Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 11:39, контрольная работа
Криминалистика – наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных методах и средствах судебного исследования и предотвращения преступлений.1
Введение……………………………………………………………………….3
Научные основы криминалистического исследования письма……………………………………………………………………………...5
Идентификационные признаки письма………...…………………………7
Подготовка криминалистического исследования письма. Основы идентификационной экспертизы письма…………………..…………………..13
Заключение………………………………………………………………..….17
Список литературы…………………………………………………………..19
– диалектизмы – слова, характерные для жителей определенного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие диалектные слова как «зараз» – сейчас, «держак» – черенок для вил или лопаты;
– варваризмы – неправильно употребляемые слова и выражения, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;
– вульгаризмы – слова грубые, нелитературные;
– идиомы – своеобразные обороты речи, свойственные какому-нибудь языку и непереводимые дословно на другой язык. Например, «чудеса в решете», «козел отпущения» и т.п.
Фразеология – это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т.п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, в то время как «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» – типичны для лиц образованных и начитанных.
Изобразительно-выразительные средства – это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.
Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.
Стиль в определенной степени отражает личность пишущего, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.
Стиль может быть научным, публицистическим
(журнально-газетным), официально-документальным
(канцелярским), производственно-техническим,
художественно-
Топография письма – размещение текста на листе бумаги. Идентификационные признаки топографии – привычные для данного пишущего особенности такого размещения. Топографическими признаками являются:
На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.
Когда в результате следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации автора анонимного документа.
К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются определенные требования с точки зрения их объема, происхождения, времени исполнения и тематики.
Рекомендуется, чтобы образцы по объему были до пяти страниц машинописного и до десяти страниц рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных особенностей навыков письменной речи автора.
По своему происхождению различают свободные и экспериментальные образцы письма.
Свободными образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы личного дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы.
Экспериментальные образцы – это тексты, выполненные подозреваемым в связи с расследованием дела по предложению следователя. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов производится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста.
В этих образцах обязательно должны быть тексты, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.
При анализе письменной речи экспериментальные образцы могут быть использованы только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков.
При автороведческих экспертизах экспертам можно предложить следующие вопросы:
– не является ли автором анонимного документа гражданин «Н», образцы письма которого представлены;
– одним или разными лицами
составлен представленный
– какие данные о личности автора документа можно получить путем анализа признаков письменной речи.
Основы идентификационной экспертизы письма.
В целях идентификации автора, исполнителя рукописного текста, лица, учинившего подпись в документе, проводятся автороведческая и почерковедческая экспертизы. Процесс идентификационного исследования письма складывается из нескольких последовательных этапов (стадий):
1. предварительное исследование (осмотр) поступивших материалов;
2. раздельный анализ объектов;
3. сравнительное исследование;
4. оценка
результатов сравнения и
Предварительное исследование заключается в ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы, с обстоятельствами дела и в осмотре поступивших материалов. При этом уясняется задача исследования, определяется пригодность собранного материала для разрешения поставленных вопросов, устанавливается наличие или отсутствие искусственных изменений (искажений) письменной речи и почерка в документах, автора и исполнителя которых предстоит установить, решается вопрос о том, является ли автор исследуемого документа одновременно и его исполнителем. Искусственные изменения письменной речи могут быть установлены по наличию грубых грамматических ошибок орфографического и синтаксического характера при хорошо выработанном почерке, по наличию ошибок в простых по написанию словах и предложениях при правильном написании сложных слов и синтаксических конструкций. Искажения почерка производятся с целью маскировки своего почерка или имитации почерка (подражания почерку) другого лица. Маскировка может быть совершена путем письма левой рукой, печатными буквами, с изменением общих признаков почерка. Подстройка под почерк другого лица чаще всего имеет место при подделке подписей. При этом в подписи могут появиться признаки рисовки письменных знаков. Подделыватель вынужден замедлять движения руки, делать остановки, чтобы сориентироваться в способе выполнения последующих штрихов, подрисовывать (подправлять) отдельные элементы букв и росчерка. Результаты предварительного исследования позволяют выбрать методы дальнейшей работы с документами.
Раздельный анализ сравниваемых документов производится с целью выделения признаков письма (письменной речи и почерка), которые могут быть положены в основу заключения о наличии или отсутствии тождества автора или исполнителя. Тщательной разработке подвергается весь комплекс признаков, которые могут быть выделены для последующего сравнения. Выделение признаков обычно начинается с исследуемых (спорных, анонимных) документов. На листе бумаги в отношении каждого из них (если их несколько) фиксируются общие характеристики и отдельные особенности письменной речи, топографии, общие и частные признаки почерка. Частные признаки почерка разрабатываются путем зарисовки с разметкой особенностей выполнения вариантов письменных знаков в начале, середине и конце слов. В идентификационный комплекс включаются те из них, которые в соответствии с таблицами частот встречаемости обладают наибольшей информативной значимостью. Такая же кропотливая работа проводится и в отношении образцов рукописей лиц, подозреваемых (проверяемых) в авторстве или исполнительстве.
Выделенные признаки подвергаются сравнительному исследованию, в процессе которого выявляются совпадения или (и) различия в них, дается оценка совпадающим и различающимся признакам в отдельности и комплексам в целом и формулируется вывод о наличии или отсутствии тожества. Положительный вывод о тождестве исполнителя по почерку объективно проверяется математическими методами – подсчетом надежности, неповторимости, совокупности признаков, положенных в основу вывода эксперта.
В результате исследования подписи в документе может быть установлен не только факт имевшей место подделки, но в ряде случаев может быть установлено и лицо, совершившее эту подделку. В зависимости от характера выделенных в процессе раздельного анализа признаков и результатов сравнительного исследования выводы эксперта могут быть сформулированы в категорической или вероятностной (предположительной) форме с указанием степени вероятности. В тех случаях, когда сравниваемые (чаще всего это исследуемые) документы не содержат комплекса признаков, необходимого для какого-либо вывода (даже в вероятностной форме), эксперт вправе отказаться от дачи заключения, обоснованно мотивировав свой отказ.4
Заключение
Криминалистическое исследование письма – раздел криминалистического исследования документов, включающий систему научных положений и основанных на них средств, приемов и методов использования и исследования рукописных документов на основе анализа письменной речи и почерка в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.
Письмо – средство запечатления мыслей человека с помощью специальных знаков, передающих элементы речи (звуки, слоги, слова). Специально созданные знаковые системы письма служат средством выражения определенного содержания и обеспечивают возможность общения людей, получения информации.
Почерк – зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.
Формирование такого навыка происходит одновременно с обучением письму. Этот процесс начинается до поступления ребенка в школу и заканчивается примерно в 20 – 25 лет. Физиологической основой формирования почерка является система временных связей, образующихся в результате многократных упражнений, что приводит к возникновению соответствующего динамического стереотипа.
Факторы, влияющие на формирование почерка:
– субъективные – анатомические особенности пишущего (строение рук, глаз, недостатки зрения и т.п.); психофизиологические особенности обучающегося письму (восприятие письменных знаков, запоминание строения письменных знаков в целом и их элементов, внимание и осознание движений при обучении письму); тип нервной системы и память;
Информация о работе Контрольная работа по "Криминалистическое исследование письма "