Транснациональная преступность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Транснациональная преступность – это одна из форм преступности; совокупность совершенных за определенный период преступлений (лиц, их совершивших), наносящих ущерб двум или более государствам либо интересам юридических или физических лиц двух и более государств

Файлы: 1 файл

Криминал.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей, выборных лиц. Пока в ряде стран подкуп должностных лиц не подлежит наказанию, хотя остальные виды взяток включены в уголовные кодексы. Маскируясь под "комиссионные", "консультирование", плату за посреднические или юридические услуги, взятки во всем мире стали неизбежной платой за деловую активность.

      В тех случаях, когда преступные действия, сделки или схемы нарушают законы более чем одной страны, в криминологии используется термин "транснациональная преступность". Остановимся на характеристике наиболее мощных и опасных транснациональных преступных организаций и основных видов их деятельности.

Итальянская мафия. Среди транснациональных преступных организаций сицилийская и итальянская мафии выделяются свей сложной тайной структурой. Применительно к Италии под словом "мафия" обычно понимается сицилийская мафия или "Коза ностра", неаполитанская "каморра", состоящая преимущественно из местных преступных организаций, калабрийская "ндрангета", которая состоит из семейных кланов и занимается контрабандой табака, наркотиков и похищением людей, а также "Сакра корона унита" из Апулии, созданная "Коза нострой" для использования морского побережья этого региона в целях незаконного оборота наркотиков.

В основе деятельности "Коза ностры", как  и других итальянских преступных группировок, лежат закон молчания и тесные связи, которые имеют  отчасти функциональный характер, отчасти  семейно-личный и основаны на страхе. Возникнув в период слабого государства  как структура самозащиты и самоуправления, "Коза ностра" переместилась из сельской местности в городские районы, а затем и в транснациональный преступный бизнес. Этому способствовало расширение миграционных потоков. Миграция сицилийцев в Соединенные Штаты Америки и Германию способствовала образованию сицилийской сферы влияния на рынках сбыта героина в этих странах.

Китайские "триады". Эти организации представляют собой гибкую сетевую систему, структура которой может меняться в зависимости от той или иной преступной деятельности или операции. Это традиционная форма преступного сообщества в Китае II века до н. э. - XX века. Слово ''триады" заимствовано из священного символа китайского общества - небо, земля, человек (треугольник). Этнические китайские преступные организации являются очень сплоченными, не допускающими постороннего внедрения. Они базируются в самом Китае, Гонконге, Тайване и других местах Юго-Восточной Азии. "Триады" имеют разветвленную систему в Западной Европе, в китайских общинах Северной Америки, на Дальнем Востоке России. Согласно некоторым оценкам, в Гонконге насчитывается около 160 000 членов "триад", относящихся к 50 различным организациям. Юристы-практики и аналитики до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно степени организованности "триад". Пожалуй, правильнее всего было бы сказать, что они похожи на ассоциации выпускников колледжей. Членство в "триаде" означает выражение определенной степени доверия, и ее члены образуют единый рабочий коллектив, призванный оказывать помощь другим членам, пусть даже незнакомым. Поэтому, хотя "триады" и имеют определенную формальную структуру, которая включает "голову дракона" и штат таких "специалистов", как инфорсеры и управляющие, значительная часть их преступной деятельности, как правило, осуществляется теми членами, которые привлекаются для каждого отдельного случая в рамках гибкой сетевой системы, которая может меняться в зависимости от той или иной проводимой преступной операции.

Триады  занимаются многими видами преступной деятельности, включая вымогательство, проституцию, азартные игры, незаконный оборот наркотиков, являясь крупными поставщиками героина в США и Западную Европу.

Японская "якудза". Японская "якудза" является одной из распространенных японских преступных организаций. В "якудзу" входят несколько крупных организаций, среди которых лидирует "Ямагучи-гуми", насчитывающая свыше 26000 членов в составе 944 менее крупных банд. Второй по численности гангстерской группировкой является "Инагава кай", имеющая в своих рядах свыше 8 600 членов, за ней следует "Сумиеши-кай", которая объединяет свыше 7 000 членов. Для "якудзы" характерна широкомасштабная междоусобная борьба между ее различными группировками, однако это не мешает ей внедряться в сферу законного предпринимательства и заниматься коррупцией в рамках политической системы.

Группировки бориокудан дислоцируются на территории Японии и занимаются контрабандным ввозом наркотиков на Гавайские острова, в Калифорнию, где находятся крупные японские общины, и незаконным ввозом оружия в Японию. "Якудза" присутствует практически во многих странах. В Юго-Восточной Азии она занимается секс-бизнесом, азартными играми, мошенничеством, отмыванием денег, внедряется в сферу законного предпринимательства.

