Сочетание объективных и субъективных факторов преступности в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

Криминологией достигнуты определенные успехи в изучении причин преступности в обществе и в исследовании причин совершения конкретных преступлений. Есть результаты и в изучении личности преступника, хотя здесь еще много неясного и спорного. По многим вопросам, относящимся к антиобщественным свойствам и качествам личности, формируемым социальной средой, единство взглядов отсутствует; остается открытым и один из важнейших вопросов — о месте субъективных факторов в цепи причин, порождающих конкретные преступления.

Оглавление

Введение..........................................................................................................3
1. Преступник и личность преступника........................................................ 4
2. Изучение потребностно - мотивационной сферы и ценностно-нормативных характеристик сознания личности…....................................................................9
3. Личность преступника как социальный тип..................................................15
Заключение...................................................................................................18
Список использованной литературы........................................................19

Файлы: 1 файл

КОнтрольная переделаное.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 
ПСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Кафедра: 

Дисциплина: Криминология

Преподаватель: Заручьевский К.В.

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Сочетание объективных и субъективных факторов преступности в современных условиях»

 

          Слушатель заочной формы обучения

                 Ф.И.О.__________________________

           Курс

          Учебная группа № _______________

 

                  РегистрацияЗФО_________________

                    подпись ответственного лица

 

             «   » ________________2011  года.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСКОВ 2011

 

 

ПЛАН:

 

Введение..........................................................................................................3

1. Преступник и личность преступника........................................................ 4

2. Изучение потребностно - мотивационной сферы и ценностно-нормативных  характеристик сознания личности…....................................................................9

3. Личность преступника как социальный тип..................................................15

Заключение...................................................................................................18

 Список использованной литературы........................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Криминологией достигнуты определенные успехи в изучении причин преступности в обществе и в исследовании причин совершения конкретных преступлений. Есть результаты и в изучении личности преступника, хотя здесь еще много неясного и спорного. По многим вопросам, относящимся к антиобщественным свойствам и качествам личности, формируемым социальной средой, единство взглядов отсутствует; остается открытым и один из важнейших вопросов — о месте субъективных факторов в цепи причин, порождающих конкретные преступления.

При объяснении преступности в обществе криминологи различают  общие причины преступности и  причины конкретных преступлений, под  которыми понимаются явления и процессы, породившие антиобщественные взгляды  данного лица и вызвавшие его преступное действие или бездействие. Отмечается многозначность причинной зависимости, неполнота причин (отсутствие неизбежности совершения преступления конкретным лицом), возможность перехода причин в условиях, способствующих совершению преступления, и наоборот, условий — в причины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Преступник и личность преступника

 

Существует тройной  механизм социальной детерминации преступности: во-первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, путем дачи ей предписаний противоправного либо противоречивого характера; в-третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчающие выбор преступного варианта поведения.

Дискуссия о соотношении  биологического и социального в личности преступника имеет непосредственный выход на практику. Авторы, отдающие предпочтение биологическому фактору, делают выводы о ведущей роли при изучении преступника психиатра, психолога, о применении биотехнических приемов и тестов. Сторонники решающего влияния социального фактора пишут о социальных программах коррекции поведения. В настоящее время ушли в прошлое крайние взгляды, отдающие предпочтение исключительно биологическому фактору, хотя немало генетиков и ряд криминологов призывают внимательно отнестись к последним достижениям генетики, не сбрасывать со счетов влияние на поведение людей генетических аномалий1.

Но всегда существовал  другой подход, жестко отрицающий биологизацию преступного поведения. В начале XX века А. А. Пионтковский писал, что нельзя объяснять изменчивое социальное явление-преступление постоянными свойствами природы человека, в том числе "преступного человека"2.

