Акты прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 05:53, реферат

Краткое описание

Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ».
Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов - налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д.

Файлы: 1 файл

АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА.docx

— 28.73 Кб (Скачать)

В механизме обеспечения  законности постановлений Правительства  Генеральный прокурор РФ выступает  как руководитель ведомства, чья  деятельность подчинена целям обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, так как подзаконные  акты, постановления Правительства  должны в полной мере основываться на требованиях Конституции и  законов РФ. Их несоответствие российским законам может вызвать крайне отрицательные последствия.

Получение сведений о несоответствии постановлений Правительства закону достигается усилиями всех звеньев  прокурорской системы. Прокуратуры  городов и районов, прокуратуры  субъектов РФ, приравненные к ним  специализированные прокуратуры в  случае получения соответствующей  информации должны незамедлительно  представлять ее в Генеральную прокуратуру  РФ. Генеральная прокуратура РФ не только аккумулирует поступающие к  ней данные, но и сама принимает  активное участие в сборе такого рода информации на федеральном уровне.

 

§ 3. Постановление прокурора

 

Прокурору предоставлено  право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

Прокуроры и их заместители  должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.

Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения:

- о признании гражданским  истцом и привлечении в качестве  гражданского ответчика (ст. ст. 54, 55, 137, 138 УПК).

- о приобщении к уголовному  делу вещественного доказательства (ст. ст. 83, 86 УПК).

- о применении меры  пресечения (ст. ст. 92, 101 УПК) и др.

 

§ 4. Предостережение о  недопустимости нарушения закона

 

Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора - предостережение  о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным  лицам может быть и при наличии  сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится  в письменной форме от имени прокурора  или его заместителя.

В соответствии с ФЗ "О  прокуратуре РФ" и Федеральным  законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О  противодействии экстремистской деятельности" и рядом других нормативных актов  Генеральный прокурор РФ или его  заместитель либо подчиненный ему  соответствующий прокурор или его  заместитель при наличии достаточных  и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для  привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

В указании Генеральной прокуратуры  РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения. Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение  о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений.

Применение предостережения  отнесено к исключительной компетенции  прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется  только при осуществлении надзора  за исполнением законов и законностью  правовых актов. Для профилактики нарушений  закона при производстве дознания, предварительного следствия и при  рассмотрении дел судами должны использоваться иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение объявляется  во всех случаях, когда у прокурора  имеются сведения о готовящихся  противоправных деяниях.

Основанием для предостережения  должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся  противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований  для привлечения нарушителей  закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности  предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение  должностному лицу может быть объявлено  одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности  в установленном порядке.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном  порядке. В случае, если оно не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежат ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может  быть адресовано гражданам и юридическим  лицам. Предостережение следует  объявлять должностным лицам  государственных органов, органов  местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждений, органов  военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться  также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные  функции.

Установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях  конкретными должностными лицами с  истребованием от них письменных объяснений.

Предостережение объявляется  на основании результатов проведенных  проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям  контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, и оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

Предостережение должностному лицу объявляется под расписку непосредственно  в прокуратуре. В целях обеспечения  гласности и повышения профилактического  воздействия предостережения оно  может быть объявлено и по месту  работы виновного лица, в том числе  в процессе рассмотрения результатов  проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным  органом акта прокурорского реагирования.

В случае распространения  через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления  фактов, свидетельствующих о наличии  в его деятельности признаков  экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным  органом, осуществившим регистрацию  данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором РФ или  подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее десяти дней со дня вынесения предупреждения.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном законом порядке.

 

Заключение

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению  надзора за исполнением законов; за соблюдение прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие; за исполнением законов  администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначаемые судом меры принудительного  характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под  стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его  полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и  протесте, которые вытекают из его полномочий влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей (ст. 17.7 КоАП РФ).

 


Информация о работе Акты прокурорского надзора