Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:32, контрольная работа
Криминологией достигнуты определенные успехи в изучении причин преступности в обществе и в исследовании причин совершения конкретных преступлений. Есть результаты и в изучении личности преступника, хотя здесь еще много неясного и спорного. По многим вопросам, относящимся к антиобщественным свойствам и качествам личности, формируемым социальной средой, единство взглядов отсутствует; остается открытым и один из важнейших вопросов — о месте субъективных факторов в цепи причин, порождающих конкретные преступления.
Введение..........................................................................................................3
1. Преступник и личность преступника........................................................ 4
2. Изучение потребностно - мотивационной сферы и ценностно-нормативных характеристик сознания личности…....................................................................9
3. Личность преступника как социальный тип..................................................15
Заключение...................................................................................................18
Список использованной литературы........................................................19
У преступников в системе ценностных ориентации высшие места занимают индивидуально - либо кланово - эгоистические. Превыше всего в таких случаях бывает "личное материальное благополучие", "неограниченное проявление своего Я", создание для этого наиболее комфортных условий либо узкоклановый, групповой "эгоистический" интерес.
Среди ориентаций средств преступники в сравнении с контрольной группой гораздо чаще отдают приоритет не своим личным позитивным качествам (способностям, трудолюбию, целеустремленности и т. п.), а материальной поддержке, "нужным связям", любым средствам по формуле: "хочешь жить — умей вертеться". Отсюда — их инициатива в подкупе государственных служащих, экзаменаторов, использование вымогательства и т. д.
Криминологическое значение имеют и категории морали, нравственности, производные от них понятия "добро" и "зло", "порядочность и подлость", "верность и вероломство", "гуманность и жестокость", а также иные.
У преступников фиксируются:
а) существенные пробелы в нравственном сознании, когда, например, формировавшийся в криминальной и аморальной среде подросток, действительно, не знаком с общественно одобряемой системой нравственных норм поведения и искренне полагает, что "того, кто не прав, надо бить и бить жестоко", "сам что-то не урвешь, о тебе не позаботятся" и т. д.;
б) искажения, ведущие к нравственному конфликту с общепринятыми в обществе нормами морали, нормами морали разных групп, "двойной морали". Надо помнить о неоднородности морали в обществе, разделенном на социальные группы, сословия. И криминологически существенно в этом плане выявление взаимосвязей между преступностью и моралью разных социальных групп, слоев населения.
Во всех случаях при исследовании преступника возникает вопрос: почему личность с искаженными потребностями, интересами, ценностными ориентациями, нравственными представлениями не остановил закон, в том числе уголовный с его строгими санкциями. Ответ на этот вопрос требует анализа правосознания человека.
Правосознание многих преступников специфично, оно существенно отличается от правосознания лиц из контрольной группы6.
Если говорить об отношении преступников к закону в целом, то преступники не занимают какой-то особой, четко выраженной позиции. В принципе ими признается необходимость существования закона, осознается справедливость и гуманность многих охраняемых им положений. Но преступники реже, чем лица из контрольной группы, отмечают созидательную роль закона, его функцию социального регулятора, хуже (за исключением части государственных, должностных, экономических преступников) осведомлены о государственно-правовых принципах устройства общества, о' социальной роли закона, нормах различных отраслей права. Мнение о значительно лучшем знании правонарушителями по сравнению с другими гражданами уголовного закона ошибочно: во-первых, до совершения первого преступления и его раскрытия их правовая осведомленность мало отличается от правовой осведомленности иных лиц; во-вторых, полученные ими до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом тех, с кем эти лица находятся в контакте. Уголовный закон в данном случае не играет должную предупредительную роль именно в отношении особо нуждающихся в этом лиц.
Преступники гораздо большее значение, чем лица из контрольной группы, придают сдерживающей роли санкций7.
Осужденные отнюдь не всегда полагают, что предусмотренные законом санкции следует смягчать. Ведь наказываются и те деяния, от которых сами осужденные страдают. Но при этом различаются представления разных категорий осужденных о том, какие именно преступления следует строже или мягче карать. Специфичны правовые требования лиц, совершающих корыстные и насильственные преступления.
Правовые взгляды у многих рецидивистов, особенно долго находившихся в местах лишения свободы,. бывают настолько искажены, что ими даже не осознается степень отличия собственных взглядов от общепринятых и отраженных в законах. В "естественности" соответствующих воззрений убеждает негативная и относительно замкнутая микросреда. Поэтому они не стесняются их демонстрировать даже в татуировках, отражающих такие суждения: "не скорбящий ни о чем, кроме своего тела и пайки хлеба", "сила, месть, беспощадность", "чти закон воров".
Преступники в значительной мере воспроизводят те взгляды, которые распространены, в общественной и групповой психологии, проявляются в общественном мнении. Но у совершающих преступления лиц вероятность претворения этих взглядов в преступное поведение намного выше, чем у иных граждан, в силу того, что соответствующие деформации взглядов, установок, ориентации в их среде: а) более распространены; б) носят более глубокий характер, перерастают в убеждения, готовность к поведению в их направлении, привычки поведения, достигают в некоторых случаях такой степени выраженности, которую вообще не приходится наблюдать в контрольной группе; в) представляют собой комплекс взаимосвязанных деформаций ценностных ориентации, нравственных, правовых, иных взглядов и установок. Субъекты, обладающие такими деформациями, чаще оказываются в проблемных и конфликтных ситуациях, возникающих при общении с себе подобными либо с лицами, придерживающимися прямо противоположных.