Человек совершает преступление, будучи таким, каков он есть. И, конечно, при формировании личности значимо, красив человек или он уродлив  от рождения. У него бывает разная среда общения в зависимости от этих факторов, разные жизненные пути. Одни люди импульсивны, другие тщательно взвешивают свои поступки. Не ввяжется в коллективную драку физически слабый человек и не удавалось встречать удачливого мошенника с низким уровнем интеллектуального развития.

И биологические, и социальные особенности человека, несомненно, участвуют в детерминации преступности. Не случайно в уголовном судопроизводстве проводятся судебно-психологическая, судебно-медицинская, судебно-психиатрическая и иные экспертизы, при изучении преступности, ее детерминации и причинности осуществляются междисциплинарные и комплексные исследования.

Наряду с учетом разных характеристик преступников надо разграничивать преступников, т. е. вменяемых лиц, достигших определенного возраста, и лиц, не являющихся по закону субъектами преступлений. Последние не изучаются в криминологии.

Криминологу не стоит  оспаривать по существу выводы других специалистов о наличии прирожденных программ поведения и совершении под их влиянием общественно опасных деяний. Ему важно знать, действительно ли человек мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих деяний либо руководить ими, или его поведение было жестко задано биологическими особенностями. В последнем случае человек перестает быть объектом внимания криминологов, ибо он — не преступник в уголовно-правовом смысле.

Многое еще будет  открыто и должно учитываться  теми, кто занимается человеком —  этой самостоятельной "вселенной". Но указанный выше подход криминолога носит неизменный характер. Криминолог должен отвечать на вопрос о причинах преступного поведения, деяний вменяемых лиц, действовавших в ситуациях, допускавших помимо криминального иные варианты, поведения.

Вопрос "почему же избран криминальный вариант поведения" требует анализа не детерминации в целом, а конкретно причинности. При ответе на него исследуются социальные характеристики преступников — личность преступника.

Личность преступника  изучается криминологами одновременно в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности.

Предметом криминологического изучения являются следующие личностные характеристики:

  1. "объективные", или социальные, позиции и роли; деятельность личности;
  2. "субъективные": потребностно - мотивационная сфера; ценностно-нормативная характеристика сознания.

Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля.

В криминологии целесообразно  исходить из нормативного понимания роли.

Социальная  позиция — это своеобразный "узел отношений" в социальной системе. Человек одновременно занимает множество социальных позиций. Даже только в семье он — сын (дочь), отец (мать), брат (сестра), внук (внучка). Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновременно составляемый тремя группами субъектов:

  1. государством и выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов);
  2. обществом в форме общепринятых и поощряемых общественным мнением норм поведения: моральных, эстетических, религиозных и иных;
  3. неофициальными структурами (семьей, досуговыми группировками, группами сослуживцев и т. п.) в форме неписаных правил поведения, их социальных ожиданий.

К последней группе субъектов  относятся и преступные формирования с их нормами поведения и социальными  ожиданиями.

Для каждого человека важна значимость социальной позиции, значимость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Существенна оценка личностью условий исполнения каждой роли.

Исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие. Например, отмечено, что формирование несовершеннолетних правонарушителей преимущественно под влиянием неформальных досуговых группировок развивает у них качества, важные для неофициального межличностного общения: они легко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутствуют черты, которые ценятся в трудовом коллективе: дисциплина, профессионализм и т. п.

С преступным поведением закономерно связаны следующие  социально-ролевые ситуации:

1) человек не занимает многих социальных позиций, которые позволили бы ему ознакомиться с нормами государства, "большого общества" и вести себя в соответствии с требованиями права и морали (находится в крайне деморализованной среде со специфическими представлениями и привык решать конфликты с применением силы);

2) человек занимает одновременно позиции, которые связаны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, т. е. налицо конфликт социальных позиций и ролей (правовые предписания запрещают сокрытие преступлений от учета, а руководство требует не отражать в статистике все ставшие известными преступления);

3) человек занимает такие позиции, которые прямо диктуют противоправное, преступное поведение (член преступного формирования);

