Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:17, курс лекций
Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.
– решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в РФ в соответствии с законом.
По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Пленум
Высшего Арбитражного Суда РФ созывается
Председателем Высшего
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ.
В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ наделен следующими полномочиями:
– рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;
– рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.
Президиум
Высшего Арбитражного Суда РФ созывается
Председателем Высшего
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ. В Высшем Арбитражном Суде РФ создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ возглавляют председатели – заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда РФ образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатель Высшего
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ:
– организует деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;
– созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению;
– осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ;
– распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
– формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ;
– выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные законом к его ведению;
– представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.
Совет председателей арбитражных судов. При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.
Научно-консультативный совет
Полномочия Высшего
– рассматривает дела в порядке надзора по проверке на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;
– пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
– обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов, иных нормативных актов и договоров, а также о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
– изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
– разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
– ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
– решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;
– осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
– решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ;
– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией, Законом об арбитражных судах РФ и другими федеральными конституционными законами.
Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит также право законодательной инициативы по вопросам его ведения. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для всех арбитражных судов в Российской Федерации.
Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7.1. Задачи и принципы
В соответствии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются следующие.
1. Независимость. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.
В своей
деятельности судьи Конституционного
Суда РФ выступают в личном качестве
и не представляют каких бы то ни
было государственных или
Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
2. Коллегиальность. Рассмотрен
3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
4. Устность разбирательства. Разбирательст
5. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
6. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ.
7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.