Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:42, курсовая работа
Человек непрерывно взаимодействует с обществом, приобретает и накапливает жизненный опыт. Каждый возрастной период имеет типичные особенности – физиологические, психологические и, что самое существенное, социальные. Это положение в совершенной мере применимо и к личности правонарушителя. Между возрастными особенностями, как биологическими, так и социальными, с одной стороны, и характером, видом совершаемого правонарушителем преступления с другой, существует объективная связь. Для несовершеннолетних преступников, по сравнению с взрослыми, более типично совершение преступлений группами. Кроме того, объектами покушений несовершеннолетних чаще всего являются аппаратура, продукты питания, спиртные напитки, табачные изделия. Характер предметов посягательства в значительной мере отражает вку
Введение….…………………………………….………….………….……..…..…3
1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних……………....…5
2. Развитие правосознания в процессе социализации несовершеннолетних…10
3. Причины возникновения преступности несовершеннолетних………..…….15
4. Способы предотвращения формирования преступного элемента в сознании несовершеннолетних…………………………………………………….…...…..18
Заключение………………………………………………………………….…….20
Список использованной литературы…………………………....…………….…21
Приложение…………………………………………………………………….…22
Рассматривая личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно говорить об их общности. Среди несовершеннолетних преступников, преобладают лица мужского пола. Это объясняется, прежде всего, различием социальных связей со средой, в которой развивается личность, условий нравственного формирования личности, разницей в характере и соотношении типичных конфликтных ситуаций. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями, с исторически сложившимся различием поведения, с активностью, предприимчивостью и другими свойствами.
В последние годы наблюдается расширение круга и количества преступлений, которые совершают девочки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение. Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет большую часть. Указанные различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе. Более значительная доля несовершеннолетних преступников проживающих в городе, связана с ослаблением социального контроля, нерациональным использованием свободного времени, специфическими трудностями в обеспечении принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Однако на современном этапе процессы урбанизации, миграции сводят на нет различия между городом и деревней.
В юридической литературе часто указывается на взаимосвязь образовательного уровня и личности преступника. По этому признаку можно судить о потенциальных возможностях личности несовершеннолетнего правонарушителя в исполнении им своих социальных функций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры и интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних преступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах. Более 30% несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста числа неработающих и неучащихся участников преступлений.3
Криминологи непосредственно не связывают уровень образования с совершением преступления. Образование, будучи одним из инструментов накопления социального опыта, является лишь частью, хотя и значительной, тех условий, которые прямо или косвенно определяют весь процесс формирования личности. Вместе с тем в криминологической литературе и в исследованиях личности отдельных категорий осужденных почти единодушно отмечается, что уровень образования лиц, совершающих преступления, ниже, чем у подростков с социально одобряемым поведением. Отмечается также, что уровень образования лиц, совершающих насильственные, корыстные преступления, несколько ниже уровня образования других категорий преступников. Образование имеет неразрывную связь с интеллектом, волевыми качествами личности. Более высокому уровню образования, по-видимому, должна соответствовать и более твердая воля. Известно, однако, что относительно высокий интеллект может иметь антиобщественную направленность, твердая воля может оказаться и преступной. Неудивительно, что более образованный преступник совершает более опасные преступления.
Изучение рода занятий лиц, совершивших кражи, свидетельствует, что среди них достаточно велика доля неработающих, неучащихся и не имеющих вследствие этого источника постоянного дохода. Нежелание работать и вызванный этим недостаток средств, наряду со стремлением вести праздный образ жизни, являются наиболее характерными мотивами преступной деятельности таких лиц. Удачно совершенные кражи, безнаказанность порождают у воров чувство вседозволенности, циничное отношение к общественно полезному труду и приводят к личностной деформации.4
Проблема трудовой занятости подростков в стране остается довольно напряженной, и прогноз в этом направлении не утешителен. В связи с этим доля неработающих и неучащихся подростков в структуре преступности несовершеннолетних будет возрастать. С криминологической точки зрения, особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии. Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в семьях, где постоянно присутствовали ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат. Каждого 8-10 рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.
Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего. Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о несправедливости законов, о незаконном осуждении.5
Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками. Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений. Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением детских мотивов, возрастанием мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и обществом.