4) отсутствие преемственности ролей и позиций, в результате чего отмечается неподготовленность лица к соблюдению правовых норм в соответствующей социальной позиции (это влечет нарушение правил охраны труда, халатность и т. п.);

5) человек занимает одни социальные позиции, а ориентируется на другие. Примером здесь может быть следующий: получающий скромное содержание следователь стремится утвердиться в группе удачливых предпринимателей, дорожит их вниманием и мечтает вести характерный для них образ жизни. Если ему такие предприниматели предлагают выполнить определенную просьбу, а тем более за солидное вознаграждение, указанный следователь сразу может решить две актуальные для него задачи: сохранять "дружбу" этих людей и получить необходимые средства для расточительного образа жизни. Но средство в таком случае — получение взятки и злоупотребление служебным положением;

6) конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей (конфликт реального и ожидаемого, настоящего и будущего).

 

 

 

 

 

 

2. Изучение потребностно - мотивационной сферы и ценностно-нормативных характеристик сознания личности.

 

Потребности — источник мыслительной и поведенческой активности человека, они отражают и его природные свойства (элементарные, или естественные, потребности: в пище, одежде, сне, определенной температуре существования и др.), хотя при этом бывают "социально окрашены", и чисто социальные характеристики, сформировавшиеся в обществе. В этой системе потребностей нельзя сбрасывать со счетов такие важные, которые часто проявляют себя в преступном поведении, как стремление к самоутверждению, проявлению своего "Я", познанию и творческой деятельности. Интересы, или эмоционально окрашенные потребности, в большей мере зависят от системы ценностных ориентации личности, иных содержательных характеристик ее сознания.

Под "мотивационной  сферой личности" понимается вся "совокупность ее мотивов, которые формируются  и развиваются в течение ее жизни". Ряд авторов полагают, что можно говорить о совокупности мотивов и целей3.

Выделяются следующие  основные мотивы, лежащие в основе преступного поведения и преступности:

1) общественно-политические: устройство управления государством и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т. п.;

2) социально-экономические:

а) удовлетворение "абсолютных", т. е. самых необходимых, жизненно важных потребностей;

б) удовлетворение "относительных" потребностей, возникающих в условиях социально-экономической дифференциации населения и сравнения людьми своего положения с положением окружающих;

в) достижение своего "идеала" —  некоего "материального стандарта" (сверхбогатство) или "социального стандарта" (проникновение в "высшие слои" общества), на которые ориентировано данное лицо, либо другого;

3) насильственно-эгоистическая (агрессивная в физическом или психологическом планах):

а) абсолютизация идеи самоутверждения, реализации имеющихся потребностей и интересов в любых формах;

б) самоутверждение в тех формах, которые возможны для лица в конкретных ситуациях (невоспитанный, нецивилизованный человек привычно отвечает оскорблением на замечания либо затруднение в использовании судебного порядка защиты чести и достоинства ведет к физической расправе с обидчиком); сюда же относятся случаи, когда забитый, находящийся в "нечеловеческих условиях" человек и утверждается "нечеловеческим" путем;

4) легкомысленно-безответственные:

а) отсутствует потребность и  заинтересованность в соотношении  своих поступков с существующими нормами поведения, законом;

б) избирательность такого соотношения (например, только в условиях строго внешнего контроля либо в общении  с власть имущими, но не подчиненными и "безответными людьми" и т. п.)4.

В преступном поведении и преступности указанные мотивы проявляются в различных сочетаниях. Отмечается своеобразие криминальной мотивации отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и т. д.) либо в разных типах ситуаций.

Ценностные ориентации — глубинные личностные характеристики, которые указывают на наиболее значимые для личности объекты. Обычно говорят об иерархии ценностных ориентации, которая отражает определенное предпочтение личностью одних ценностей по сравнению с другими. Важное значение имеет также устойчивость ориентации, ее интенсивность5.

Информация о работе Сочетание объективных и субъективных факторов преступности в современных условиях