Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 11:30, курсовая работа
Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, то есть действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.
Введение
Выявление и расследование преступлений: понятие и значение
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их права и обязанности
Органы дознания: система, компетенция, полномочия
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст.41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.
При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличение виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания.
Результаты оперативно - розыскной деятельности – это сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно - розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия, суда.
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно - розыскной деятельности» результаты оперативно – розыскной деятельности могут быть представлены в орган дознания, следователю и суд, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положением УПК, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (ст. 11).
Использование результатов оперативно - розыскной деятельности практически необходимо при расследовании наиболее тяжких преступлений — заказные убийства, наркобизнес и др. Оперативно – розыскная деятельность по своему характеру, по особенностям мероприятий, ограниченности прав лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся, отсутствию гарантии, имеющейся для граждан в уголовно - процессуальной деятельности, могут приводить к нарушению или ограничению прав граждан.
Для использования результатов оперативно - розыскной деятельности в доказывании необходимо, прежде всего, точное исполнение предусмотренных законом и подзаконными актами правил проведения оперативно – розыскных мероприятий.
Порядок представления результатов оперативно – розыскной деятельности указанным органом регулируется «Инструкцией о порядке представления результатов оперативно - розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденной совместным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской от 17апреля 2007г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 (далее – Инструкция).
В соответствии с Инструкцией результаты оперативно - розыскной деятельности должны содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемых доказательств или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе. Поэтому для использования результатов оперативно - розыскной деятельности, как это следует из ст. 89 УПК РФ, необходимо установить, соблюдены ли установленные Законом «Об оперативно – розыскной деятельности» правила проведения оперативно - розыскных мероприятий.
Далее устанавливается, кем были обнаружены и представлены предметы, которые могут стать вышеназванным доказательством, или сообщены сведения о лицах, которые могут быть вызваны для допроса в качестве свидетелей. После приобщения предметов в качестве доказательств, допроса лиц в качестве свидетелей по правилам УПК РФ они становятся доказательствами по делу. Могут быть использованы такие материалы, как аудиозаписи телефонных переговоров, видеозаписи или фотографии, однако должно быть установлено, кем, когда, при каких обстоятельствах эти материалы получены. С этой целью может быть допрошено лицо, производившее эти записи или фотографирование. На основе данных видео - и аудиозаписей в уголовном процессе может быть сформировано вещественно доказательство. В этих целях видео - и аудиозапись должна быть осмотрена следователем с участием понятых и применением соответствующих технических средств. После осмотра должно быть принято решение о признании пленки вещественным доказательством и ее приобщении к делу в качестве такового. Этим решением завершается формирование вещественного доказательства в процессуальных рамках.
Результаты оперативно – розыскной деятельности представляются в уголовный процесс по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении поручения органов расследования, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Результаты оперативно – розыскной деятельности осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Данное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется органам расследования, прокурору или в суд, второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам специального номенклатурного дела.
При использовании в доказывании результатов ОРД следует учитывать, что сами по себе результаты оперативно – розыскной деятельности доказательствами в уголовно - процессуальном смысле не являются. Их нужно рассматривать только в качестве основы, на которой в уголовной процессе могут быть сформированы доказательства.
Заключение
Конституционные основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех положениях, которые принято называть принципами. Было бы, однако, не совсем точно конституционную деятельность в сфере правосудия и судопроизводства сводить лишь к принципам, хотя бы и сформулированным Конституцией Российской Федерации. В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве, организации и деятельности других правоохранительных органов. Необходимо иметь в виду, что Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти и правоохранительных органов. Следовательно, она содержит правовые нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше сферах.
Изучение правоохранительной деятельности сопряжено с определенными трудностями, обусловленными динамизмом происходящих в этой сфере государственной и общественной жизни преобразований.
В первую очередь это связано с судебной реформой, правовыми и организационными мерами по реорганизации других органов правоохранительной системы как необходимых условий обеспечения функционирования демократического правого государства. Развитие российской правовой системы, постоянный процесс обновления законодательства, имеющего отношение к осуществлению правоохранительной функции государства практики его применения.
Организация и функционирование правоохранительных органов, уже сейчас регулируемые более чем пятьюдесятью правовыми актами различного уровня, начиная с общепризнанных принципов и норм народного права, Конституции РФ и заканчивая подзаконными актами (приказами, положениями, инструкциями) соответствующих министерств и ведомств, очевидно, далеки от завершения.
Очевидно, для любого юриста правоохранительные органы на интуитивном уровне ассоциируются с механизмом государства, с их активным участием в реализации законов и других правовых предписаний.
Информация о работе Выявление и расследование преступлений: понятие и значение