Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 13:17, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений.
В соответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс расследования дорожно-транспортных преступлений;
Введение
Развитие автомобильного транспорта в стране привело к значительному росту дорожно-транспортных происшествий. Так на март 2013г с начала года приходится 33 тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых было ранено около 43 тысяч человек и погибло более 4 тысяч человек1. Конечно, далеко не все дорожно-транспортные происшествия являются преступными, в общей структуре преступности их количество составляет около 6%.
Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма острой проблемой, имеющей государственное значение. В этом состоит актуальность контрольной работы.
Целью данной работы является рассмотрение и изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений.
В соответствии с целью работы, можно определить следующие задачи исследования:
Предметом исследования является механизм расследования дорожно-транспортных преступлений, отличительные особенности, этапы расследования.
Теоретической и методологической основой исследования контрольной работы послужили труды отечественных авторов (таких как: Ищенко Е.П., Топорков А.А., Бастрыкин А.И., Карлов В.И. Егоров Н.Н. и др.) по вопросам расследования дорожно-транспортных преступления. В работе использованы законодательные и нормативные акты.
Данная контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта
§ 1. Виды и механизм совершения автотранспортных
преступлений
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие современных транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, другой механический, гужевой, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся следующие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ2 (далее - УК РФ): нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий:
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят:
1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;
2) столкновение транспортных средств между собой;
3) опрокидывание транспортных средств;
4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства.
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:
а) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;
б) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;
в) произошедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения3.
В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная.
Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП.
Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств; увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги.
Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.
Субъекты, виновные в ДТП (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе в целях сокрытия следов ранее совершенного преступления.
ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия.
§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению
Поводами для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются:
1) непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления;
2) заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к происшествию;
3) сообщения сотрудников медицинских учреждений и автотранспортных организаций.
В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждают следователи органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:
1) каков характер ДТП: было это преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы;
2) где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.;
3) кто виноват в случившемся;
4) есть ли причинно-следственная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации автотранспорта и наступившими последствиями;
5) каков механизм ДТП;
6) какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного материального ущерба);
7) какие правила дорожного движения нарушены действиями виновного;
8) кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации автотранспорта4.
Следователь должен установить и такие специфические обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.
Содержание исходных следственных ситуаций зависит от очевидности или неочевидности ДТП, наступивших вредных последствий, своевременности его обнаружения, характера следов преступления и предпринятых попыток их сокрытия, особенностей личности виновного и др. Анализ следственной практики позволяет назвать такие исходные следственные ситуации:
1) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте происшествия;
2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомобиль и потерпевшего;
3) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потерпевшего;
4) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпевшего.
В первом случае обстановка на месте происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой ситуации следующие:
а) происшествие стало результатом нарушения правил дорожного движения водителем;
б) причина происшествия — грубое нарушение правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть дороги и др.);
в) происшествие — результат выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом тормозной системы);
г) происшествие возникло в результате непреодолимой природной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП.
Во втором и в третьем случаях обстановка на месте происшествия остается в первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места ДТП (эта ситуация характерна для серьезных вредных последствий или совершения ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача установления обстоятельств происшествия, в первую очередь определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам на теле и одежде потерпевшего.
Если обстановка на месте происшествия сознательно изменена его участниками (четвертый случай), тогда названные версии необходимо дополнить следующей: изменение обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта; произведено уничтожение материальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия.
Наиболее типична первая ситуация, когда потерпевшим причиняются легкие или средней тяжести телесные повреждения. Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагательный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех очевидцев, освидетельствование водителя, назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертных исследований.
Вторая следственная ситуация отличается наиболее серьезными вредными последствиями: причинением потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти. Эта ситуация обычно складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо произвести осмотр места происшествия, установить и допросить очевидцев и других осведомленных лиц, назначить судебно-медицинскую экспертизу пострадавшего и дать поручение органам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве оперативно-розыскных мероприятий.
Для третьей следственной ситуации характерно причинение потерпевшему телесных повреждений средней тяжести. Для ее разрешения производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются и допрашиваются очевидцы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинская экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возможен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние водителя.
Информация о работе Этапы расследования дорожно-транспортных преступлений