Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 11:39, контрольная работа
Криминалистика – наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных методах и средствах судебного исследования и предотвращения преступлений.1
Введение……………………………………………………………………….3
Научные основы криминалистического исследования письма……………………………………………………………………………...5
Идентификационные признаки письма………...…………………………7
Подготовка криминалистического исследования письма. Основы идентификационной экспертизы письма…………………..…………………..13
Заключение………………………………………………………………..….17
Список литературы…………………………………………………………..19
ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(ЧИ ФГБОУ ВПО «БГУЭП»)
Кафедра уголовно – правовых дисциплин
Контрольная работа
Дисциплина: Криминалистическое исследование письма
Вариант 3
Исполнитель:
Проверил:
Чита, 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Криминалистика – наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных методах и средствах судебного исследования и предотвращения преступлений.1
В практике расследования и судебного рассмотрения уголовных дел нередко возникает необходимость в производстве криминалистического исследования письма, назначении судебно-почерковедческой либо судебно-почерковедческой экспертизы.
Целью такого исследования, как правило, является установление автора и исполнителя рукописи. Чаще всего оно проводится в отношении обвиняемого, но иногда - и в отношении свидетелей, потерпевших, иных участников процесса.
Заключения почерковедческой и автороведческой экспертиз являются важным источником доказательств. Именно поэтому практические работники органов дознания, следствия, прокуратуры и суда должны быть знакомы с научными основами и практическими аспектами данного вида использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве.
Криминалистическое исследование письма имеет давнюю историю. Первые известные попытки использования знаний "сведущих людей" с целью установления авторства документов относятся к ХV-ХVI векам. Во второй половине ХIХ столетия в русских и зарубежных уголовных процессах использование сведений о почерке стало весьма частым явлением. Однако в большинстве случаев подобные "экспертизы" были лишены подлинно научной основы и нередко влекли за собой судебные ошибки.2
Развитие новейших методик в этой области криминалистики, позволяет с достаточной высокой точностью устанавливать авторство исполнителя того либо иного документа. Актуальность данной темы заключается также в том, что криминалистическое исследование документов и в частности криминалистическое исследование письма, является одним из самых распространенных видов криминалистических экспертиз.
В практике расследования и судебного рассмотрения уголовных и гражданских дел нередко возникает необходимость выполнить криминалистическое исследование письма с целью установления автора и исполнителя рукописи.
Письмо - исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и расширении этого общения. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью определенной системы символов, знаков, букв и закрепления их во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.).
Письмо прошло длительный, многовековой путь развития от первобытной примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью.
Освоение письма базируется на развитии двух тесно связанных между собой навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка – почерка, формирующихся, как правило, одновременно.
Письменная речь – это содержание документа и языковые средства его выражения.
Почерк – отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.
При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку – его исполнитель.
Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление вовне в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.
Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей.
На устойчивость проявления навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка. Этот навык, будучи хорошо сформированным, закрепляется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что не может быть произвольно изменен пишущим по его желанию.
Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (целевой установки пишущего, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.
Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.
Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет идентифицировать личности автора и исполнителя документа.3
В процессе исследования
письма изучаются письменная
речь, топография письма и почерк.
Идентификационные признаки
Письменная речь. В общественной, производственной, научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативную нагрузку. Посредством ее фиксируются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть определенный смысл, конкретное содержание мыслей. Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет свою форму, в которую облечено ее содержание, языковые средства, материализующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного запаса, употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка. В основе криминалистического исследования письменной речи лежит определение особенностей письменно-речевых навыков.
Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.
Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим – документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.
У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.
В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о самом себе.
Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:
– причину, побудившую к составлению анонимного документа;
– наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.
Форма документа – внешнее выражение его содержания – характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.
Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Их усвоение происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.
Орфографические особенности письменной речи – это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.
Под синтаксисом понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами и др.
Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.
Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания – одни делают это верно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил пунктуации даже в примитивных предложениях.
Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых – все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации письменной речи.
В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий – присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний – отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий – отсутствие орфографических, синтаксических ошибок и обоснованная расстановка знаков препинания.
Лексические признаки – это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.
Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т. д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:
– устаревшие слова (архаизмы), вышедшие из современного активного литературного употребления. Например, «чадо» – дитя, ребенок; «око» – глаз и др.;
– новые слова (неологизмы), сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения. Например, «менеджер», «ваучер» и др.;
– историзмы – слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существующие. Например, «сыск», «волостной писарь», «дыба», и др.;
– профессионализмы – слова, употребляемые лицами, объединенными по роду своей деятельности. Например, «компас», «осмечивать» – составлять сметы и т.д.;
– жаргонизмы – слова из жаргона определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотребимых слов и выражений. Например, «баксы» – доллары, «ксива» – документ и т.п.;
Информация о работе Контрольная работа по "Криминалистическое исследование письма "