередь, стали одним из объектов  уголовно-правовой охраны.

     2. Применение компьютерных технологий  для обработки информации повлекло  появление новых преступлений  — преступлений в сфере компьютерной  информации.

     3. Проанализировав терминологический  аппарат, использованный законодателем  при конструировании состава  ст. 272 УК РФ, установлено следующее:

     - в существующем понятийном аппарате  гл. 28 УК РФ отсутствует качественная  определенность, что несовместимо  с требованиями законодательной  техники;

     - основным из недостатков в  использовании названных признаков  является то, что все они не  имеют количественного выражения  и не могут характеризоваться  различной интенсивностью проявления;

Информация о работе Криминологический аспект преступлений в сфере компьютерной информации