Колумбийские  картели. Колумбийские картели являются уникальными преступными организациями, способными вести боевые действия с правительственными войсками. Они занимаются исключительно наркобизнесом, базируются в Колумбии и распространяют свою деятельность на территорию США, а в последние годы - в Западную и Восточную Европу; Россию, Украину и другие государства, образованные на территории бывшего СССР. Широко известными стали медельинский и калийский картели. Структура картелей носит узкоспециализированную ячеистую структуру. Каждая ячейка выполняет свою ограниченную функцию: разработку наркотика, сбыт, разведку, охрану и т. д. Это помогает выжить картелю даже в условиях внедрения агентов в одну из ячеек и привлечения ее членов к уголовной ответственности.

Организованный  ими бизнес основывается на таких  эффективных принципах управления, как специализация и разделение труда. В 80-х годах Карлос Ледер и другие члены медельинского картеля положили начало использованию промышленного способа перевозки наркотиков в сфере наркобизнеса, увеличив объем наркотиков, перевозимых в Соединенные Штаты Америки по воздуху. Калийский картель пошел дальше и стал применять в своей деятельности наиболее эффективные методы управления коммерческими предприятиями и процедуры строгого бухгалтерского учета.

Отказавшись от тактики противостояния правительству  и силам охраны правопорядка, калийский  картель взял на вооружение стратегию мирного вживания в общество. Главари картеля выступают в роли законных предпринимателей и вкладывают все больше средств в легальный бизнес. Кроме того, выборы этих лиц в состав местных силовых структур, а также покровительство, которым они располагают на местах, служат для них мощным прикрытием в Кали.

Нигерийские преступные организации. Рост организованной преступности в Нигерии часто связывают с падением цен на нефть в начале 80-годов и вызванной этим дезорганизацией нигерийской экономики, которая в конце 70-х годов на 95 процентов зависела от экспортных поступлений. В результате многие одаренные, обладающие неординарными способностями нигерийцы - значительная часть которых имеет высшее образование и живет в других странах - были полностью лишены источника доходов. Некоторые из них встали на путь преступной деятельности и добились чрезвычайных успехов.

Нигерийские преступные организации занялись широкомасштабным оборотом наркотиков. Они занимаются также мошенничеством и вымогательством, в том числе подделкой кредитных карточек и махинациями, связанными с деятельностью коммерческих банков и программами помощи по линии правительства. Они преуспели в изготовлении фиктивных удостоверений личности, которые позволяют им осуществлять такие операции, как использование подложных чеков для получения неинкассированных сумм, получение субсидий на образование, мошенничество с целью получения социальных льгот, получение обманным путем страховых выплат и средств с помощью электронного перевода.

Российская транснациональная организованная преступность не имеет специфического названия, как в США, Италии, Японии. Она является относительно молодой, но уже хорошо известна в мире. Российская транснациональная преступность зарождалась в недрах той же теневой экономики СССР и в кругах партгосхозноменклатуры, которая имела возможность выхода за рубеж. Классическое становление транснациональной организованной преступности в России приходится на конец 80-х и начало 90-х годов. Способствовали расцвету российской организованной преступности либерализация внешнеэкономической деятельности, разрушение единого экономического пространства СССР, отсутствие эффективно охраняемых границ, ослабление государства и его институтов и сепаратистские тенденции в России, политическая нестабильность, обострение межнациональных конфликтов, коррупция.

Во время  перестройки и стихийного перехода к рынку преступные организации  использовали открывающиеся транснациональные  возможности для контрабандного вывоза нефтепродуктов, золота, металлов, сырья, вооружения, валюты, антиквариата и произведений искусства в другие страны, контрабандного и беспошлинного ввоза товаров в Россию. Номенклатурные транснациональные преступные организации оказались вне конкуренции и за рубежом, и в своей стране. За рубежом потому, что они фактически создавались еще при бывшем СССР и располагали огромными, ни с чем не сопоставимыми ресурсами, которые они распродавали по бросовым ценам. А в своей стране потому, что в ней не было нормальных рыночных отношений и с ними никто не мог конкурировать, так как за ними непосредственно стояли партийные, государственные, хозяйственные структуры, а нередко КГБ и МВД.

Россия  открыла уникальные возможности  для транснациональной организованной преступности. В.В.Лунеев называет основные факторы, способствующие развитию российской транснациональной преступности. Они укладываются в несколько "нет" и несколько "есть".

В России до последнего времени не было необходимых  законов о борьбе с организованной преступностью вообще, а с транснациональной в особенности; законов, преследующих за отмывание "грязных" денег; надежно работающей правоохранительной системы; жесткого валютного, финансового, банковского, налогового и иного экономического контроля, хорошо обустроенных границ и четко налаженной таможенной и миграционных служб; государственного осознания опасности "своей" и "чужой" транснациональной организованной преступности; политической воли для борьбы с ней.