На формирование преступного поведения подростков значительный отпечаток накладывают особенности подростковой психики: повышенная внушаемость по отношению к авторитетам и юношеский негативизм по отношению к лицам, пытающимся осуществить педагогическое воздействие, склонность к социально-психологическому заражению. Среди подростков, как и среди взрослых, встречаются достаточно опасные типы преступников: озлобленные, стремящиеся выместить обиды, полученные в семье или школе, на сверстниках или на гражданах, оказавшихся в беспомощном состоянии.
Существенная
часть несовершеннолетних правонарушителей
страдает аномалиями психики. Большинство
психических аномалий подростков вызваны
ненормальными условиями воспитания
или родовыми травмами. В происхождении
преступного поведения несовершеннолетних
велика роль неадекватного реагирования
воспитателей на предпреступные социальные
отклонения, как правило, к ним относятся
безразлично, либо после неудачных попыток
воспрепятствовать негативному развитию
личности на это начинают закрывать глаза.
К числу симптомов приближения подростка
к преступному поведению относятся:
курение, употребление спиртного, прогул
школьных занятий и уход из школы совсем,
употребление наркотических веществ.
3.
Причины возникновения
преступности несовершеннолетних
Причины
преступности несовершеннолетних, как
и преступности в целом, носят
социально обусловленный
Специфична мотивация самоутверждения в группе, лжетоварищества, псевдоромантизма, престижно-потребительских интересов, «запретного плода», враждебности к «чужим» более всего связанна с низкой культурой проведения досуга. При этом возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в «механизме» преступного поведения не автоматически, а при безнадзорности, конфликтных ситуациях, усвоении стереотипов поведения и ориентации микросреды, стимулируя проявление криминальной мотивации.
Многие подростки начинают добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления, не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности. Одним из негативных проявлений экономического кризиса является сокращение рабочих мест. Это привело к уменьшению возможностей устройства на работу подростков, в первую очередь отбывших наказание в воспитательных учреждениях. Преступности несовершеннолетних способствует и отчисление подростков из школ.6
Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование. Продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости. Многие оздоровительные лагеря для детей и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных малообеспеченных семей не всегда могут попасть из-за высокой стоимости путевок. Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.
Включаясь в обособленные группы для совместного времяпрепровождения и дорожа пребыванием в такой группе, подростки стремятся подражать лидерам и быть похожими на них по внешнему виду и поведению. Наряду с этим распространяется и «взаимное заражение» (феномен толпы) во время матчей, рок-фестивалей и других массовых мероприятий. Кроме прямого разлагающего влияния пьяниц, тунеядцев, хулиганов отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определенного вида (например, фактов незаконных действий участников «теневого» и криминального бизнеса, бытового хулиганства); действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей.
Среди
несовершеннолетних из неблагополучных
семей интенсивность
В связи с ненормальной обстановкой в семье достаточно большое количество детей ежегодно уходят из дома, другие покидают детские школы-интернаты из-за жестокого обращения. Растет число детских суицидов. Уходя от родителей, несовершеннолетние ищут поддержку в обществе себе подобных. Подростков захлестывает волна взрослой жизни. В некоторых странах данные явления считаются прямыми причинами преступности несовершеннолетних.
Определенное значение в генезисе подростковой преступности имеют и биологические факторы. Так, в период полового созревания (от 11-13 до 15-17 лет) у подростков проявляется сильное стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Поросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего, до сих пор существовавшего в его окружении. Ясно, что это может способствовать совершению девиантных поступков, включая преступления.
Недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних относятся к условиям, способствующим преступному поведению несовершеннолетних. В настоящее время наблюдается фактическое бездействие общественно-государственных структур, призванных осуществлять воспитательную и профилактическую работу с подростками. Повсеместно отсутствуют комиссии по делам несовершеннолетних, прекратили существование многие общественные организации, ведущие профилактическую работу с детьми и подростками.
Преступность
несовершеннолетних имеет высокую
латентность, и некоторые исследования
показывают, что еще до первого
осуждения подростки успевают совершить
несколько преступлений. Это создает атмосферу
безнаказанности. Не обеспечивается неотвратимость
наказания, которое является важнейшим
средством предупреждения преступного
поведения. Наличие причин и условий, способствующих
преступности несовершеннолетних, не
означает роковой неизбежности совершения
ими преступлений. Данные причины и условия
в определенной степени подлежат регулированию.
Важное значение в связи с этим приобретает
система мер особого предупреждения преступности
в отношении несовершеннолетних.
4.
Способы предотвращения
формирования преступного
элемента в сознании
несовершеннолетних
В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе. Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность.8