Выявление и расследование преступлений: понятие и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, то есть действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Оглавление

Введение
Выявление и расследование преступлений: понятие и значение
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их права и обязанности
Органы дознания: система, компетенция, полномочия
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Организация выявления и расследования преступления.docx

— 30.49 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

    1. Выявление и расследование преступлений: понятие  и значение
    2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их права и обязанности
    3. Органы дознания: система, компетенция, полномочия
    4. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, то есть действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т. д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по-разному— разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего оперативно-розыскными, поскольку последние имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выявление и расследование преступлений: понятие и значение

Выявление и расследование преступлений— виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление - значит, обнаружить (установить,  зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как, система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их права и обязанности

Статья 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности и в общей форме закрепляет их полномочия в сфере ОРД. Из содержания статьи следует, что перечень таких подразделений определяется только применительно к территории Российской Федерации. Соответственно, перечень подразделений, которым предоставлено право осуществления ОРД за пределами территории России, не соответствует указанному в комментируемом Законе.

Правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, как видно из статьи, наделены только оперативные подразделения перечисленных в ней органов. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Должностные лица, входящие в штат оперативных подразделений, реализуют ОРД. Следовательно, должностные лица других подразделений, входящих в структуру перечисленных государственных органов, не вправе самостоятельно проводить оперативно-розыскные мероприятия, а могут лишь привлекаться для их проведения должностными лицами оперативных подразделений указанных органов.

Под оперативными подразделениями понимаются структурные подразделения государственных органов, указанных в комментируемой статье, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с ведомственным распределением функций и в пределах установленных полномочий.

В частности, в МВД России правом проведения ОРМ наделены оперативные подразделения криминальной милиции, в которую входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; оперативно-розыскной информации. В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

В структуре Федеральной службы исполнения наказаний правом проведения ОРМ наделены: оперативное управление и подчиненные ему подразделения территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, управление следственных изоляторов и тюрем и оперативные подразделения СИЗО и тюрем, оперативно-техническое и поисковое управление и подчиненные им подразделения территориальных органов.

В ФСКН России осуществлять ОРД уполномочены подразделения Оперативно-розыскного департамента, собственной безопасности, Оперативно-технического управления, Оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения и подчиненные им подразделения территориальных органов.

Законодатель определил, что только оперативные подразделения перечисленных в ч.1 статьи 13 наделены правом на осуществление ОРД. Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом, а именно самим Законом об ОРД либо федеральным законом, который вносит в него изменения и дополнения.

Руководители, уполномоченные на принятие юридически значимых решений в сфере ОРД, но не входящие в штат оперативных подразделений, не вправе осуществлять ОРД, а лишь наделены полномочиями по контролю за ее осуществлением. Должностные лица органов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней (прокуратуры), осуществляющие финансовый контроль, судьи и лица, привлекаемые к проведению ОРД, не относятся к органам, осуществляющим ОРД (оперативным подразделениям). И хотя они могут быть участниками оперативно-розыскных отношений, тем не менее не наделены правом осуществления ОРД даже в ограниченном объеме. В частности, уполномоченные прокуроры осуществляют надзор за ОРД, судьи санкционируют проведение отдельных ОРМ, но сами не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Физические лица, являющиеся объектами ОРД, наделены субъективными правами, предусмотренными комментируемым Законом, являются участниками оперативно-розыскных отношений, но к субъектам ОРД не относятся. Это же можно сказать и о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, как гласно, так и конфиденциально.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» упоминаются такие участники оперативно-розыскных отношений, как специалисты, операторы связи, следователи, дознаватели и др. Указанные категории лиц не входят в штат оперативных подразделений и поэтому не наделены правом осуществления ОРД.

Комментируемая статья содержит бланкетные нормы. В этой связи для уяснения ее содержания и правильного практического применения изложенных в ней предписаний следует руководствоваться нормами ряда законодательных и иных нормативных правовых актов.

Так, согласно законодательному предписанию органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Органы дознания: система, компетенция, полномочия.

Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Таким образом, основными задачами являются:

1)Обеспечение личной безопасности  граждан,

2)предупреждение и пересечение  преступлений и других правонарушений,

3)раскрытие преступлений,

4)охрана общественного порядка.

Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.

Задачами органов дознания являются:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений
  • изобличение виновных;
  • обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания также осуществляют -

  • прием,
  • проверку,
  • разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.

В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.

Информация о работе Выявление и расследование преступлений: понятие и значение