В России есть: огромные природные и иные ресурсы; не поделенная государственная  собственность; высокие технологии вооружений и средств массового уничтожения, включая химические и ядерные материалы; незаполненный рынок для незаконных товаров и услуг; беспрецедентная продажность должностных лиц и Других государственных чиновников, в том числе и в системе уголовной юстиции; нищенское положение значительной части населения; масса выброшенных государством людей, в том числе и высококлассных специалистов, желающих выжить любым путем; боязнь властей, некоторых политических и общественных деятелей прослыть "авторитарными" и установить жесткий социально-правовой контроль над криминальной экономической деятельностью.

Другие  преступные организации. К ним относятся:

Восточноевропейские группы, Чеченские группы, Грузинские группы, Турецкие и курдские организации, Ямайские организации "Поссес", Коренная американская мафия, Доминиканские преступные организации и множество других преступных группировок.

В нынешних условиях международная борьба с преступностью не может находиться в компетенции нескольких суперкоманд или супердетективов, а должна осуществляться путем сотрудничества правоохранительных органов различных стран на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон. Генеральная Ассамблея еще 18 декабря 1972 г. приняла резолюцию 3021 (ХХVII), в которой государствам-членам ООН было предложено информировать Генерального секретаря о существующем в их странах положении в области предупреждения преступности. Государства должны были сообщать общее число официально зарегистрированных преступлений и их распределение по десяти основным видам деяний (умышленное убийство, опасное посягательство на здоровье или достоинство личности, половые преступления, похищения людей, грабеж, кража, мошенничество, незаконная торговля наркотиками, злоупотребление наркотиками, злоупотребление спиртными напитками). Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью является составной частью международных отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности. Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны. Сюда входят: оказание помощи по уголовным, гражданским и семейным делам; заключение и реализация международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью, прежде всего транснациональной преступностью; исполнение решений иностранных правоохранительных органов по уголовным и гражданским делам; регламентация уголовно-юридических вопросов и прав личности в области обеспечения правопорядка; обмен информацией, представляющей взаимный интерес для правоохранительных органов; проведение совместных научных исследований и разработок в области борьбы с преступностью; обмен опытом правоохранительной работы; оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров; взаимное представление материально-технической и консультативной помощи. В соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН, принятым еще в 1950 году, каждые пять лет проводятся конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Только конгресс 1990 года, в котором участвовали 127 государств мира, принял свыше 50 документов по пяти вопросам повестки дня: предупреждение преступности и уголовное правосудие в контексте развития; политика в области уголовного правосудия в связи с проблемами, касающимися тюремного заключения, других уголовно-правовых санкций и альтернативных мер; национальные и международные действия по борьбе с организованной преступностью и террористической деятельностью; предупреждение преступности несовершеннолетних, правосудие в отношении таких лиц; нормотворчество и руководящие принципы ООН в области предупреждения преступности, а также уголовного правосудия. Стратегические вопросы международного сотрудничества в области борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. И это не случайно, поскольку преступность не существует сама по себе, ее уровень определяется всей системой международных контактов. На Генеральной Ассамблее ООН (сентябрь 1991г.) отмечалось, что «рост преступности в сочетании с процессом приобретения его транснационального характера ставит под угрозу внутреннюю безопасность государств, посягает на свободу человека жить без страха, а также может подорвать международные отношения. Все это требует создания эффективных международных механизмов и более тесного сотрудничества между государствами». Функция ООН как организатора борьбы с преступностью в мире заложена в уставе этой международной организации. Так, в ст. 1 Устава ООН говорится, что ООН поддерживает международный мир и безопасность, развивает дружественные отношения между государствами, осуществляет международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального и гуманитарного характера. Борьба с организованной транснациональной преступностью постоянно находится в центре внимания ООН. С этой целью разработана специальная Программа ООН по борьбе с преступностью и уголовному правосудию, в основе которой лежат решения Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, рекомендации конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы. Эти нормы исходят из положений Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд документов, которые прямо направлены на борьбу с преступностью в мире. В их числе минимальные стандартные правила обращения с заключенными, кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, меры борьбы против коррупции, международный кодекс поведения государственных должностных лиц, основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, основные принципы, касающиеся роли адвокатов. 18 декабря 1991 г. была принята Программа ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, главная задача которой, как говорится в ее преамбуле, – оказание помощи в удовлетворении насущных потребностей мирового сообщества в деле предупреждения криминальных проявлений и правосудия. Основные цели Программы следующие: борьба с преступностью национального и транснационального характера; объединение усилий государств-членов ООН в предупреждении транснациональной преступности; более эффективное отправление уголовного правосудия; содействие соблюдению самых высоких стандартов справедливости, гуманности, правосудия и профессионального поведения.

Информация о работе Транснациональная преступность