Социальный тип криминогенной личности выражает определенную целостность личностных характеристик. Для него характерно:
Внутри представителей типа криминогенной личности выделяются подтипы: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный.
Критерием разграничения указанных подтипов служит характер взаимодействия социальной ситуации и личности. Ведущая сторона в таком взаимодействии:
ситуация либо личность.
Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются; преступление вытекает из привычного стиля поведения и обусловливается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками и ориентациями субъекта. Как правило, ситуация совершения преступления активно создается такими лицами. Представители этого типа способны изменять в своих интересах конкретную среду, их преступное поведение относительно автономно и активно.
Ситуативно-криминогенный подтип характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера, ненадлежащим исполнением требований общественно приемлемых социальных ролей; формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной социально-экономической, нравственной и правовой ситуацией его совершения (пребывание в преступном формировании, конфликты с другими лицами и т. п.). Решающим является взаимодействие имеющихся у личности характеристик с характеристиками социальной среды. К преступлению такое лицо приводит его микросреда и весь предшествующий образ жизни, закономерным развитием которого оказывается ситуация преступления.
Ситуативный подтип: безнравственные элементы сознания и поведения такой личности и ее микросреды, если и имеются, то выражены незначительно. Более существенны дефекты механизма взаимодействия социальной среды и личности в сложной ситуации, в том числе в результате неподготовленности к ней личности. Преступление совершается представителями данного подтипа под решающим влиянием ситуации, возникшей не по вине этого лица, в известной мере для него необычной, в которой другими субъектами нарушаются установленные нормы поведения. В то же время такая личность (в отличие от случайного преступника) может оправдывать в данных ситуациях свое и чужое противоправное поведение, даже преступное. Либо она не знает правомерных и нравственных способов решения конфликтов8.
Криминологическое исследование бывших несовершеннолетних преступников через 10 и 20 лет показало, что 72% представителей последовательно-криминогенного подтипа через 10 лет оказались в категории рецидивистов, остальные — глубоко деморализованных лиц (злостные пьяницы, алкоголики, среди женщин — проститутки). К числу пассивно-исправившихся — те, кто не совершил преступления в результате жесткого контроля супруги, ее родителей, отца и матери, к числу активно - исправившихся — отличавшиеся автономным правомерным поведением. Последние были среди случайных преступников.
Диагностика
личности как относящейся к
Заключение
Деформация социальных свойств личности, приводящая к преступному поведению, происходит постепенно. Поведение личности детерминировано социальной средой, но влияние среды не может быть сведено к простой проекции «среда — поведение». Для того чтобы объективные причины начали действовать, они должны не только пройти через сознание личности, но и вызвать определенные мотивы конкретных преступлений.
При рассмотрении причин совершения конкретного преступления основное внимание обычно уделяется внешним факторам вне их связи с постоянно изменяющимися свойствами и качествами самой личности. Последние относятся к условиям развития причинной связи. Между тем при разрешении проблемы причинных зависимостей в области социальных явлений важно на основе совокупного восприятия того или иного явления выделить ту его часть, которая определяется как его внешней, так и внутренней природой. Понятие причины здесь должно пониматься как взаимодействие внешнего и внутреннего. Даже в случае одностороннего воздействия одного явления на другое причина в своей сущности является результатом такого взаимодействия.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1 Ной И. С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975. С. 107;
Емельянов В. П. Преступность лиц с психическими аномалиями. Саратов, 1980. С. 33;
Дубинин В. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982;
Тарасов К. Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979.
2 Марксизм и уголовное право. М., 1928. С. 31;
Герцензон А. А. Уголовное
Уголовное право буржуазных стран. Вып. III. М., 1967;
Дубинин В. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982;
Тарасов К. Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979.
3 Курс советской криминологии. Т. 1. М., 1985. С. 333—336;
Дремова Н. А. О классификации мотивов преступных действий // Вопросы судебной психологии. М., 1971;
Лунеев
В. В. Мотивация преступного
4 Аванесов Г. А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М., 1972;
Волков Б. С. Мотивы преступлений. Казань, 1982;
Игошев
К. Е. Типология личности преступника
и мотивация преступного
Криминальная мотивация. М., 1986;
Лунеев
В. В. Мотивация преступного
5 Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975;
Курс советской криминологии. Т. 1. М., 1985. С. 354—359).
6Карпец И. И., Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности // Сов. государство и право, 1968, № 12;
Игошее К. Е. Психология
Долгова А. И. Правосознание и его дефекты у несовершеннолетних правонарушителей. М., 1972;
Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения о преступности. Москва—Прага, 1986.
7 Задавался вопрос: "Как Вы относитесь к утверждению, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдаются законы". Не согласны с этим утверждением более половины лиц из контрольной группы, около 40% осужденных впервые и 25% рецидивистов; согласны соответственно около 8, 10 и 13%; полагали, что это верно лишь для некоторых случаев, — около 21, 25 и 30%. Остальные воздержались от ответа.
8 В. Б. Ястребов, оценивая представителей указанного типа, писал, что среди расхитителей это в основном люди, которые берут то, что плохо лежит.